Терапия творческим самовыражением в педагогике
Инициатива и первый опыт применения в педагогической практике элементов Терапии творческим самовыражением принадлежит академику А. Е. Штеренгерцу.
В середине 80-х годов, ориентируясь на положение автора ТТС о том, что основы каждого характера заложены в человеке изначально, А. Е. Штеренгерц стремился в процессе обучения и воспитания детей, больных детским церебральным параличом, находившихся на лечении в одесском санатории им. Октябрьской революции (главный врач В. Г. Катков), объяснять им особенности характеров людей, сильные и слабые стороны каждого характера и, тем самым, стимулировать детей и подростков, узнавших свой характер, его ценности, к проявлению в учебе присущих им способностей, мобилизации воли к высвобождению положительной энергии, оптимизирующей учебный процесс. Эта же методика была использована в дальнейшем по рекомендации А. Е. Штеренгерца и в других санаториях Одессы (например, в детском санатории «Зеленая горка» — А. А. Носачем, в санатории «Хаджибей» — В. П. Пруссом).
В 1990 году модифицированный вариант ТТС был применен при преподавании литературы на педагогическом факультете Южно-Украинского университета им. К. Д. Ушинского (бывший Одесский педагогический институт им. К. Д. Ушинского) В. И. Яном — в процессе изучения литературных произведений (наряду с решением дидактических задач), что помогало студентам познавать характерологию — через характеры героев произведений.
В 1991 году на основании личных наблюдений Е. А. Поклитар и А. Е. Штеренгерц в работе по изучению психологических механизмов Терапии творческим самовыражением показали, что ТТС является своеобразным способом преломления через внутренние природные закономерности субъекта, присущие его личности, осознанных и бессознательных душевных и духовных побуждений, что в конечном счете проявляется мобилизацией резервных возможностей психики человека, формирует честное отношение к миру и к жизни. Этот вывод, по сути, явился аргументом для оценки ТТС не только как терапевтического (вырывающего людей из замкнутого круга болезненных переживаний), но и гуманитарно-культурологического метода, способного делать людей образованней и нравственней, формировать их творческую индивидуальность, осознанно обретать свое достойное место в обществе.
Сообразуясь с такой оценкой возможностей ТТС, в середине 90-х годов Е. А. Поклитар разрабатывал, а Т. Е. Конрад-Вологина внедрила в процесс школьного воспитания способ формирования творческой индивидуальности учащихся младших классов. Этот способ основывается на трех принципиальных положениях: 1) «познай характеры людей»; 2) «найди среди них свой характер и присущие ему склонности и устремления»; 3) «выбери для себя (сообразно своему характеру) путь в жизни, род занятий и увлечений».
Согласно предложенной методике, занятия по формированию творческой индивидуальности проводились в группах продленного дня. Технология занятий полностью коррелировала с технологией ТТС.
В настоящее время метод М. Е. Бурно обретает в своей гуманитарно-культурологической направленности свойства эффективного способа профилактики вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и токсических средств) в молодежных коллективах (Л. И. Бурчо). На основе ТТС конструируется методика коррекции девиантного поведения подростков (А. В. Лупол).
Авторы на основании углубленного междисциплинарного исследования и личного опыта имеют возможность оценить преимущества и увидеть перспективу дальнейшего развития внелечебных схем ТТС.
В исследованиях, посвященных теории и практике ТТС, неизменно подчеркивается непсихоаналитическая сущность метода. Действительно, психоанализ З. Фрейда, построенный на сказочно-символических моделях борьбы сознания с бессознательным (Эдипов комплекс, комплекс Электры, родовая травма и др.), умозрительно толкует направленность поступков и поведения человека без учета особенностей конкретной полнокровно-цельной личности. Опираясь на определенную символическую модель, психоаналитики направляют свои усилия на изменение человеческого характера. В противоположность такой установке, ТТС оценивает основу характера человека как нечто врожденно-природное и преследует иную цель — адаптировать человека в социальной среде с учетом его природной творческой индивидуальности. Таким образом, сохраняя первозданную сущность личности, не искажая ее, ТТС стремится выявить созидательно-творческие потенции человека, повысить уровень его личной духовной культуры, несущей в себе целебную душевную и физическую силу. Вот почему ТТС — одна из форм лечения духовной культурой — становится одновременно частью культурной жизни человека.