О помощи шизотипическим пациентам творческим общением с природой
7. 2. 2. 1. К терапии творческим общением с природой
На одном из занятий группы творческого самовыражения (Психиатрическая больница № 12, Москва) искали свое отношение (= себя в своем отношении) к искусственным и живым растениям. Для субдепрессивных эндогенно-процессуальных пациентов главным оказалось наглядное движение живого,непрерывное, уверенное: «не чувствующим себя живыми» помощь — почувствовать, понять такое же движение в самих себе. «Растет фиалка в горшке на моем письменном столе, посмотрела на нее как-то, и подумалось: "Вот еще на час мы с ней состарились — я перебирала в душе всякие неприятности, с которыми все равно ничего не сделаю, потому что не от меня зависят, а она новый бутон готовила. Выходит, от ее жизни в этот час пользы больше было. Стало завидно и стыдно"», — сказала А., 32 л. Она же, видящая себя по характеру «сказочницей-загадочницей», отметила как целебное для нее, что «в живом — тайн без дна, а в подделке — ни одной».
7. 2. 2. 2. Психотерапевтическая «03»
В психотерапевтическом венце Природы, думаю, остается незамеченной жемчужина разнообразия.
В очень тягостном душевном состоянии трудно, порой невозможно активное творчество. Попытки пассивного творчества вне Природы часто гасятся отсутствием характерологически созвучного в оказавшихся под рукой художественных и научных произведениях, вообще в окружающей обстановке, а противоположное по духу не вполне помогает почувствовать себя собой («Я не А и не В; может быть, С, а вдруг — Д?..»). Мучительное настроение порой не позволяет снять книгу с полки, искать, ждать интересное, близкое по радио, телевизору, на кассете. Советую своим сложным дефензивным пациентам войти в Природу, она поистине психотерапевтическая лечебница, важно просто войти в нее, доверяя ей.
Надежно проверено, что человека — с любым складом души — она мягко повернет к его началу — приятно окунет в детство, «заразит своей бестревожностью», не осудит, не заставит подозревать двойное дно, — значит, оживит чувства (см. работы М. Е. Бурно разных лет). Они дадут силы выбирать, искать себя, свое «я» дальше. Природа содержит намеки на все типы человеческих характеров. Она сразу ненавязчиво предлагает характерологическое зеркальце тревожной, депрессивной, потерявшейся, потерявшей лик душе, бездонная Ее Индивидуальность прорисовывает твою духовную особенность. Так, «полифонисту» (пациенту с шизотипическим расстройством), отразившись в древней юной иве, с улыбкой предположив демонстративный радикал в застенчивом ландыше, задумавшись о степени вероятности соединения в себе тревожных сомнений реалистической березы и Гармонии-Закона аутистической сосны, убедившись в не изменяющей поддержке Праматери, переспросив путь, определенный Ею, окрепнув в свободе нестандартности, легче вернуться на главную творческую дорогу. Поэтому называю Природу психотерапевтической скорой помощью.
7. 2. 2. 3. Шизотипический творческий путь к Природе
Свои психотерапевтические тропинки в Природе подсказаны каждому характеру. Не вижу на психотерапевтической природной карте только источников, целебных «мозаичной» душе, в том числе «полифонистам». Мои поиски указали на маргинально-редкое, неожиданно-нестандартное, эмблематически-загадочное, упорно таинственное (долго не поддающееся ученым), неоднозначное, неопределенное, на первый взгляд абсурдное, — без зависимости от географических координат. «Полифонисты», чувствуя себя «иными» (есть этимологическая точка зрения, что это слово в древности имело синонимы «один», «одинокий»), странными = «странниками» (= «с другой стороны», «из другой страны»), «не такими, как большинство», «инопланетянами», тянутся к такому же загадочному, полифоничному в Природе. Им помогает быть самими собой (= лечит) соединение обычно не соединимого, редко соединяющегося, несущего в себе уже привычно, но для них обостренно важно, противоположности (например, совмещение явлений из разных времен года, межсезонье, сумерки). Так, душевно, духовно сложному полифонисту часто помогает Осень — вся, любая, и снег на зеленой еще траве, и прощальный тоскливый дождик, ненастный тревожный ветер, пронзительное солнце, разлитое всюду ранней осенью, потерявшие родину листья, бабочка среди них высоко в небе, цветущий в октябре шиповник, почти зимняя вдруг гроза...
Дарю таким пациентам художественные картины полифонии Природы, прошу писать к ним рассказы, останавливать на фотопленке, бумаге портреты своей души, подсмотренные в характерологических природных зеркалах, искать и запоминать тропинки к кладовым творческого вдохновения, имея при этом в виду, что ни одному характеру (который живет в их «мозаике» лишь радикалом) Природа не открывает свою полифонию до глубины настоящей ценности.
7. 2. 2. 4. К терапии творческим общением с природой дефензивных шизотипических пациентов
Терапия творческим общением с природой — одна из методик терапии творчеством в Терапии творческим самовыражением.
Понимаю ТТС как лечение дефензивных пациентов (т.е. пациентов с тягостным переживанием собственной неполноценности) их творческой=нравственной жизнью=любовью: творчество есть способ-возможность быть полезным своей духовной особенностью[143], ТТС помогает духовной индивидуальности опереться на ее характерологическую основу, дабы она (индивидуальность души) могла выразить себя естественно-полно.
Тоскливость по временам не позволяет шизотипическим пациентам активное творчество (создание собственных материализованных произведений). Подспорьем активному творчеству служит пассивное — творческое общение, в самом широком смысле.
Творчески общаться дефензивный человек способен практически со всем, но легче творчески обратиться к индивидуальному — художественным произведениям, людям (прежде всего — самобытным), природе.
В самые тягостные периоды жизни души первым помощником шизотипическим пациентам оказывается природа. О психотерапевтических механизмах творческого общения с ней, специфических психотерапевтических приемах подробно говорим с пациентами на индивидуальных и групповых сеансах ТТС (потому что к лекарству, о котором много знаешь, обратиться легче).