Эффективность патогенетической

ТЕРАПИИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

В детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации за 1993–1995 гг. под нашим наблюдением находилось 345 детей с различными расстройствами речевой функции:

▼ алалия – 20 детей;

▼ задержка темпов речевого и психического развития – 138 детей;

▼ специфическое расстройство развития школьных навыков – 140 детей;

▼ дизартрия – 47 детей.

Симптомы резидуальной церебральной недостаточности или минимальной мозговой дисфункции были выявлены у всех детей, а эмоционально-поведенческие расстройства – у 81,7%.

Возрастной диапазон пациентов – от 2 до 14 лет. Распределение больных по полу следующее: мальчиков – 236, девочек – 109.

Симптомокомплекс Количество детей Эффективность, %
+++ ++ +
Алалия 30,0 ± 10,1 65,04 ± 10,0 5,0 ± 5,0
Задержка темпов речевого и психического развития 59,4 ± 4,2 37,0 ± 14,1 3,6 ± 1,6
Специфическое расстройство развития школьных навыков 40,0 ± 4,2 5 7,1 ± 4,2 2,9 ± 1,4
Дизартрия 63,8 ± 7,0 34,0 ± 6,9 2,2 ± 2,1

*р < 0,01

« +++ » – практическое выздоровление;

« ++ » – значительное улучшение;

« + » – улучшение;

«–» – без эффекта.

Результатом патогенетического подхода к комплексному лечению речевых расстройств у детей и подростков является его высокая эффективность (см. таблицу).

Резюмируя, необходимо подчеркнуть, что приведенные преимущества фармако- и психотерапии речевых нарушений, комплексно влияющее на все патогенетические механизмы, являются основанием для рекомендации их использования в лечебной практике психиатров, неврологов, психотерапевтов, врачей логопедических детских садов, речевых и вспомогательных школ.

Литература

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1993. – С. 323–325.

2. Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 97.

3. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984. – С. 306.

4. Боев И.В., Ахвердова О А., Агафонова И.И. Обоснование интенсивной терапии в пограничной психиатрии // Старые и новые проблемы пограничной психиатрии – М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 1997. – С. 78–89.

5. Глезерман Т.Б., Красов В.А., Дмитрова Е.Д. Нейропсихологическое изучение состояния легкого интеллектуального недоразвития у детой // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1987. – № 3. – С. 380.

6. Демьянов Ю.Г. Некоторые данные исследования памяти у детей с задержкой психического развития // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. – М., 1968. – Т. 3. – Вып. 1. – С. 405–406.

7. Иванов Е.С. Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психического развития // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. – М., 1968. – Т. 3. – Вып. 1. – С. 416, 417.

8. Исаев Д.Н., Ефремов К.Д., Пушканская С.М. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексии и дисграфии // Тезисы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии. – М., 1974. – С. 120–121.

9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1979. – С. 607.

10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М.: Медицина, 1985. – С. 124–127, 165–166.

11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Диагностика, коррекция, предупреждение. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – С. 5, 23, 35–37, 61–64, 141–146, 149, 211–213.

12. Корнев А.Н., Ефремов К.Д. О двух вариантах дислексии у детей // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л., 1985. – С. 155–161.

13. Косенко В.Г., Рамхен И.Ф., Смоленко Л.Ф. и др. Динамические показатели психического здоровья населения Краснодарского края // Международная конференция психиатров. – М., 1998. – С. 54–55.

14. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1985.

15. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980. – № 3. – С. 407–412.

16. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982. – С. 5–21.

17. Лохов М.М. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. – СПб.: Наука, 1994. – С. 3.

18. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. – М., 1993. – С. 12, 14–17, 58–61, 85.

19. Маслова О.И., Щелковский В.И. Пантогам и детская психоневрология: Ноотропные препараты // Пантогам: Двадцатилетний опыт применения в психоневрологии. – М., 1998. – С. 50–52.

20. Михеев В.В., Мельничук П.В. Нервные болезни. – М.: Медицина, 1981. – С. 153–154.

21. Мнухин С.С. О временных задержках, замедленном темпе развития и психическом инфантилизме // Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. – Л.: Ленинградский педиатрический медицинский институт, 1968. – С. 70–77.

22. Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 1981. – С. 18.

23. Проселкова М.С., Козловская Г.В., Калинина М.А. и др. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей // Международная конференция психиатров. – М., 1998. – С. 60.

24. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. – М.: Медгиз, 1959. – Т. 2. – С. 406.; Там же. – М.: Медицина, 1965. – Т. 3. – С. 335.

25. Тазлов Р.С. Динамика психического здоровья детского населения в Якутии // Международная конференция психиатров. – М., 1998. – С. 64.

26. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Проблемы патологии речи органического и функционального генеза // Патология речи органического и функционального генеза. – М.: Московский НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1985. – С. 5–12.

27. Шухова Е.В. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. – М.: Медицина, 1979. – С. 21.

28. Энцефалопатические реакции у детей и их интенсивная терапия: Методические рекомендации (МЗ СССР, Главное управление лечебно-профилактической помощи детям и матерям). – М., 1978. – С. 17.

29. Яссман Л.В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития: Автореф. дис. ... канд. психол. наук – М., 1976. – С. 20.

30. (Gollnitz) Гельнитц Г. Особенности развития при энцефалопатиях в детском и юношеском возрасте // Проблемы постнатального соматопсихического развития. – М., 1974. – С. 235–262.

Содержание

Введение 3

Проблемы патологии речи в ряду нервно-психических расстройств у детей и подростков 5

Вопросы патогенеза и клиники речевых нарушений у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы 9

Фармакотерапия. Лекарственные средства, применяемые для лечения речевых расстройств 15

Эффективность патогенетической терапии речевых расстройств у детей и подростков 25

Литература 27

Светлана Юрьевна БЕНИЛОВА

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОМПЛЕКСНОМУ

ЛЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ

ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Пособие для врачей

Ответственный за выпуск – М. Вишневская

Редактор – Е. Алифанова

Корректор – О. Янишевская

Оригинал-макет – Е. Капнулина

Обложка – В. Арбеков

Адрес редакции

129278, Москва, ул. Кибальчича, 6, стр. 2

Тел.: (095) 683–15–65, 683–53–60

E-mail: [email protected]

Издательство ООО «Книголюб»

Лицензия № 00952 от 09 февраля 2000 года

171510, Тверская обл., г. Кимры, ул. Орджоникидзе, 34

Сдано в набор 14.11.2002. Подписано в печать 10.04.03.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 2

Тираж 1000 экз. Заказ № 3250.

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов в ФГУП ДПК Роспатента

142001, г. Домодедово, Каширское шоссе, 4, корп. 1.

Дорогие Друзья!

Наши рекомендации