II. Общие приемы терапии творческим общением с природой
1.Рассказываю пациентам перечисленные выше механизмы: когда их знаешь, легче к ним повернуться.
2. Часто дефензивному человеку важно устроить свою жизнь так, чтобы была возможность не пропускать вехи хода природы, опираться на них: многие дефензивы зависят от природы, как сиамские близнецы — друг от друга.
«Общение с Природой входит в мой обмен веществ, и в прямом, и в переносном смыслах. Когда нет возможности видеть полный природный цикл, хотя бы в его вехах, участвовать в нем, возникает абстинентный синдром. Ведь я на эти вехи опираюсь...» (А., 34 л.).
3.Гулять в Природе очень-очень медленно... «В одиночестве, в тишине послушать Природу, прикоснуться к ней» (А., 34 л.).
«Золотая осень — прекрасная пора. В лесу деревья стоят золотистые, листья под ногами шуршат. Запах травы, листьев, запах осени — свежий. Солнце светит ярко и тепло еще. Слышно птицы поют. Изредка подует ветер, постепенно все опадают листья. Чувствуется движение в природе.
Ухожу из леса в оживленном настроении.
На следующей неделе снова прихожу в лес, ожидая увидеть его таким же. Но ничего подобного не вижу. Он стал совсем другим. Ни запаха, ни ветра, никакого движения не было. Лес стоял почти голым. Была только тишина Я прислушалась эту тишину[145]. Золотая прекрасная пора кончилась, а лес стоит такой покорный и ждет зимы.
Тишина и покорность.
Природа на миг остановилась.
И во мне что-то изменилось. Вся тяжесть с меня ушла, остались грусть и легкость.
Я медленно шла уже обратно, но что-то меня остановило, я машинально повернулась назад. Мне не хотелось уйти из леса. Лес тянул меня к себе.
Такого сильного впечатления, наверное, в жизни у меня не было. Придя домой, я села и все думала о лесе. Мне жалко было чего-то. И почему он такой покорный стоял?» (М., 29 л., Schizotypical Disorder).
4. День — царство человека. Вечер или утро — ранние (сумерки) — царство природы, не боящейся человека. Ходить в природу в сумерки.
5. «Когда один и нет радости, можно попробовать присоединиться к Природе и вместе с ней порадоваться Солнцу» (А., 34 л.).
6. Читаю пациентам загадку хоббита об одуванчике: «Огромный глаз сияет // в небесной синеве, // а маленький глазок — // сидит в густой траве. // Большой глядит — и рад: // "Внизу мой младший брат!"» (Толкин Дж. Р. Р. Хоббит. — СПб, 1992. — С. 70).
Ср.:
Дай тепла мне, солнышко,
Помоги мне, матушка, —
Так у мать-и-мачехи
Силы я прошу.
Этот образ радужный,
Светом разосвеченный,
Как чистую[146] слезинку жизни,
В сердце я ношу.
28. 04. 97
Ю., 22 л., Psychopathia asthenica
7. Важно рассказывать пациентам (и советовать им узнавать самостоятельно, подталкивать к этому) «контекст» жизни той природной отдельности, которая оказалась по душе: в природе все друг с другом связано, и, например, место, где живет купавка, несет в себе что-то от купавки, а она — от него.
Ср.: «Знаешь, отчего хороша пустыня? <...> Где-то в ней скрываются родники...» (Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц. — М., 1991. — С. 53).
8. Когда о человеке что-то знаешь, скорее к нему привяжешься (к незнакомому — нет). Так и к растению, всей природе.
9. Смотреть происхождение русских народных названий цветов, растений вообще; даже животных; всего природного. Это — и творческое общение с природой, и изучение русского характера (психастенического).
10. Читать пациентам (и советовать им читать самостоятельно) «Календарь русской природы» А. Н. Стрижева и другие книги этого ряда.
11.Составлять календарь природы. Сравнивать записи разных лет.
12. Хорошо — иметь рядом больше фотографий природы, чем художественных картин (или их репродукций): фотография (даже художественная) не столь сильно навязывает характер, индивидуальность, тему автора; в общении с фотографией природы больше возможности работать индивидуальности зрителя. (А из произведений изобразительного искусства пациенты обычно сами выбирают картины природы.)
13.Как картину — которую самому необходимо дорисовать — можно помещать, поближе к себе, хокку.
14. Устраивать возможность часто видеть изображения созвучного в природе — общаться с ними, вспоминая-собирая себя.
15. Писать эссе — о созвучном и несозвучном в природе (когда пишешь, мысль делается отчетливее, становишься себе яснее). То же — рисовать (рисование помогает вчувствоваться в то, что передаешь, увидеть подробнее), фотографировать.
Советую пациентам художественно работать в зоопарке, даже — просто бывать там.
Фотографировать забавные выражения животных (например, дефензивную улыбку собаки), потом смотреть фотографии — когда плохо. Пациентам показываю такие снимки, посылаю в письмах, дарю.
Хорошо — срисовывать животных. И растения. Любое природное. Особенно — созвучное. — При этом подробнее видишь и себя тоже.
Писать словесные портреты природного. Природы вообще (в целом), характеров в природе.
Фотографировать, рисовать, писать «полифонию» Природы в ее ярко-выраженных формах: они позволяют максимальный творческий подход. Дарить такие художественные произведения пациентам.
Писать художественное по фотографии, слайду природы (в том числе, своим собственным). «Полифония» природы (загадочный-многозначный символ) помогает этому.
Переписывать или читать вслух важное для себя о природе: глубже чувствуешь ее тогда, будто в нее входишь.
Некоторые пациенты просто раскрашивают лист бумаги любимыми цветами (например, карандашами — тех цветов, к каким рука потянется), чтобы оживить себя: исток цвета — природа.