Ладошку ребенка возьму и потрясу
Чаще используйте стратегии на стимуляцию телесного контакта и отреагирования нежелательного состояния ребенком
Условное название и короткая запись игры.Ладошку агрессивного ребенка возьму и потрясу; Ладонь, трясись, расслабляйся и больше не кусайся!
Поведение ребенка.Ребенок постоянно толкает детей, реакции агрессии у ребенка возникают часто.
Содержание игры.Ребенок стукнул кого-то, а я к обидчику подойду, за ладонь возьму и двумя руками потрясу. При этом спокойным голосом скажу: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся», «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись!» (вар. I). Правила-ограничения.«Нельзя трясти руку другого слишком сильно или резко дергать, провоцируя у ребенка агрессивность или протестов поведение.
Цели игры. ■Снижение выраженности агрессивных реакций через стимуляцию взрослым телесного контакта и переключение агрессивногоребенка на иное состояние; ■ Стратегия на отрицательное подкрепление, когда словесные замечания не оказывают влияния на регуляциюагрессивного поведения ребенком. ■ Отреагирование взрослым собственнойагрессивности по поводу нарушенного, отклоняющегося поведения ребенка; ■ Отреагирование ребенком нежелательного эмоционального состояния (нерешительности, психомоторной скованности). Варианты игры. ■Взрослый может потрясти руку ребенка чуть сильнее, но без провокации агрессивности, чтобы отреагировать собственное раздражение по поводу отклоняющегося поведения ребенка; ■ Можно предложить детям встряхивать руками, стоя напротив друг друга, но так, чтобы не касаться друг друга (вар. 2); ■ Взрослый предлагает обиженному ребенку потрясти руки ребенка-агрессора (вар. 3); т Взрослый трясет руками в поле внимания детей и приговаривает: «Рука, трясись, трясись и больше не дерись» (вар. 4); иЧтобы игра была эмоциональнее, взрослый трясет руки ребенка, варьируя разные способы: удерживает ребенка за пальцы, за кисти рук; потряхивает одну руку сам, а другую предлагает трясти другому ребенку; подбрасывает ладонь ребенка на своей ладони и т. д.
Классификация игры.Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями потряхивания руками; игры с совместными действиями.
40. РУКУ ОТПУЩУ, ЕСЛИ СКАЖЕШЬ ЧТО-НИБУДЬ ХОРОШЕЕ ...
Чаще используйте стратегии на телесный контакт и стимуляцию гуманных чувств у ребенка
Условное название и короткая запись игры.Руку отпущу, если скажешь что-нибудь хорошее; Ой, рука приклеилась; Руку отпускаю, за туловище хватаю!; Хорошее называешь, руку отпускаю. Поведение ребенка.Ребенок раздражен, толкает, обижает других детей; расторможен, шумит, бегает.
Содержание игры.Взрослый спрашивает ребенка: «Где твоя рука? Покажи?» Взрослый удерживает ребенка за руку и при этом говорит: «Скажи что-нибудь хорошее, и я руку отпускаю!» (вар. 1). Правила-ограничения. ■Нельзя сердиться, говорить грубо, если ребенок вырывает руку из руки взрослого; иНадо сказать что-то хорошее, чтобы высвободить руку из руки взрослого.
Цели игры. ■Стратегии на телесный контакт, положительное подкреп-ление желаемого или отрицательное подкрепление нежелательного поведения ребенка; иСтимуляция гуманных чувств к другому, переключение с агрессивного состояния на иное; ■ Использование телесного контакта для ограничения двигательной активности у детей; ■ Осознание ребенком особенностей собственного отклоняющегося поведения. Варианты игры. ■Можно удерживать ребенка за палец, туловище, за плечи; ■ Если ребенок не хочет говорить хорошее, то можно, отпуская его руку попытаться удержать за другую (вар. 2); яВзрослый говорит ребенку: «Сожми мою руку покрепче! Можешь?» Затем говорит: «Если что-то хорошее скажешь, то руку отпущу!»; яВзрослый говорит ребенку: «Ой, что-то моя рука к твоей приклеилась, скажи что-нибудь хорошее, а то не отклеится никак!» яВзрослый ничего не говорит, а незаметно, или, отвлекая внимание ребенка, берет его за руку и говорит: «Скажи хорошее об Ире, и я руку отпускаю!» яЕсли ребенок отказывается говорить, проявляет активный протест и сопротивление, то взрослый говорит: «Считаю до пяти! На слово пять, рука моя, от Саши, - отлепись!» яПеречень фраз взрослого к ребенку: «Кто Иру обидел, моей руке скажи и дальше беги», «Что сделал не так, отвечаешь, а я пальчик твой отпускаю», «За ручку с тобой ходить не будем, если вспомнишь, кто кого обидел», «Плечи твои отпускаю, если обиду на ушко расскажешь!»
Классификация игры.Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями удержания руки в руке; игры с действиями удержания ребенка за части тела.
Использованная литература
1. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
2. Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием.
- М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.
3. Джинот X Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой те
рапии / Пер. с англ. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 272 с.
4. Кемплер У. Основы семейной гештальттерапии / Пер. с англ. - СПб: «Изда
тельство Пирожкова», 2001, - 224 с.
5. Ковалев В. В. Патология личности и девиантное поведение. С.427. // Руко
водство по психиатрии / ред. Г. В. Морозова, т. 2 - М. Медицина, 1988. - 640 с.
6. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.: 1979.
7. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. Изд-во: МГУ,
1985.-165 с.
8. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. - М.:
Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
9. Маданес К. Достижения в стратегической семейной терапии. С. 3-13. // «Се
мейная психология и семейная терапия. № 2, 1999. - 116 с.
10. Михайленко Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство
практического психолога. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 176 с.
11. Мустакас К. Игровая терапия / Пер. с англ. - Спб.: Издательство «Речь»,
2000.-282 с.
12. Роджерс К. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на пси
хотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М: Издательская группа «Про-
гресс-Универс», 1994. - 440 с.
13. Фрейд А. Лекция вторая. Приемы детского анализа. С. 26. // Введение в
технику психоанализа. Пер. с нем. д-ра Когана. М.: 1991.- 90 с.
14. Экслайн В. Игровая терапия / Пер. с англ. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКС-
МО-Пресс, 2000. - 480 с.
15. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии / Пер. с англ. - М.:
Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.-448 с.
16. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Ильичев Л.Ф. и др., -
М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
17. Чуркин А. А., Мартюшов А. Н. Краткое руководство по использованию МКБ
-10 в психиатрии и наркологии. М.: Изд-во «Триада-Х», 1999. - 232 с.
18. Levy D. Release therapy. American Journal of Orthopsychiatry. 9. 713 - 736.
1955.
19. Klein M. The psychoanalytic play technique. American Journal of Orthopsychia
try. 25. 223-237. 1955.