Для специальности: Сестринское дело

Для специальности: Сестринское дело

Тема:

Курс ________II_________________________________________________

Группа__С-211,212, 213_________________________________________________

Продолжительность занятия_____________________2 ч.______________

Место проведения:Лекционная аудитория

Преподаватель: Рубан Татьяна Леонидовна

Цели занятия:познакомиться с механизмом действия и показаниям к применению аналептиков, противокашлевых, отхаркивающих, муколитических и бронхолитических средств.

Студент должен:

1. Осваивать ПК, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:ПК 2.1; 2.3; 2.4

Уметь: пользуясь справочной литературой выписать рецепты и дать рекомендации по правильному применению назначенных лекарственных средств и уметь прочитать выписанный рецепт.

Знать: фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты аналептиков, противокашлевых, отхаркивающих, муколитических и бронхолитических средств.

2. Формирование ОК:ОК-1; ОК-4

Ход занятия: Время:

Оценка базового уровня знаний 15 мин.
Изложение материала лекции 60 мин.
Вопросы по материалу лекции 15 мин.

Предварительный контроль (форма и методы):Устный опрос.

Заключительный контроль (форма и методы):Устный опрос и обсуждение темы лекции

Материально-техническое и методическое оснащение темы

Наименование Количество Имеется
Медиапроектор для представления презентаций 1 шт. 1 шт.

Виды самостоятельной внеаудиторной работы:Заполнение словаря лекарственных средств.

Сестринское дело

4.6 Лекарственные средства, действующие на органы дыхания

План лекции:

1. Аналептики

2. Противокашлевые средства

3. Охаркивающие средства

4. ЛС, используемые для лечения бронхиальной астмы.

5. Средства, используемые при остром отеке легких.

Аналептики

Под аналептическими средствами (от греч analeptikos - восстанавливающий, укрепляющий) подразумевают группу лекарственных средств, возбуждающих, в первую очередь, жизненно важные центры продолговатого мозга - сосудодвигательный и дыхательный. В больших дозах эти средства могут возбуждать моторные зоны головного мозга и вызывать судороги.

В терапевтических дозах аналептики используют при ослаблении сосудистого тонуса, при угнетении дыхания, при инфекционных заболеваниях, в постоперационном периоде и пр.

В настоящее время группу аналептиков по локализации действия можно условно разделить на три подгруппы:

1. Препараты, непосредственно, прямо, активирующие дыхательный центр (оживляющие):

a. - бемегрид;

b. - этимизол.

2. Средства, рефлекторно стимулирующие центр дыхания (Н-холиномиметики, через каротидный синус):

a. - цититон;

b. - лобелин.

3. Средства смешанного типа действия, обладающие и прямым, и рефлекторным действием:

a. кордиамин;

b. камфора;

c. коразол;

d. углекислый газ.

Бемегрид (Bemegridum; в амп. по 10 мл 0, 5% раствора) является специфическим антагонистом барбитуратов и оказывает "оживляющий" эффект при интоксикации, вызванной препаратами этой группы. Препарат снижает токсичность барбитуратов, угнетение ими дыхания и кровообращения. Препарат также стимулирует ЦНС, поэтому эффективен не только при отравлении барбитуратами, но и другими средствами, тотально угнетающими функции ЦНС.

Бемегрид применяют при острых отравлениях барбитуратами, для восстановления дыхания на выходе из наркоза (эфир, фторотан и др. ), для выведения больного из тяжелого гипоксического состояния. Вводят препарат внутривенно, медленно до восстановления дыхания, АД, пульса.

Побочные эффекты: тошнота, рвота, судороги.

В ряду аналептиков прямого действия особое место занимает препарат этимизол.

Этимизол (Aethimizolum; в табл. по 0, 1; в амп. по 3 и 5 мл 1% раствора). Препарат активирует ретикулярную формацию ствола мозга, повышает активность нейронов дыхательного центра, усиливает адренокортикотропную функцию гипофиза. Последнее приводит к выбросу дополнительных порций глюкокортикоидов. Вместе с тем, от бемегрида препарат отличается легким угнетающим влиянием на кору головного мозга (седативный эффект), улучшает краткосрочную память, способствует умственной работоспособности. В силу того, что препарат способствует выбросу глюкокортикоидных гормонов, он вторично оказывает противовоспалительное и бронхорасширяющее действие.

Показания к применению: этимизол используют как аналептик, стимулятор дыхания при отравлении морфином, ненаркотическими анальгетиками, в восстановительном периоде после наркоза, при ателектазе (спадение доли) легкого. В психиатрии используют его седативное действие при состояниях тревоги. Учитывая противовоспалительное влияние препарата, назначают его при лечении больных с полиартритами и бронхиальной астмой, а также как противоаллергическое средство.

Побочные эффекты: тошнота, диспепсия.

Рефлекторно действующими стимуляторами являются Н-холиномиметики. Это препараты. Цититон и лобелин. Они возбуждают Н-холинорецепторы синокаротидной зоны, откуда афферентные импульсы поступают в продолговатый мозг, повышая тем самым активность нейронов дыхательного центра. Эти средства действуют кратковременно, в течение нескольких минут. Клинически происходит учащение и углубление дыхания, повышение АД. Препараты вводят только внутривенно. Используют по единственному показанию - при отравлении угарным газом.

У средств смешанного типа действия (III подгруппа) центральный эффект (непосредственное возбуждение дыхательного центра) дополняется стимулирующим влиянием на хеморецепторы каротидного клубочка (рефлекторный компонент). Это, как указано выше, Кордиамин и углекислый газ. В медицинской практике используется карбоген: смесь газов - углекислого (5-7%) и кислорода (93-95%). Назначают в виде ингаляций, которые увеличивают объем дыхания в 5-8 раз.( Избыток кислорода губителен для всего живого. Кислород – сильный окислитель, способный разрушить мембраны клеток. Роль углекислого газа в организме многообразна.

Основные его свойства:
- сосудорасширяющее средство;
- транквилизатор (успокоитель) центральной нервной системы;
- анестезирующее (обезболивающее) средство;
- участвует в синтезе аминокислот в организме;
- возбуждает дыхательный центр.
Углекислота - источник жизни, регулятор функций организма, а кислород – энергетик. )

Противопоказания

Гиперчувствительность, детский и подростковый (до 15 лет) возраст (капсулы). (Tusгprex; таб. по 0, 01 и 0, 02; сироп по 0, 01 в 1 мл) - препарат преимущественно действующий на кашлевой центр без угнетения центра дыхания. Используется для купирования кашлевых приступов при заболеваниях легких и верхних дыхательных путей.

ФАЛИМИНТ (Falimint; драже по 0, 025) - оказывает слабое местноанестезирующее действие и хорошее дезинфицирующее действие на слизистую оболочку полости рта и носоглотки, уменьшая, при воспалении, явления раздражения слизистых, возникновение с них рефлексов, в том числе и кашлевых.

Все эти средства назначают при сухом непродуктивном кашле. При сухости слизистой оболочки бронхов, при вязком и густом секрете бронхиальных желез, уменьшить кашель можно путем повышения секреции желез слизистой оболочки бронхов, а также разжижением секрета, а с этой целью назначают отхаркивающие средства.

ОТХАРКИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА

КОМБИНИРОВАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

В последнее время в качестве бронхоспазмолитических средств широкое распространение получили препараты двойного действия: БЕРОДУАЛ и ДИТЕК.

В состав беродуала входят:

- бета-2-адреномиметик - ФЕНОТЕРОЛ;

- М-холиноблокатор - ипратропиум бромид (АТРОВЕНТ).

Целью комбинации является создание комплекса, компоненты которого имеют точками приложения различные структуры и действуют по различным механизмам, но синергичны в бронхолитическом действии.

В состав дитэка входят:

- бета-2-адреномиметик - ФЕНОТЕРОЛ (беротек), обладающий бронхолитическим действием;

- противоаллергический препарат - КРОМОЛИН НАТРИЯ (интал), ингибирующий развитие аллергической реакции ГНТ.

Таким образом, дитэк позволяет сочетать два терапевтических принципа: профилактику и купирование приступов бронхиальной астмы.

для специальности: Сестринское дело

Тема:

Курс ________II_________________________________________________

Группа__С-211,212, 213_________________________________________________

Продолжительность занятия_____________________2 ч.______________

Место проведения:Лекционная аудитория

Наши рекомендации