Глава 6 техники опровержения: объективные

Многие техники оспаривания основаны на использовании для изменения иррациональных убеждений высокого или низ­кого уровня эмоционального возбуждения, но иногда более эф­фективным для трансформации мыслей оказывается хладно­кровный, бесстрастный стиль. Причина в том, что объективное, внеличностное обсуждение идей клиента может развеять его пристрастные эмоции, в то время как жесткие и мягкие техники опровержения могут их усилить.

Техники объективного оспаривания предполагают, что тера­певт будет предоставлять логичные, неэмоциональные аргумен­ты и склонять клиента к моделированию того же стиля. Как клиент, так и терапевт анализируют идеи клиента бесстрастно и отчужденно, как будто это математические формулы.

Объективное опровержение предполагает изменение преду­беждений в случае, если терапевт поможет клиенту собрать ло­гических доказательств против этих идей больше имеющихся у него аргументов «за». Эта точка зрения противоположна тому мнению, что эмоциональная напряженность и привычная сила контраргумента превосходит по значимости стоящую за ним ло­гику. Приобретая опыт, терапевт выяснит для себя, какие убеж­дения лучше поддаются мягким техникам, какие — жестким, а какие — объективным.

Мы обнаружили, что объективное оспаривание больше всего подходит для сопротивляющихся и защищающихся клиентов, поскольку этот подход не задевает их эмоциональные струны, с другой стороны, есть клиенты, которым больше помогает теплое, эмпатическое и позитивное обхождение с ними терапевтов (Rogers, 1951, 1959). Для поддержки контраргументации деп­рессивных клиентов им в особенности может понадобиться мяг­кий эмоциональный подход, напротив, клиентам, страдающим от приступов паники, подойдет атакующее, жесткое опровер­жение.

Объективный анализ идей клиента — ясный и элегантный терапевтический подход. Наш опыт, однако, показывает, что многие клиенты не приветствуют логику в той же мере, что и терапевты. Для таких клиентов объективное оспаривание долж­но быть заменено или дополнено другими методами.

Ниже следуют отдельные ключевые принципы, лежащие в основе различных типов объективного опровержения.

1. Пусть клиент идентифицирует основные центральные убеж­дения, которые приводят к негативным эмоциям.

2. Помогите клиенту разбить каждое утверждение на его основ­ные логические компоненты. Скрупулезно избегайте субъек­тивных суждений как о самом убеждении, так и о составля­ющих его частях.

3. С помощью клиента исследуйте каждое убеждение с пози­ций индуктивной и дедуктивной логики. Вместе с клиентом решите, является ли убеждение логичным.

4. Если клиент оценивает суждение как ложное, пусть он запи­шет все логические доводы для такого опровержения.

5. Попросите клиента вспоминать все эти опровергающие дово­ды каждый раз, когда возникает ложное убеждение, пока оно не перестанет повторяться совсем.

Мы используем эти инструкции в памятке, которая знако­мит клиента с техникой объективного оспаривания.

Пример анализа

Идея о том, что существуют различные по своей внутренней сущности классы людей, — одно из тех центральных убеждений, которые не основаны на фактах и могут быть ослаблены логическим обсуждением. Классовое сознание приводит некоторых клиентов к депрессии и тревоге из-за того, что они считают своих родителей выходцами из низших классов. Несмотря на свои собственные до­стижения (многие из них очень успешны), эти клиенты продолжают действительно верить, что им по своей сути недостает настоящей ценности, так как они вышли из бедных слоев. Эти клиенты постоян­но опасаются разоблачения. Они считают свои таланты и успехи частью фасада, за которым они скрываются, чтобы одурачить об­щество, и они сторонятся ситуаций, в которых окружающие могут разглядеть их маску и увидеть, кто они «на самом деле».

Другие клиенты беспокоятся о своей классовой принадлежнос­ти по-другому. Они выросли в высшем обществе, но считают, что им недостает определенных желаемых характеристик, присущих выходцам из низших слоев. Они могут считать, что людям низших классов свойственна энергия и жизненная сила, которая делает их устойчивыми и лучше приспособленными к решению прагматичес­ких проблем. Мужчины часто ощущают недостаток маскулинности и смелости, присущей их соперникам из низшего общества, и счита­ют себя занудами или денди.

После того как клиентам показали, что на проблемы можно смотреть более объективно, идентифицируется и анализируется то понятие, которое вызывает у них проблемы. В следующей схеме препарировалось такое абстрактное понятие, как «класс».

Определение класса

Синонимы: порода, кровь, характер, гены, уровень, страта, по­ложение, социальное происхождение, генеалогия, род, родослов­ная, наследственность, аристократ/человек из народа, избранность.

Утверждения, на которых логически основано понятие клиента.

1. Каждый индивидуум несет нефизический отпечаток своего класса.

2. Этот отпечаток каким-то образом передается с генами.

3. Он неизменяем.

4. Разное положение в обществе (высокое, среднее, низкое) внут­ренне связывается с таким нефизическим его аспектом, кото­рый называется классом.

5. Положение также неизменяемо.

6. Люди интуитивно сознают принадлежность к классу и положе­ние в обществе.

7. Их родители, деды, прадеды (и так до бесконечности) — все принадлежат к одному и тому же классу.

8. Дети, внуки и т. д. этих людей тоже принадлежат к этому классу и имеют то же положение в обществе. Если люди кажутся при­надлежащими к другому классу или рангу, то это маска. Это актеры, разыгрывающие общество, но рано или поздно их ра-

зоблачат. Если их начать проверять, их действительная классо­вая принадлежность обязательно проявится.

Оценка понятия

Понятие класса может быть использовано в качестве социоло­гической абстракции (Davis & Moore, 1945; Warner & Lunt, 1973), но этот термин оказывается несостоятельным, когда люди применяют его относительно своего достоинства. Он предполагает такое каче­ство, которого не существует: внутренне присущая классовая при­надлежность. Это идея о том, что каждый человек обладает унасле­дованной значимостью, которая не зависит от достижений и не может быть изменена. Это утверждает чуть ли не духовную страти­фикацию людей в зависимости от их положения.

Логическое опровержение

1. Не существует доказательств (так же, как и методов их нахож­дения) существования такого нефизического аспекта личности, который называется классовой принадлежностью.

2. Как может наследоваться нефизический элемент?

3. Даже если можно было бы предположить наличие такого эле­мента, не существует методов, при помощи которых такое неиз­меняемое качество, как общественное положение, могло быть за ним закреплено. Значимость — это чисто субъективная оцен­ка его носителя, и оно не является внутренним свойством внеш­не наблюдаемых проявлений.

4. Какие специфические физические, умственные, психологичес­кие, духовные или метеорологические элементы внутри людей позволяют им интуитивно осознавать свою классовую принад­лежность?

5. Вне применения в социологических теориях понятие класса яв­ляется произвольной абстракцией. Она навязывается одним людям другими и не имеет никакого иного значения, кроме выра­жения эмоционального отношения одного человека к другому.

Комментарий

Мы не пускаемся в метафизические споры с клиентами о до­стоинствах воззрений Канта, Беркли, Локка на онтологию или объективную реальность. Мы признаем субъективность любых

взглядов. Однако мы признаем и то, что взгляды клиента на себя и на окружающий мир полезны не в равной степени.

Дополнительная информация

Важность объективной самооценки отмечается Nissbett & Ross (1980). Объективизация — один из основных методов, используемых Абрахамом Лоу в своей волевой терапии (will therapy) и непрофессио­нальной организации, которую он основал для пациентов, недавно вы­шедших из больницы (Recovery Inc., Low, 1952).

Фактически все когнитивные подходы учат клиента наблюдать за собой и своим окружением более объективно (Bandura, 1997; A. Beck, 1993; J. Beck, 1996; Ellis, 1988a, 1995, 1996; Lazarus, 1995; Meihenbaum, 1994). Конструктивистские терапевты делают акцент на адаптивности, или пригодности, того убеждения, которое наиболее значимо, незави­симо от его соответствия объективной реальности (Mahoney, 1979, 1988, 1991, 1993а, 1993b, 1994).

Наши рекомендации