И( пользуйте чаще стратегии на отрицательное подкрепление нарушенного поведения и « эмуляцию чувства юмора у ребенка
Условное название игры.Не ругаю, не кричу, иронично я хвалю!; Сначала хвалю, а потом чуть ругаю.
Поведение ребенка.Ребенок на момент выполнения игрового задания агрессивный, раздраженный, конфликтный, невнимательный, гиперактивный в сочетании с обидчивостью и т. п.
Содержание игры.Взрослый иронично реагирует на проявления нарушенного поведения ребенка, начиная фразу «хорошими» словами (молодец, замечательно, отлично и т. п.), а заканчивает фразу, называя вслух нежелательное поведение (опять пальцы во рту; так постройку никто сломать не сумел и т. п.) так, чтобы вызвать у ребенка чувство иронии и критичности к собственному поведению.
Возможные правила-ограничения в игре. ■Нельзя обидно и несправедливо оценивать особенности нарушенного поведения ребенка. Цели игры, яОсознание особенностей и стимуляция критичности к нарушенному поведению у ребенка; иКосвенное оценивание и регуляция нежелательного поведения ребенка через стимуляцию чувства юмора; ■ Отреагирование обидчивости и преодоление нерешительности у ребенка-жертвы через косвенное оценивание поведения ребенка-агрессора; ■ Стимуляция положительных эмоций и чувства юмора у нерешительных и обидчивых детей.
Короткая запись игры.Сначала хвалю, а потом ругаю, что не так сделал, называю.
Варианты игры. ■Взрослый предлагает детям иронично, но не обидно оценивать нарушенное поведения друг друга; ■ Взрослый от имени игрушки-медвежонка делает что-то не так, а дети иронично оценивают поведение нарушителя; ■ Взрослый может хлопать в ладоши, когда обращается ребенку, чтобы привлечь его внимание; ■ Взрослый предлагает детям научиться придумывать высказывания с похвалой и порицанием. Для этого зачитывает перечень «хороших» слов (молодец, умница, отличник, солнышко, зайчик, хороший мальчик, лучше не бывает, отлично, не мог и мечтать) и плохих поступков (Ира толкается, Игорь громко кричит, Лена мешает играть, с Юрой скучно), чтобы затем придумывать вместе высказывания. Например: «Здравствуй, зайчик, не мог и мечтать, что тебя встречу, опять толкаться будешь?» Классификация игры.Игры со словами; игры с действиями иронии; игры с действиями положительного и отрицательного подкрепления.
24. РЕБЕНОК ЧТО-ТО НЕ ТАК СДЕЛАЛ, А Я ЕГО РУГАТЬ ЗА ЭТО НЕ БУДУ... ПРОСТО И «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО» ЗАМЕЧУ:
Используйте стратегию на стимуляцию чувства юмора с целью косвенного оценивания нежелательного поведения ребенка!
Условное название и короткая запись игры.Что у тебя с носом?; С тобой что-то не то; Ребенок что-то не так сделал, а я его ругать за это не буду. Просто и иронично, не обидно замечу...; На ребенка посмотрю и что-нибудь о нем (его внешности) скажу!
Поведение детей.Один ребенок толкнул другого, дети часто ссорятся; ребенок обидчивый, болезненно реагирует на прямые замечания, но в настоящее время находится в хорошем настроении; ребенок демонстративный, ведет себя оппозиционно-вызывающе. Содержание игры.Ребенок что-то не так сделал, а я его ругать за это не буду, просто и «доброжелательно» замечу: «Посмотри, у тебя что-то с носом не то?!», «Что это с твоими волосами?», «Кажется, ты становишься лохматым...»
Правила игры. ■Нельзя говорить грубо, недоброжелательно, слишком обидно или насмешливо, когда разговариваешь с ребенком; ■ Нельзя говорить неуверенно, так, чтобы ребенок начал сомневаться в наблюдениях, замечаниях водящего.
Цели игры. ■Косвенное отрицательного оценивание нежелательного, оппозиционно-вызывающего поведения ребенка через стимуляцию чувство юмора, иронии, удивления, легкого замешательства; ■ Стимуляция элементов адекватной самооценки, критичности к собственному поведению у детей с нарушенным или особенным поведением. Варианты игры. ■Взрослый замечает, придумывает, приписывает что-то странное, необычное, неожиданное, но правдоподобное к внешности, поведению, состоянию, действиям и мыслям ребенка; ■ Перечень обращений к ребенку. 1) О лице:«У тебя в глазах какой-то огонек бегает?», «Почему у тебя одна щека красная, а другая какая-то не такая?» 2) О руках:«У тебя что, пальцы короче стали?» 3) О состоянии:«У тебя сейчас температура! Потрогай лоб, тебе же жарко!», «Ты как-то неровно дышишь, отчего бы это?»; 4) О мыслях:«Ты сейчас думаешь о том, как бы не убирать игрушки. Да, да, мы-то это знаем!» 5) Об одежде: «Все же рукав у тебя чем-то запачкан, посмотри внимательно! Вот они, эти нехорошие пылинки!» 6) О походке: «Ты чуть-чуть прихрамываешь? Да, да, только тебе это трудно заметить!» и т. п. Классификация игры.Игры со словами; игры с действиями иронии; игры с действиями косвенного отрицательного подкрепления; игры с воображаемыми действиями приписывания несуществующего.
к БРУСОК ИЗ РУК ТЯНИ, ПОПРОБУЙ ВЫТЯНИ!
и мопыуите стратегии на стимуляцию
чуш мы успеха, положительных эмоций
I шмупицшо мотивации соревнования-
ЩПГ. 111,1
Условное название и короткая запись игры.Брусок из рук тяни, попробуй, вытяни!; Я буду считать до 10, а ты брусок двумя руками вытяни!
Поведение ребенка:Ребенок на момент выполнения задания не проявляет нарушений в поведении, но в повседневной жизни часто бывает нерешительным, обидчивым, конфликтным и т. п. Содержание игры.Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: «Вот брусок тяни, тяни, попробуй, вытяни!» При этом приговаривает: «Ой, тяжело держать, сейчас выпущу (брусок из рук)!» (вар. 1). Правила (ограничения) в игре, иНельзя сходить с места, когда вытягиваешь брусок; иНельзя смеяться вслух, а только улыбаться, когда тянешь брусок; ■ Нельзя открывать глаза, если не вытянул брусок. Цели игры.«Стимуляция переживания чувства успеха у нерешительных или обидчивых детей словами: «молодец», «как ловко у тебя получается», «ух, какая ты сильная!» и пр.; иОсознание детьми (через слово) особенностей и причин неуспешного поведения в игре. Например: «У меня испортилось настроение потому, что вы слишком сильно удерживали брусок!»; ■ Диагностика, выявление особенностей поведения ребенка в ситуации соревнования: не проявляет настойчивости, когда вытягивает предмет; не получает от взрослого похвал сколько ребенку хотелось бы; смеется над неуспешными действиями партнера или обижается на грубое поведение сверстника; считает, что правила-ограничения в игре слишком трудные и т. п. Варианты игры. ■Брусок можно держать обеими руками (вар. 2);
■ Вместо бруска можно вытягивать палец (вар. 3); ■ Взрослый считает:
«1, 2, 3 - на счет "три" брусок вытяни!» Если ребенок не вытянул, то
игра начинается сначала; ■ Можно поменяться ролями: ребенок держит
брусок, а взрослый вытягивает, но только большим и указательным паль
цами левой (правой) руки; ■ Чтобы игра была интереснее можно пред
ложить сразу нескольким детям вытягивать брусок из рук взрослого;
■ Брусок можно заменить на иной предмет: небольшой пластмассовый
мячик, кубик, карточку из плотного картона.
Классификация игры.Игры с мелкими предметами; игры с действиями вытягивания предмета; игры с действиями удержания предмета в руках; игры с действиями соревнования-соперничества.
26. Я ОБЕЗЬЯНКА, ХОЧУ ДОСТАТЬ АПЕЛЬСИН ПАЛКОЙ!
Чаще используйте стратегии на стимуляцию у детей чувства успеха, положительных эмоций через мотивацию соревнования-соперничества
Условное название и короткая запись игры.Я обезьянка, хочу достать апельсин палкой!; Достань арбуз палкой!; Со стула на стул передвигаюсь - предмет достать пытаюсь!
Поведение ребенка.Ребенок проявляет двигательную расторможен-ность, импульсивность, часто встает, болезненно переживает неуспешность собственных действий на организованных занятиях, обижается. Содержание игры.Взрослый помогает ребенку встать на стул, отодвигает мяч на определенное расстояние от стула так, чтобы от ребенка потребовалось известное усилие, чтобы достать мяч. Предлагает для этого палку (или шарф и т. п.). Приговаривает при этом: «Коля-обезьянка, хочет достать апельсин палкой!» (вар. 1).
Правила-ограничения. ■Ребенку нельзя сходить со стула, когда он пытается дотянуться до мячика-апельсина; ■ Нельзя сходить со стула, если не забрал мяч в руки.
Цели игры. ■Приучение расторможенных детей ограничивать, регулировать движения рук и туловища в соответствии с определенным правилом-ограничением; иСтимуляция настойчивости при достижении цели - достать мяч; иПоложительное подкрепление одобрением взрослого удачных действий у нерешительных и обидчивых детей в игре. Варианты игры. ■Взрослому можно удерживать туловище ребенка, обхватив ребенка за талию, с условием-правилом: достанешь мяч палкой, замок-руки откроются, и ты можешь бегать дальше; ■ Можно предложить ребенку попытаться забрать предмет, не открывая глаз; ■ Можно предложить использовать доску, но, не сходя со стула, чтобы достать мяч-арбуз палкой (вар. 2); иЧтобы игра была эмоционально динамичнее можно сразу нескольким детям пытаться дотянуться до предмета; ■ Если гиперактивность мешает ребенку выполнить задание, то взрослый предлагает использовать еще один стул, чтобы подобраться к предмету, переходя со стула на стул; ■ Взрослый неторопливо считает: «1, 2, 3 ...10», - пытаясь определить, кто быстрее всех справляется с игровой задачей, не нарушая условленных правил игры; ■ Вместо палки можно предложить ребенку использовать скакалку, ремешок, веревку, чтобы набросить на предмет и дотащить его до себя. Классификация игры.Игры с действиями дотягивания до предмета; игры с действиями удержания равновесия; игры с действиями удержания ребенка за туловище.
В КРУГ ПРОЙДИ, НАС ОБМАНИ!
!щ§ используйте стратегии на стимуляцию м.>жительных эмоций, телесного контакта i м<» шпации соревнования между детьми
Условное название и короткая запись игры.Мы водим хоровод, а ты иди, куклу спаси!; В круг пройди, нас всех обмани! Поведение ребенка.Дети не умеют ладить между собой, разобщены, эмоционально отгорожены друг от друга, проявляют конфликтность; ребенок проявляет обидчивость или нерешительность; болезненно переживает неуспешность собственных действий.
Содержание игры.Взрослый, взявшись за руки с другими детьми, образуют круг. Ребенку-водящему надо пройти в круг (вар. 1) или, наоборот, выйти из круга (вар. 4).
Правила-ограничения, иЕсли не услышал условный сигнал, то круг руками сужать нельзя; ■ Нельзя размыкать руки, если передвигаешься по кругу вместе с другими детьми; ■ Нельзя визжать, сильно толкаться, если ловишь ребенка, пытающегося войти в круг. Цели игры. ■Стимуляция положительных эмоций, переживания эмоционально-действенного единства в процессе налаживания совместных действий у детей; ■ Преодоление нерешительности, обидчивости, конфликтности, заторможенности у детей в роли водящих. Варианты игры. ■Ребенок должен проникнуть в круг, чтобы забрать, спасти игрушку-кеглю (вар. 2); иЧтобы игра была эмоциональнее, сам взрослый (в роли водящего) пытается спасти игрушку (вар. 3); ш Игрушка находится вне круга, а ребенку надо выйти из круга, чтобы спасти игрушку (вар. 4); ■ Спасать куклу, находящуюся вне круга, идет тот, кто лучше всех «водит хоровод»; ■ Руки-ворота закрываются по условному сигналу. Например, если на счет 10 не успел спасти игрушку, то пропускаешь ход в игре в качестве водящего; ■ Дети могут не передвигаться по кругу, а стоять в круге, ожидая когда ребенок попытается проникнуть в круг, чтобы забрать игрушку; ■ Дети в кругу соединяют руки полотенцами, газетами свернутыми в трубку и т. п.; ■ Если детей мало, то круг можно образовать из стульев, которые нельзя задевать, когда спасешь игрушку; ■ Если детей всего двое, то хоровод можно организовать из взрослого, куклы Кати (Мишки) и ребенка. Для этого взрослый и ребенок берут игрушку за руки и водят вместе с ней хоровод. Классификация игры.Игры с обманными действиями; игры с действиями по условному сигналу; игры с действиями избегания касания; игры с действиями передвижения по кругу; игры с совместными действиями; игры с предметом-куклой.
28. ИГРУШКУ ВОЗЬМУ И СКАЖУ: «РАЗ, ДВА, ТРИ! МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ, ЛОВИ!»