И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка


Условное название игры.Не ругаю, не кричу, иронично я хвалю!; Сначала хвалю, а потом чуть ругаю.

Поведение ребенка.Ребенок на момент выполнения игрового зада­ния агрессивный, раздраженный, конфликтный, невнимательный, ги­перактивный в сочетании с обидчивостью и т. п.

Содержание игры.Взрослый иронично реагирует на проявления на­рушенного поведения ребенка, начиная фразу «хорошими» словами (мо­лодец, замечательно, отлично и т. п.), а заканчивает фразу, называя вслух нежелательное поведение (опять пальцы во рту; так постройку никто сломать не сумел и т. п.) так, чтобы вызвать у ребенка чувство иронии и критичности к собственному поведению.

Возможные правила-ограничения в игре. ■Нельзя обидно и не­справедливо оценивать особенности нарушенного поведения ребенка. Цели игры, яОсознание особенностей и стимуляция критичности к нарушенному поведению у ребенка; иКосвенное оценивание и регуля­ция нежелательного поведения ребенка через стимуляцию чувства юмо­ра; ■ Отреагирование обидчивости и преодоление нерешительности у ребенка-жертвы через косвенное оценивание поведения ребенка-агрес­сора; ■ Стимуляция положительных эмоций и чувства юмора у нереши­тельных и обидчивых детей.

Короткая запись игры.Сначала хвалю, а потом ругаю, что не так сделал, называю.

Варианты игры. ■Взрослый предлагает детям иронично, но не обид­но оценивать нарушенное поведения друг друга; ■ Взрослый от имени игрушки-медвежонка делает что-то не так, а дети иронично оценивают поведение нарушителя; ■ Взрослый может хлопать в ладоши, когда об­ращается ребенку, чтобы привлечь его внимание; ■ Взрослый предлага­ет детям научиться придумывать высказывания с похвалой и порицани­ем. Для этого зачитывает перечень «хороших» слов (молодец, умница, отличник, солнышко, зайчик, хороший мальчик, лучше не бывает, от­лично, не мог и мечтать) и плохих поступков (Ира толкается, Игорь громко кричит, Лена мешает играть, с Юрой скучно), чтобы затем при­думывать вместе высказывания. Например: «Здравствуй, зайчик, не мог и мечтать, что тебя встречу, опять толкаться будешь?» Классификация игры.Игры со словами; игры с действиями иронии; игры с действиями положительного и отрицательного подкрепления.





И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru 24. РЕБЕНОК ЧТО-ТО НЕ ТАК СДЕЛАЛ, А Я ЕГО РУГАТЬ ЗА ЭТО НЕ БУДУ... ПРОСТО И «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО» ЗАМЕЧУ:

И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru

Используйте стратегию на стимуляцию чувства юмора с целью косвенного оценивания нежелательного поведения ребенка!




Условное название и короткая запись игры.Что у тебя с носом?; С тобой что-то не то; Ребенок что-то не так сделал, а я его ругать за это не буду. Просто и иронично, не обидно замечу...; На ребенка посмотрю и что-нибудь о нем (его внешности) скажу!

Поведение детей.Один ребенок толкнул другого, дети часто ссорят­ся; ребенок обидчивый, болезненно реагирует на прямые замечания, но в настоящее время находится в хорошем настроении; ребенок демонст­ративный, ведет себя оппозиционно-вызывающе. Содержание игры.Ребенок что-то не так сделал, а я его ругать за это не буду, просто и «доброжелательно» замечу: «Посмотри, у тебя что-то с носом не то?!», «Что это с твоими волосами?», «Кажется, ты становишься лохматым...»

Правила игры. ■Нельзя говорить грубо, недоброжелательно, слиш­ком обидно или насмешливо, когда разговариваешь с ребенком; ■ Нельзя говорить неуверенно, так, чтобы ребенок начал сомневаться в наблюде­ниях, замечаниях водящего.

Цели игры. ■Косвенное отрицательного оценивание нежелательного, оппозиционно-вызывающего поведения ребенка через стимуляцию чув­ство юмора, иронии, удивления, легкого замешательства; ■ Стимуляция элементов адекватной самооценки, критичности к собственному пове­дению у детей с нарушенным или особенным поведением. Варианты игры. ■Взрослый замечает, придумывает, приписывает что-то странное, необычное, неожиданное, но правдоподобное к вне­шности, поведению, состоянию, действиям и мыслям ребенка; ■ Пере­чень обращений к ребенку. 1) О лице:«У тебя в глазах какой-то ого­нек бегает?», «Почему у тебя одна щека красная, а другая какая-то не такая?» 2) О руках:«У тебя что, пальцы короче стали?» 3) О состоя­нии:«У тебя сейчас температура! Потрогай лоб, тебе же жарко!», «Ты как-то неровно дышишь, отчего бы это?»; 4) О мыслях:«Ты сейчас ду­маешь о том, как бы не убирать игрушки. Да, да, мы-то это знаем!» 5) Об одежде: «Все же рукав у тебя чем-то запачкан, посмотри внима­тельно! Вот они, эти нехорошие пылинки!» 6) О походке: «Ты чуть-чуть прихрамываешь? Да, да, только тебе это трудно заметить!» и т. п. Классификация игры.Игры со словами; игры с действиями иронии; игры с действиями косвенного отрицательного подкрепления; игры с воображаемыми действиями приписывания несуществующего.





И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru к БРУСОК ИЗ РУК ТЯНИ, ПОПРОБУЙ ВЫТЯНИ!

И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru

и мопыуите стратегии на стимуляцию

чуш мы успеха, положительных эмоций

I шмупицшо мотивации соревнования-

ЩПГ. 111,1

Условное название и короткая запись игры.Брусок из рук тяни, попробуй, вытяни!; Я буду считать до 10, а ты брусок двумя руками вы­тяни!

Поведение ребенка:Ребенок на момент выполнения задания не про­являет нарушений в поведении, но в повседневной жизни часто бывает нерешительным, обидчивым, конфликтным и т. п. Содержание игры.Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: «Вот брусок тяни, тяни, попробуй, вытяни!» При этом приговаривает: «Ой, тяжело держать, сейчас выпущу (брусок из рук)!» (вар. 1). Правила (ограничения) в игре, иНельзя сходить с места, когда вытягиваешь брусок; иНельзя смеяться вслух, а только улыбаться, ког­да тянешь брусок; ■ Нельзя открывать глаза, если не вытянул брусок. Цели игры.«Стимуляция переживания чувства успеха у нерешитель­ных или обидчивых детей словами: «молодец», «как ловко у тебя полу­чается», «ух, какая ты сильная!» и пр.; иОсознание детьми (через сло­во) особенностей и причин неуспешного поведения в игре. Например: «У меня испортилось настроение потому, что вы слишком сильно удер­живали брусок!»; ■ Диагностика, выявление особенностей поведения ребенка в ситуации соревнования: не проявляет настойчивости, когда вытягивает предмет; не получает от взрослого похвал сколько ребенку хотелось бы; смеется над неуспешными действиями партнера или оби­жается на грубое поведение сверстника; считает, что правила-ограниче­ния в игре слишком трудные и т. п. Варианты игры. ■Брусок можно держать обеими руками (вар. 2);

■ Вместо бруска можно вытягивать палец (вар. 3); ■ Взрослый считает:
«1, 2, 3 - на счет "три" брусок вытяни!» Если ребенок не вытянул, то
игра начинается сначала; ■ Можно поменяться ролями: ребенок держит
брусок, а взрослый вытягивает, но только большим и указательным паль­
цами левой (правой) руки; ■ Чтобы игра была интереснее можно пред­
ложить сразу нескольким детям вытягивать брусок из рук взрослого;

■ Брусок можно заменить на иной предмет: небольшой пластмассовый
мячик, кубик, карточку из плотного картона.

Классификация игры.Игры с мелкими предметами; игры с действи­ями вытягивания предмета; игры с действиями удержания предмета в руках; игры с действиями соревнования-соперничества.



И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru 26. Я ОБЕЗЬЯНКА, ХОЧУ ДОСТАТЬ АПЕЛЬСИН ПАЛКОЙ!

И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru

Чаще используйте стратегии на стимуляцию у детей чувства успеха, положительных эмоций через мотивацию соревнования-сопер­ничества

Условное название и короткая запись игры.Я обезьянка, хочу достать апельсин палкой!; Достань арбуз палкой!; Со стула на стул пе­редвигаюсь - предмет достать пытаюсь!

Поведение ребенка.Ребенок проявляет двигательную расторможен-ность, импульсивность, часто встает, болезненно переживает неуспеш­ность собственных действий на организованных занятиях, обижается. Содержание игры.Взрослый помогает ребенку встать на стул, ото­двигает мяч на определенное расстояние от стула так, чтобы от ребенка потребовалось известное усилие, чтобы достать мяч. Предлагает для это­го палку (или шарф и т. п.). Приговаривает при этом: «Коля-обезьянка, хочет достать апельсин палкой!» (вар. 1).

Правила-ограничения. ■Ребенку нельзя сходить со стула, когда он пытается дотянуться до мячика-апельсина; ■ Нельзя сходить со стула, если не забрал мяч в руки.

Цели игры. ■Приучение расторможенных детей ограничивать, регу­лировать движения рук и туловища в соответствии с определенным пра­вилом-ограничением; иСтимуляция настойчивости при достижении цели - достать мяч; иПоложительное подкрепление одобрением взрослого удачных действий у нерешительных и обидчивых детей в игре. Варианты игры. ■Взрослому можно удерживать туловище ребенка, обхватив ребенка за талию, с условием-правилом: достанешь мяч пал­кой, замок-руки откроются, и ты можешь бегать дальше; ■ Можно пред­ложить ребенку попытаться забрать предмет, не открывая глаз; ■ Можно предложить использовать доску, но, не сходя со стула, чтобы достать мяч-арбуз палкой (вар. 2); иЧтобы игра была эмоционально ди­намичнее можно сразу нескольким детям пытаться дотянуться до пред­мета; ■ Если гиперактивность мешает ребенку выполнить задание, то взрослый предлагает использовать еще один стул, чтобы подобраться к предмету, переходя со стула на стул; ■ Взрослый неторопливо считает: «1, 2, 3 ...10», - пытаясь определить, кто быстрее всех справляется с игровой задачей, не нарушая условленных правил игры; ■ Вместо пал­ки можно предложить ребенку использовать скакалку, ремешок, верев­ку, чтобы набросить на предмет и дотащить его до себя. Классификация игры.Игры с действиями дотягивания до предмета; игры с действиями удержания равновесия; игры с действиями удержа­ния ребенка за туловище.

И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru

И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru

В КРУГ ПРОЙДИ, НАС ОБМАНИ!

!щ§ используйте стратегии на стимуляцию м.>жительных эмоций, телесного контакта i м<» шпации соревнования между детьми

Условное название и короткая запись игры.Мы водим хоровод, а ты иди, куклу спаси!; В круг пройди, нас всех обмани! Поведение ребенка.Дети не умеют ладить между собой, разобще­ны, эмоционально отгорожены друг от друга, проявляют конфликтность; ребенок проявляет обидчивость или нерешительность; болезненно пе­реживает неуспешность собственных действий.

Содержание игры.Взрослый, взявшись за руки с другими детьми, образуют круг. Ребенку-водящему надо пройти в круг (вар. 1) или, на­оборот, выйти из круга (вар. 4).

Правила-ограничения, иЕсли не услышал условный сигнал, то круг руками сужать нельзя; ■ Нельзя размыкать руки, если передвигаешься по кругу вместе с другими детьми; ■ Нельзя визжать, сильно толкаться, если ловишь ребенка, пытающегося войти в круг. Цели игры. ■Стимуляция положительных эмоций, переживания эмо­ционально-действенного единства в процессе налаживания совместных действий у детей; ■ Преодоление нерешительности, обидчивости, кон­фликтности, заторможенности у детей в роли водящих. Варианты игры. ■Ребенок должен проникнуть в круг, чтобы забрать, спасти игрушку-кеглю (вар. 2); иЧтобы игра была эмоциональнее, сам взрослый (в роли водящего) пытается спасти игрушку (вар. 3); ш Игруш­ка находится вне круга, а ребенку надо выйти из круга, чтобы спасти игрушку (вар. 4); ■ Спасать куклу, находящуюся вне круга, идет тот, кто лучше всех «водит хоровод»; ■ Руки-ворота закрываются по условному сигналу. Например, если на счет 10 не успел спасти игрушку, то пропус­каешь ход в игре в качестве водящего; ■ Дети могут не передвигаться по кругу, а стоять в круге, ожидая когда ребенок попытается проникнуть в круг, чтобы забрать игрушку; ■ Дети в кругу соединяют руки полотен­цами, газетами свернутыми в трубку и т. п.; ■ Если детей мало, то круг можно образовать из стульев, которые нельзя задевать, когда спасешь игрушку; ■ Если детей всего двое, то хоровод можно организовать из взрослого, куклы Кати (Мишки) и ребенка. Для этого взрослый и ребе­нок берут игрушку за руки и водят вместе с ней хоровод. Классификация игры.Игры с обманными действиями; игры с дей­ствиями по условному сигналу; игры с действиями избегания касания; игры с действиями передвижения по кругу; игры с совместными дей­ствиями; игры с предметом-куклой.





И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru 28. ИГРУШКУ ВОЗЬМУ И СКАЖУ: «РАЗ, ДВА, ТРИ! МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ, ЛОВИ!»

И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка - student2.ru

Наши рекомендации