Методики терапии (профилактики) творчеством
1. Терапия (профилактика) созданием творческих произведений
Творческое произведение есть истинное произведение литературы, искусства, науки и техники — только тогда, когда оно общественно необходимо на долгие времена. В большинстве же случаев творческое произведение остается просто таковым, несущим в себе индивидуальность автора, нравственно связывая его с некоторыми другими людьми (родными, знакомыми, товарищами по психотерапевтической группе), способствуя развитию его творческих способностей вообще.
Основное содержание методики
А. Терапия созданием творческих художественных произведений: проза, поэзия, творческая фотография, ваяние, графика и живопись, художественное творчество способом выбора созвучного тебе из природы (живописный камень, лесной корень, например, так смешно напоминающий осанку знакомого человека), вышивание, вязание, выпиливание, чеканка, сочинение музыки, исполнительское творчество, кулинарное творчество и т.д.
Так, группа получает задание написать каждому дома короткий рассказ-воспоминание о радостном дне в детстве, о разговоре с интересным человеком и т.д. Или — нарисовать карандашом, фломастером во время занятия близкий душе уголок природы, дом (например, тоже из детства). Пусть рисунки будут неумелыми, но своими, выражающими характер, настроение. Один вид творчества возбуждает другой, к которому человек более способен. Так, любительские акварели Лермонтова не могли не участвовать в развитии его поэтического, писательского дара.
Б. Терапия (профилактика) созданием творческих научных и технических произведений.
Так, в журнале «Юный натуралист» В. Гудков в своей содержательной «Школе фенолога» описывает с собственными рисунками, как сам одухотворенно-внимательно наблюдает природу, и дает советы — исследовать что-то неизвестное. Вот ему так и не удалось проследить за зимовкой гольцов (огольцов). Может быть, это удастся читателю (Юный натуралист. 1986. № 9. С. 13). Однажды ему «удалось видеть, как линял большой зеленый кузнечик» (Юный натуралист. 1987. № 7. С. 13). Подобные крохотные открытия, которые способен делать каждый интересующийся (с блокнотом, карандашом, фотоаппаратом), имеют серьезное значение для хозяйства страны, и возможно в этом отношении научно помогать специалисту-биологу.
2. Терапия (профилактика) творческим общением с природой
Для того, чтобы обрести свою, целебно-творческую дорогу к природе, важно хоть немного существенного знать о природе и почувствовать, чем отличается твое, личностное восприятие природы от восприятия людей с другими характерами.
Подробнее об этих двух моментах.
А. Существенный минимум знаний о природе. Это — живое представление о законах природы, о родстве человека с ней, элементарное знание конкретных насекомых, птиц, растений, камней, звезд, повседневно окружающих нас, понимание некоторых «механизмов» психотерапевтического (психопрофилактического) воздействия природы на человека.
Например, рассматриваем в группе творческого самовыражения цветные слайды бузины, лопуха, хмеля, колокольчиков, сорных трав, составляющих бурьян, и затем слушаем внимательно чтение вслух того места из повести Гоголя «Вий», где напуганный Хома Брут пытается бежать от принудительной жути чтения молитв по молодой ведьме — в поле через запущенный панский сад, наполненный именно этими растениями.
Б. Умение видеть-понимать, как по-своему люди разного склада воспринимают, чувствуют природу. Тут возможно читать в группе описания природы разными писателями, рассматривать картины пейзажистов, коллекции насекомых, камней, гербарии и т.п. Если сангвиническим натурам свойственно мягкое, естественно-полнокровное отношение к природе с растворением в ней (без противопоставления себя ей), то аутистические люди часто воспринимают природу сложно-символически, философически, демонстративные — с чувственной картинностью, позой, напряженно-авторитарные — с оттенком хозяйственной, утилитарной серьезности и т.д.[7]
Таким образом, творческое общение с природой — это не просто «отдых на природе», не просто больше, чем прежде, быть с природой. Нередко напряженный душевно человек подолгу живет среди природы (на даче, в селе, в экспедициях), но не получает от природы серьезного облегчения, пока не научится в процессе наших занятий особым, творческим образом «подстраиваться» в тишине к природе — видеть, чувствовать ее по-своему (т.е. воспринимать, например, клен, осину не тургеневскими, не пришвинскими глазами, а своими, как бы фотографировать глазами, душой свое, созвучное в природе). Осознавая впоследствии, что чуждо, что близко ему в природе, сравнивая это с отношением к природе разных характерами живописцев, композиторов — в их произведениях, человек отчетливее ощущает свое, себя как личность.
3. Терапия (профилактика) творческим общением с литературой, искусством, наукой
Хорошо бы научиться по-своему читать, смотреть картины, слушать музыку, чтобы это уточняло, проясняло свой жизненный путь. Не следует распыляться в книгах и музеях. Важно медленно читать, внимательно смотреть, слушать главное, то, что поистине помогает быть самим собою, а такого, как правило, не так уж много. Случается, человек только в пятьдесят лет на наших занятиях узнает вдруг, что есть глубоко созвучный, близкий ему писатель, благодаря рассказам которого лучше понимаешь себя, свои переживания, конфликты, яснее теперь, как поступить в жизни, и хочется читать все, написанное этим писателем, и все — о нем. Если, например, людям с сангвиническими свойствами ближе, созвучнее в этом смысле Пушкин, Кольцов, Тургенев, А. Островский, Гамзатов, Окуджава, Айтматов, Рафаэль, Рубенс, Рембрандт, Тропинин, Пластов, Моцарт, Глинка, Штраус, Хачатурян, то аутистическим натурам — Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Ахматова, Арагон, Рублев, Петров-Водкин, Лентулов, Шагал, Глазунов, Бах, Шостакович и т.д. Это вовсе не значит, что читать, смотреть, слушать надо лишь свое, созвучное. Необходимо погружаться и в иные нравственные способы, стили переживания, восприятия мира — дабы лучше знать себя в сравнении с иным, лучше знать других, научиться ценить не похожее на твое, понимать, что ты не «глупый», не «тупой», а другой («просто не созвучно мне это») — и через все это, в конце концов, яснее видеть свою общественно-полезную особенность.
Настоящая методика включает в себя также клинико-психотерапевтическое воздействие фольклора, афористики, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и т.д.
Свое, творческое отношение к произведениям науки легче всего выяснять, вчитываясь (уже «по-взрослому») в школьные учебники и в оригинальные работы ученых, проникнутые движением их мысли и одновременно движением сердца. Изучение на досуге любимой науки (например, в общедоступных произведениях, написанных Фарадеем, Тимирязевым, Ферсманом) открывает глаза человеку, особенно неуверенному в себе, укрепляет его в том отношении, что многое вокруг становится понятнее, а значит, неуверенный человек тверже стоит теперь на земле.
4. Терапия (профилактика) творческим коллекционированием
Творческие целебные коллекции могут показаться маститым коллекционерам нелепостью, т.к. как будто бы не несут в себе никакой системы. На одной странице альбома — марки с изображением лесного гриба, с портретом современного композитора, с жанровой картиной художника, жившего столетия назад, да еще сбоку — открытка с изображением огородных овощей. Или в одной коробке — и камень, подобранный на крымском побережье, и перо птицы или шишка из подмосковного леса, и кусок ржавой колючей проволоки военных времен. Но система тут есть, и она заключается в том, что все эти разнообразные предметы коллекций созвучны, близки собирателю, отражают его духовную особенность, утверждают в себе самом, а все чуждое ему (во всяком случае, ему сегодняшнему) здесь отсутствует или расположено (для сравнения) на другой странице альбома, в другом ящике.
5. Терапия (профилактика) творческим погружением в прошлое
Это — духовно-целебное прикосновение к своему прошлому (детство, молодость, ушедшие из жизни родители, деды, прадеды), к прошлому народа, страны, Земли, Вселенной — с пониманием своей кровной (материальной и духовной) связи со всем этим, с ощущением — и в этом прикосновении — своей индивидуальности, неповторимости, своего места в мире, в общественной жизни. Старинные фотографии, рассказы о детстве, записи живых воспоминаний современников (например, ветеранов войны с возможностью увековечить это бесценное), повседневное или время от времени общение с ковриком, висевшим некогда у твоей детской кроватки, свидетелем школьных ангин, и т.д. Когда человек трогает древний дуб в Коломенском, с которым общались люди времен Ивана Грозного и Петра Первого, он чувствует связь с предками, а через них — с сегодняшними людьми (на экскурсии и на службе), ставшими от этого ближе ему, т. к. предки-то общие, корни — одни. Так возникает чувство, понимание общности, единения с людьми, чувство своей духовной и материальной неслучайности в мире. В общении с письмами, фотографиями дедов, прадедов человек яснее ощущает свое «Я» через похожее, общее с предками («у прабабушки на фотографии такие же ямочки на щеках», «деду в его письмах было неприятно то же, что и мне» и т.д.). Погружаясь в детство (читая книги своего детства, рассматривая свои детские рисунки, коллекции), оживляемся красками, запахами, «музыкой» детства, поскольку в это время происходит и биологическое оживление тех мозговых «подкорковых» механизмов, с которыми тесно связано наше волшебно-красочное детство.
6. Терапия (профилактика) ведением дневника и записных книжек
Существо методики — творческое изучение себя благодаря разнообразным повседневным записям о себе, о людях, о природе, о жизни. Записная книжка-дневник хороша и тем, что в ней можно все, что угодно, по-своему записать, нарисовать, решить, рассчитать, сохранить в ней (как и в фотографии) какое-то дорогое воспоминание, ощущение, почувствовав себя от этого увереннее в отношении, например, трудных обстоятельств жизни, побудивших к этой записи. С такой книжкой всегда можно быть вместе.
7. Терапия (профилактика) домашней перепиской с психотерапевтом
Это особенно важно для пациентов, которым легче раскрыться психотерапевту письменно, для которых важно медленно перечитывать слова психотерапевта, вдумываясь в них. Письмо вообще есть замечательная возможность творчески выразить себя в своем почерке, живом стиле, в созвучной тебе марке и картинке на конверте, во вложенном в письмо фотоснимке, рисунке, покупной открытке и т.д.
8. Терапия (профилактика) творческими путешествиями Можно познавать, уточнять себя в путешествии (с дневником, фотоаппаратом, этюдником) — и на Камчатку, и в соседний переулок. Важно только знать (хоть немного) из энциклопедий, словарей и т.д. места, в которые идешь, едешь, — для того, чтобы обнаружить свое, творческое отношение к ним, той природе, тем домам, людям.
9. Терапия (профилактика) творческим поиском необыкновенного в повседневном
Когда человек воспринимает повседневность вдохновенно, по-своему, он и видит в ней то необычное, важное, чего не видят другие. Рассматриваем в группе творческого самовыражения листья крапивы, и каждый сообщает, что чувствуется, думается ему по поводу дырок в ее листьях. Или — по поводу как будто бы ничем не примечательного снятого на слайд дома из прошлого века, мимо которого проходим каждый день, и т.д. Так постепенно человек привыкает не механически, а одухотворенно по-своему смотреть вокруг себя.
Творчество как творение себя самого «собирает», пронизывает человека строем его индивидуальности, дает ощущение, понимание самособойности, корней своих, места своего в Природе и в Человечестве. Высвечивая индивидуальность, «свое для других», творчество благотворно соединяет творящего с людьми, живительно способствуя общению. Настоящее есть факт и для творческого гения, и для всякого творческого человека вообще. Святослав Рерих рассказывает: «Видите ли, когда Лейбниц посетил Рембрандта, Рембрандт сказал ему, что каждый мазок, который он кладет на картину, не просто отражает его чувства и мысли, но и запечатлевает их на полотне, а значит, через поверхность картины они будут воздействовать на других. Эта мысль так поразила Лейбница, что он записал ее в своем дневнике»[8].