Человеческое существо как существование человека

Любая материя сводится к энергии, так и мы, в самой глубинной своей природе, являемся процессом, а не вещью. Мы — человеческие существования. Мы — процесс того, что мы делаем. Мы не то, что мы делаем, мы — само делание. Мы не то, о чем мы думаем, мы — само мышление. Гордон Оллпорт однажды заметил: «Структура — это секреция процесса»1. Жизнь, процесс, беспрестанно движется, все время находится в процессе.

Другими словами, очень важной характеристикой человеческой жизни является интенциональность. «Важной» потому что намерение, интенция — центральный элемент того, что направляет нашу жизнь. Так как наша жизнь, в конечном счете, является процессом, процесс нашей жизни выражает нашу интенционгльность. Проще говоря, интенциональность — это смысл того, что мы создаем/выражаем посредством наших жизней.

Наше существование побуждает нас к деланию, действию, взаимодействию и так далее. Только в непрерывном процессе мы можем выразить/пережить наше существование. Нереализованный потенциал умирает. Мы стремимся актуализировать наш потенциал, чтобы дать действительную жизнь тому, что в противном случае останется в бездействии. У всех у нас множество потенциальных жизней и лишь небольшая часть их будет когда-либо в некоторой степени актуализирована. Наша жизнь принимает форму, которую мы из сумрака ожидания выносим на свет актуальности.

Мы всю свою жизнь боремся за то, чтобы вырвать наше бытие из-под влияния других сил и направить его в соответствии с нашими интенциями. Это настоящая борьба, потому что внешние силы стремятся направлять нас, потому что в нас самих идет такое же сражение за обладание контролем, и потому что чувство личностной идентичности, на которое нам необходимо ориентироваться, само по себе неполно. Личностная идентичность постоянно находится в процессе бытия и формируется все тем же бесконечным выбором. Мы, так сказать, конструируем автомобиль и — одновременно — пытаемся в нем ехать и управлять им. И, более того, мы должны строить его из тех материалов, которые мы собираем по дороге.

Между прочим, здесь можно заметить, что, для того чтобы иметь осмысленную жизнь, детям не нужно ни образование в той форме, в какой мы его знаем, ни дисциплина, если подразумевать под ней обучение полагаться на чужое мнение о том, что верно, а что — нет; не нужны ограничения и либерализм, не нужны хорошие примеры, не нужно избегать плохой компании, не нужны другие запреты, принятые в воспитании детей. Каждый из них приемлем в определенных обстоятельствах, но ни один

1 Оллпорт сделал это наблюдение (а может быть, процитировал кого-то еще) на Первой конференции (по приглашениям) по гуманистической психологии (см. Bugental, 1965). — Примеч. авт.

218 Раздел V. Интрапсихические процессы

не является тем самым, существенным. Для жизни, наполненной смыслом, существенно развитие чувства личной идентичности. Большинство из нас проводит жизнь в поисках этого чувства и неизбежно лишь частично достигает его.

А затем, в старости, мы должны научиться отказываться от этой личностной идентичности (от этого Эго или «я») — выходя за ее границы или противостоя реальности своей неизбежной смерти.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕНЦИЙ1

Нашему пониманию интенциональности и, следовательно, состояния невоодушевленное™, может способствовать представление о том, каким образом побуждение появляется, развивается и превращается в реальность. В табл. 12.1 представлена эта последовательность. Естественно, такое представление не единственный способ понимания этого важнейшего процесса, но он очерчивает клинически выверенные рамки, которые полезны для эффективной работы с проблемами, с которыми сталкиваются наши пациенты.

Субъективные фазы

Интенционалъноспгъ. Побуждение быть и делать возникает в реальности бессознательного. Мы можем говорить о нем, как о нашей «интенциональности». Ролло Мэй, Ирвин Ялом и Лесли Фарбер2 являются современными мыслителями, чей вклад в исследование этого чрезвычайно важного человеческого феномена был наиболее плодотворен. Мэй говорил: «Под интенциональностью я понимаю структуру, которая придает смысл переживанию... способность человека иметь намерения».

Желания. В этом котле потенциального некоторые импульсы появляются в виде генерализованных «желаний». Желание обычно неконкретно, направлено, скорее, на -переживание. Оно не соотносится с реальностью: «Я желал бы, чтобы сейчас мы оказались в Южной Франции», «Я желал бы иметь крылья и летать, как чайки». Желания легко возникают и исчезают, они могут касаться чего угодно. Тем не менее желания играют важную роль в обеспечении нашего глубинного поиска пути к возможной действительности.

Хотения. Некоторые желания соотносятся с реальностью и те, что проходят эту проверку, могут быть обозначены как «хотения». Хотение — это побуждение пережить опыт, который после проверки считается реальным. «Мы не можем перенестись в Южную Францию прямо сейчас, но мы можем — мы обязательно так и сделаем — захо-

1 Понятия, приведенные в этой последовательности, являются адаптацией концепции Ролло Мэя, изложенной в книге Love and Will (May, 1969, p. 223-245). Его трактовка интенциональности широко используется в современной литературе, и своим описанием этой последовательности я тоже обязан ей. — Примеч. авт.

2 См. Yalom, 1980; Farber, 1966. - Примеч. авт.

Глава 12. Интенциональность и воодушевленность 219

ТАБЛИЦА 12.1

Последовательность интенций

Фаза Характеристики (Примеры)
Интенциональность Желание Хотение Волевое намерение Действие Актуализация Взаимодействие Источники побуждений в бессознательном (Инстинктивные, органические, социальные и т. д.) Спонтанное, причудливое («Я желал бы летать, как птица») Надежды, томление, стремления («Когда-нибудь я хочу научиться летать») Планы,намерения («Скоро я научусь управлять самолетом») ...Пролив между субъективным и внешним... Предварительное, примерочное, пробное (Звонок в школу пилотов) Превращение в реальность, в часть жизни человека (Поступление на курсы пилотов и их окончание) Изменение среди многих других интенций (Бросить заниматься гольфом, чтобы иметь время летать) ©James F.T. Bugenta], 1978, 1982

теть спланировать нашу поездку во Францию в будущем году». Хотения обеспечивают нам репертуар возможностей. Ключом в данном случае является слово возможность; мы не действуем, исходя непосредственно из хотения.

Волевое намерение. Эта масса хотений ставит перед нами задачу отказа от чего-то. Как заметил один мудрец: «Каждый выбор — это тысяча отказов». Мы должны принимать решения о жизни и смерти, которые определяют направления нашей жизни. Эти выборы мы называем «волевыми» намерениями. Волевые значит убивающие одни возможности для того, чтобы другие из них могли существовать в наших планах. Книги и журналы выходят в количествах, которые далеко превышают мои возможности просто следить за ними. Я хочу прочесть все, но многие никогда не смогу даже открыть. Некоторые из них ложатся во все растущую груду тех, которые я намерен прочесть. Отметьте будущее время: «Я прочитаю их после».

Фазы, выносящие намерение вовне

Действие. Следующая ступень этой последовательности отмечает резкий переход от чисто субъективной и внутренней, к некоторой форме внешней действительности. Я открываю одну из дожидающихся своей очереди книг и прочитываю несколько страниц. Поступая так, я предпринимаю «действие» и вступаю в совершенно новую реальность. Однако «действие» в данном случае означает только предварительный Шаг.

Он ведет к новой точке выбора: я начал читать книгу, но сразу понял, что она не относится к интересующей меня теме. Здесь последовательность прерывается, поскольку затронуто побуждение читать именно эту книгу.

220 Раздел У. Интрапсихические процессы

Актуализация. С другой стороны, предположим, что книга именно о том, о чем я хочу узнать больше, и я читаю ее целиком. Это делает чтение книги частью действительности, тем, что есть — «актуализацией». Ясно, что важно отличать предварительные, прикидочные вторжения в действительность от ответственных свершений.

Взаимодействие. Актуализации неизбежно производят сдвиги в последовательности. Из-за того что я прочитал эту книгу полностью, три другие выпали из области волевых намерений в область желаний. Это финальный шаг — «взаимодействие». Каждое актуализированное побуждение вызывает движение и перестройку среди других побуждений

«Ворота», через которые должны пройти намерения

Если проследить последовательность, в которой в этой модели проходят побуждения, то мы увидим, каким образом они отсеиваются и как получается, что в итоге их остается совсем не много. Естественно, большинство побуждений уничтожается неосознанно, на основании устоявшихся привычных образов и суждений. Если бы мы были вынуждены принимать все эти решения сознательно, то были бы буквально недееспособны. Тем не менее нам необходимо осознавать, что этот процесс идет •непрерывно и без нашего сознательного «надзора».

В ходе психотерапии всегда принципиально важно сделать осознанными те способы, с помощью которых пациент в некоторых ключевых областях своей жизни производит выбор забыть/актуализировать. Во многих подходах это вполне обычная практика, правда, это редко описывается в таких терминах и такая работа редко бывает формализована.

Особенно полезно в работе с пациентами, имеющими проблемы с использованием своих возможностей, оказывается исследование того, что блокирует выполнение их намерений. В табл. 12.2 перечислены ворота, которые должны быть при этом пройдены. Такое понимание затруднений пациентов часто помогает определить местоположение интрапсихического сопротивления действию.

ДУХ И ВООДУШЕВЛЕННОСТЬ

В этом разделе я изложу ускользающую, но важную концепцию, раскрывающую понятие «дух». Сидней Джурард1 предположил, что словарю психологии необходимо такое дополнение, и я думаю, что психотерапевтам оно необходимо еще больше.

Хотя это слово окружает аура религии и мистицизма, само понятие слишком необходимо нам, чтобы из-за собственных предрассудков (если таковые имеются) недооценить его значение в нашем искусстве.

Предпосылки и переживание невоодушевленности

Самым главным «бизнесом» человеческой жизни является перевод интенций в действительное, по мере того как мы стараемся получить тот жизненный опыт, кото-

1 Jourard, 1963. См. также сноски к главе 10 относительно «духа». — Примеч. αβτη.

Глава 12. Интенциональность и воодушевленность 221

ТАБЛИЦА 12.2 «Ворота», которые должны пройти побуждения, чтобы достичь актуализации

Фаза «Ворота», которые нужно пройти
Интенциональность Желание, Хотение Воля Действие Актуализация Взаимодействие Есть ли здесь какая-то степень осознанности? Реалистично ли оно? От чего нужно отказаться, чтобы пропустить его вперед? Нужно ли предпринимать какие-то открытые действия, чтобы оно начало осуществляться? ...Пролив между субъективным и внешним... Нужно ли его осуществлять полностью? Что еще нужно изменить?

рый, как мы уверены, нам нужен и которого мы хотим. То, как мы ведем этот бизнес, зависит, прежде всего, от того, как мы определяем себя и свой мир, — от системы конструктов «Я-и-Мир», которая описана нами в главе 10. Побуждения, важные для такого ощущения бытия человека, при котором знакомое (ему самому) «я» находится в знакомом мире, нуждаются в надежной актуализации. Когда этого не случается, то растет тревога, накапливается большой запас неудовлетворенной, интенционально-сти, и все это ослабляет жизненную силу. Это переживание невоодушевленности.

. Термин «невоодушевленность» характеризует состояние блокированной интенци-ональности и сопровождающие его чувства уныния и (часто) тревоги. Значения термина «тревога» является в чем-то более широким, а в чем-то более ограниченным, в данном случае, имеется в виду специфическое чувство, которое может возникать под влиянием целого ряда причин.

Естественно, я понимаю, что и у интенциональности могут быть внешние препятствия. В этих случаях появление невоодушевленности в общей картине не столь вероятно. Вместо нее мы можем увидеть враждебность, пассивную агрессию, смятение или психотическую декомпенсацию. Когда блокированная интенциональность выливается в противостояние с неприемлемыми альтернативами, тогда мы можем видеть это противостояние одновременно с невоодушевленностью. Если с точки зрения этой связи рассмотреть концентрационные лагеря, то станет более понятна пассивность заключенных, которую столь часто отмечают.

Ожидания и воодушевленность. Пробуждение ожиданий сопутствует приближению к актуализации. Таким образом, чем ближе к реализации подходит побуждение, тем сильнее бывает потеря воодушевленности, если это побуждение блокируется.

Конечно же, это описание слишком упрощенно. Побуждения не существуют и не продвигаются по отдельности; они объединены в группы, и эти группы часто пере

222 Раздел V. Интрапсихические процессы

крывают друг друга. Мое хотение побывать в Южной Франции включает в себя намерение повидать знакомые и незнакомые места, пожить в другом темпе, отведать чудесной пищи — короче, много разных вещей. В свою очередь эти побуждения перекрываются другими — пересмотреть расписание работы дома, проводить больше времени с друзьями и т. д Когда эти группы импульсов слишком часто блокируются и отсекаются, то в результате ширится невоодушевленность. Если нам не удастся выбраться в это путешествие, то мы обнаружим, что нам труднее сохранять энтузиазм в обычной деятельности. (Естественно, верно и обратное: когда мы актуализируем важное побуждение, то и в других сферах мы находим новый интерес.)

Отказ. Важны каждые ворота, которые должен пройти импульс, чтобы быть актуализированным, но больше всего проблем для многих людей создают те, что отделяют хотения от волевых намерений, т. е. отказ. Для многих из нас, живущих во времена все возрастающих ожиданий, тяжело отказываться от возможностей, тяжело даже тогда, когда держаться за эти возможности — значит препятствовать актуализации желаемого. Мы должны отпустить их. Выше я говорил о том, что мы должны постоянно делать ставки. Фишки, которые мы ставим, — это наше время, возможности, надежды, наши жизни. Иногда мы выигрываем, иногда — теряем фишки, но всегда хотим выиграть все.

Актуализация и отказ. Актуализация и отказ — это два противоположных полюса: актуализация дает жизнь, делает возможности реальностью, отказ управляет смертью. Смерть эта очень реальна. То, чем мы могли бы стать, но никогда не станем, то, что мы могли бы сделать, но никогда не сделаем — все это уходит так же безвозвратно, как одноклассник, убитый на войне. Терапевт должен помнить, что смерть значимых возможностей вызывает траур, и необходимо работать с этим горем. Это искренние боль и печаль, и нужно выделить время на то, чтобы проработать это.

Гнев. Есть еще несколько примеров, показывающих, как эти понятия соединяют в себе целый ряд переживаний. Подавленность (дисфория), которая так характерна для периода невоодушевленности, является эмоциональным аспектом работы с отказом и огорчением. Часто с ней связаны гнев или ярость, лежащие в основе депрессии. Такой гнев — эго ответ на блокирование важных областей и на необходимость отказаться от значимых взглядов или интенций. (Полезно различать дисфорию как эмоциональное состояние и депрессию как клиническую категорию. Первая часто является приемлемым ответом на негативные переживания, вторая представляет собой устойчивое состояние, лишь ограниченно связанное с текущими событиями.)

Инертность. В обычной картине депрессии/невоодушевленности часто как элемент встречается инертность — неспособность заставить себя действовать. Доминирующие импульсы блокированы, а жизненно важные их замены еще не активированы. Кажется, что ни одно дело не стоит того, чтобы его делать. Этот период без активности часто служит полезным целям. Он дает время для перестройки интенций, для того чтобы сделать необходимые отказы, для работы с горем, если понадобится; время, необходимое, чтобы человек мог накопить эмоциональную энергию для реализации новых интенций.

Глава 12. Интенциональность и воодушевленность 223

Естественно, осознать большую часть того, что мы описываем, можно лишь частично. В интенсивной психотерапии, в которой пациент открыто учится поиску внутри себя, эти процессы становятся очевидными.

Вынужденные действия. Некоторые люди не имеют доступа к своей внутренней жизни и пытаются — часто при поддержке семьи, друзей и даже некоторых психотерапевтов — «привести себя в порядок и что-то сделать». Этот тип вынужденных действий, лишенных корней в бессознательном и глубинной интенциональности, редко бывает успешным, не принося, как правило, удовлетворения тем, кто пытается так поступать, и фактически может стать деструктивным, так как увеличивает отчуждение от себя. Те, кто пытается этим путем преодолеть блокированную интенциональность, часто испытывают неудовлетворенность, переживают чувство фальши или бессмысленности.

Сказать, что эти попытки «редко бывают успешными», значит признать, что в некоторых случаях побуждение к действию бывает полезным. В основном, это те случаи, когда человек, переживающий депрессию, уже проделал большую работу с отказом и горем, но все еще колеблется предпринять предварительные «действия», с которых начинается отход от инертности. Эта работа может идти любым из трех путей (или представлять собой их комбинацию):

а) путем естественной, но неосознаваемой эволюции, который подсказан системой интенциональности;

б) путем текущих психотерапевтических усилий;

в) путем самостоятельного целенаправленного исследования себя, в котором могут быть использованы умения, вынесенные из предшествующих занятий психотерапией.

В любом случае начало слома инертности может послужить толчком к мобилизации интенциональности и возвращению к воодушевленной жизни.

Переживание невоодушевленности

Нижеследующее — автопортрет эпизодической депрессии, написанный человеком исключительно благополучным в другие периоды своей жизни. Тяжесть симптомов не является отличительным признаком глубокой депрессии. Гораздо важнее, насколько широко заблокирована способность продолжать актуализировать интенции. Человек, который написал этот отчет, способен эффективно работать со своей интенцио-нальностью во многих областях жизни, но в некоторых значимых областях он все еще заблокирован.

Я чувствую себя окаменевшим. Лицо застыло. Больно открыть рот, а глаза все время готовы закрыться. Все вокруг слишком ярко для той тьмы, в которую мне хотелось бы закутаться. Руки тяжелые и двигаются слишком медленно. Ни одно дело не стоит усилий, все, что сделано до меня, лучше, чем все, что я способен когда-либо сделать. К чему беспокоиться, если все так тяжко и бесполезно?

Все люди вокруг меня разговаривают слишком громко и слишком быстро. Они ждут от меня, чтобы я «что-нибудь делал, что-нибудь делал». Они движутся все быстрее и быстрее, а я — все медленнее и медленнее. Скоро я вообще остановлюсь. Совершенно

Раздел V. Интрапсихические процессы

неважно, как сильно они на меня давят и как громко на меня кричат, я не желаю их слушать, я не буду двигаться.

Бывали времена, когда я чувствовал себя по-другому, но сейчас я могу лишь вспоминать о том, как я себя чувствовал тогда. Я знаю, что я что-то делал, смеялся и болтал с друзьями. Кто мои друзья? Я не думаю, что у меня кто-то остался. Они нереальны. Они хотят изменить меня, давят на меня, заставляют меня ощущать себя другим. Но я — камень, гранит — окаменевший до самого сердца.

Это плохой день. Я не хочу ни с кем разговаривать, не хочу откликаться на любые требования. Лучшее, что я могу сделать, — это запереться в своей комнате и быть один. Я знаю, что если я этого не сделаю, то быстро найду повод обвинить их — тех других, кого, я помню, я привык любить, но кого я сейчас ненавижу.

Вторичные реакции. Наша культура осуждает любые отклонения от хорошего самочувствия или устойчивого уровня продуктивности как неправильные, как проявления болезни или морального краха. Эти навязанные обществом суждения вторичны, и не стоит путать их с первичным процессом потери воодушевленности. Такие вторичные реакции на невоодушевленность могут принимать множество форм: обвинение, стыд, чувство вины, обвинение себя или других; гнев, раздраженность или провоцирование гнева; изоляция и уход; иногда — насилие, направленное на себя или других.

Третичные реакции. Часто психотерапевты замечают и третичные реакции." Они принимают форму неприсутствия или отстраненности, когда пациенты дистанцируются от своей невоодушевленности и связанных с ней процессов. Среди наиболее часто встречающихся тактик дистанцирования мы видим следующие: излишняя рациональность, сардонический псевдоюмор, горечь, беспомощное отступление и неуместная зависимость.

Необходимо осознавать, что предшествующие параграфы являются описанием слоев сопротивления (глава 10) с точки зрения их динамических истоков. Когда ниже мы будем говорить о психотерапии невоодушевленности, то будем работать в противоположном направлении.

Наши рекомендации