Отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы

3 отделения:

ü клинико-экспертное. Анализирует деятельность всех ЛПУ области, проводит экспертизу плановой и экспертно-медицинской помощи населению, осуществляет контроль качества лечебно-профилактической помощи в лечебных учреждениях области, осуществляет экспертные функции по договорам с ЛПУ, разрабатывает внутрибольничную систему управления качеством медпомощи.

ü организационно-экономическое анализирует медико-демографическую ситуацию в области, разрабатывает программы оказания медпомощи в области, участвует в разработке тарифов на платные медицинские услуги, определяет порядок взаиморасчетов и финансирования медицинских учреждений области

ü отделение медстатистики и вычислительной техники. Статистический учет и отчетность о деятельности больницы, способствует внедрению в ЛПУ области единых информационных технологий, проводит подготовку персонала к работе с вычислительной техникой и контроль использования средств вычислительной техники в ЛПУ, контроль за рациональным использованием вычислительной техники.

Лекция №7

Организация специализированной помощи населению

Под специализацией понимают распределение врачебных должностей по специальности, которые существуют для улучшения оказания помощи при конкретном заболевании или группе заболеваний.

Специализация: единство подходов к диагностике, лечению, единство целей, задач, согласованность.

Специализация:

ü широкая (терапия, хирургия, акушерство и т.д.)

ü более узкая (дерматовенерология и пр.)

Специализированная помощь оказывается в 5 этапов:

1) территориальные учреждения здравоохранения, где основными видами учреждений являются: территориальные поликлиники, поликлиники при медико-санитарных частях, женские консультации, врачебные амбулатории.

2) учреждения с более узкой специализацией медицинской помощи, обслуживают участки более 2 поликлиник: диспансеры, консультативные поликлиники, кабинеты.

3) областные, городские, краевые, республиканские: население области, города, края.

4) межобластные, межгородские…

5) самые узко специализированные виды медицинской помощи – на базе специализированных клиник Москвы и Санкт-Петербурга.

Задачи специализированных центров: научное организационное руководство своей службы; консультативно-диагностическая помощь, лечение. Занимаются научными исследованиями, внедрением, подготовкой и переподготовкой медицинских кадров. Наиболее массово – в диспансерах.

Диспансер – самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, которое организуется для решения медико-социальных задач и для укрепления здоровья населения. Бывают городские, районные, областные, межрайонные (по территориальному признаку).

10 видов диспансеров:

ü противотуберкулезный

ü онкологический

ü психоневрологический

ü наркологический

ü дерматовенерологический

ü офтальмологический

ü маммологический

ü эндокринологический

ü кардиологический

ü лечебной физкультуры (физдиспансеры)

Основные принципы:

ü наиболее раннее и активное выявление больных

ü систематическое наблюдение за выявленными больными

ü проведение общественной профилактики.

Выявление:

ü по обращаемости

ü при массовых профосмотрах

ü при обследовании семей больных и контактировавших с ними

Задачи:

ü оказание специализированной медицинской помощи

ü организационно-методическая работа: анализ состояния специализированной помощи, оценивают качество, консультируют по диагностике и лечению; проводят анализ заболеваемости, смертности, инвалидности, изучают условия возникновения заболевания; участвуют в подготовке и переподготовке медицинских кадров.

Структура:

ü амбулаторно-поликлиническое отделение

ü стационар

ü специальные службы (например, мобильный флюороскоп для ПТД)

ü организационно-методический отдел

ü прочие функциональные подразделения

Перечень социально значимых заболеваний (май 2007 года)

ü туберкулез

ü злокачественные новообразования

ü СД

ü вирусные гепатиты В, С

ü психические расстройства и расстройства поведения

ü ВИЧ-инфекция

ü ЗППП

ü заболевания, характеризующиеся повышением артериального давления

Туберкулез. Резко возросло число деструктивных форм, высокий уровень заболеваемости населения (82 на 100 000 населения), но в последнее время наблюдается незначительное снижение. Большое распространение – за счет асоциальных элементов (составляют более 20% от общего числа больных). По поло-возрастному составу преобладают мужчины трудоспособного возраста. В Ярославской области в следственных изоляторах заболеваемость туберкулезом составляет 138 на 10 000, в исправительных колониях – 900.

Полнота охвата флюорографическим обследованием в Российской Федерации составляет 61,5%, а в Брянской, Ростовской, Ульяновской областях – всего 23%. Около трети населения не проходят флюорографию более 2 лет.

Противотуберкулезный диспансер

Создается независимо от численности населения на участке (на 30 000 – 50 000 населения).

ü профилактика туберкулеза;

ü анализ эпидемиологической обстановки по туберкулезу;

ü методы специфической профилактики (вакцинация в 7 лет, ревакцинация в 14 лет), химиопрофилактика для детей, находившихся в контакте с больными либо с гиперергической реакцией на туберкулин, с виражем туберкулиновой пробы).

Профилактика:

ü санитарная обработка помещения

ü санитарно-просветительская работа

ü своевременное выявление больных туберкулезом

ü организация комплексного лечения, стационарное лечение, антибактериальная терапия

ü анализ заболеваемости, смертности, инвалидности

ü экспертиза трудоспособности больных

ü реабилитация и рациональное трудоустройство больных.

Структура:

ü поликлиника

ü стационар

ü организационно-методический кабинет

ü дневной стационар

ü лабораторная служба

Основные пути выявления больных туберкулезом:

ü Флюорография с 15 лет, до 15 лет – проведении пробы Манту;

ü Анализ мокроты на бациллы Коха.

Злокачественные образования.

Наблюдается рост заболеваемости, Ярославская область находится на 5 месте по онкологической заболеваемости.

Структура заболеваемости злокачественными новообразованиями:

I. Рак кожи и подкожной клетчатки

II. Рак желудка

III. Рак молочной железы

IV. Рак легкого

Структура смертности

I. Рак легкого

II. Рак молочной железы

III. Рак ободочной кишки

каждый 3-й больной не достиг трудоспособного возраста. 20-22% относятся к 4 клинической группе (в Ярославской области – 25%).

Локализации опухолей, преобладающих у больных 4 клинической группы:

ü прямая кишка

ü шейка матки

ü молочная железа

Мужчины составляют 2/3 от общего числа больных. Преобладающий возраст больных – 65< лет. Заболеваемость – 40 на 10 000 населения, смертность – 22-23 на 10 000 населения.

Служба онкологической помощи: онкологические диспансеры, онкологические кабинеты поликлиник.

Онкологический диспансер – оказание консультативно-диагностической помощи, работа экспертной службы, организация санитарно-просветительской работы.

Хосписная служба представлена стационаром, дневным стационаром.

Особенности стационара: хирургическое, гинекологическое, торакальное, радиологическое, химиотерапевтическое отделения; наличие гистологической, цитологической, радиологической лабораторий. Регистрация больных – протокол в 2 экземплярах.

Психические расстройства и расстройства поведения.

Высокая степень тяжести и инвалидизации, длительные периоды нетрудоспособности, в период обострения – асоциальное поведение. Ежегодный рост заболеваемости. Рост заболеваний социальной природы: реактивные психозы, старческие психозы, болезни цивилизации.

Оказание помощи:

ü ступенчатость

ü дифференцированность

ü преемственность

Особенности психоневрологического диспансера: лечебно-трудовые стационары, бригада скорой психиатрической помощи.

Особенности задач: проведение судебно-психиатрической и военной экспертизы; психопрофилактическая работа (наблюдение вне обострения, патронажная помощь)

Задачи: трудовое обучение и трудоустройство.

Кожно-венерологический диспансер

Особенности структуры:

ü отдел первичной профилактики

ü косметологическое отделение

ü лабораторная служба (клинико-диагностическая, серологическая, бактериологическая, гистоцитологическая лаборатории).

Лекция №8

доцент Л.В. Кайкова

Основные принципы организации и управления здравоохранением в Российской Федерации

В здравоохранении существует принцип двойного подчинения:

  • вертикальное, или внутриотраслевое
  • горизонтальное – подчинение органу государственной власти на соответствующем уровне.

Внутриотраслевое:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(стратегический уровень)

 
  Отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы - student2.ru

Местные органы управления здравоохранением

(тактический уровень здравоохранения)

Департамент здравоохранения области

Департамент здравоохранения мэрии г. Ярославля

 
  Отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы - student2.ru

Лечебно-профилактические учреждения

(исполнительный уровень здравоохранения)

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития и защиты прав потребителей.

Основные задачи Министерства здравоохранения и социального развития РФ

ü разработка основ государственной политики, федеральных целевых и государственных научно-технических программ;

ü контроль за качеством предоставленной населению медицинской помощи, медицинской и фармацевтической продукции;

ü организация лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе в области промышленного производства;

ü профессиональное образование в области здравоохранения и медицинской промышленности;

ü разработка нормативов и стандартов, включающих медицинскую помощь, производство лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения;

ü разработка предложений по совершенствованию систем обязательного и добровольного медицинского страхования, а также использование иных источников финансирования здравоохранения;

ü разработка и осуществление мероприятий по профилактике инвалидности;

ü обеспечение социально-гигиенического и эпидемиологического благополучия населения;

ü развитие рыночной инфраструктуры здравоохранения;

ü осуществление международных связей в области здравоохранения.

Структура Министерства здравоохранения и социального развития РФ

  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
  3. Федеральная служба по труду и занятости.
  4. Федеральное медико-биологическое агентство.
  5. Пенсионный фонд РФ.
  6. Фонд социального страхования РФ.
  7. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

Центральный аппарат (основные департаменты)

  1. Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социальной сферы.
  2. Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения.
  3. Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия.
  4. Департамент медицинского страхования.
  5. Департамент развития медицинской помощи детям.
  6. Департамент высокотехнологичной медицинской помощи.
  7. Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения.
  8. Департамент занятости и трудовой миграции.
  9. Департамент заработной платы и охраны труда.
  10. Департамент науки, образования и кадровой политики.
  11. Департамент социальной защиты.
  12. Финансовый департамент.

Для решения широкого круга вопросов при министерстве существуют:

ü коллегия

ü общественный совет

ü научный совет

ü главные специалисты

Коллегия министерства создается в составе 25 человек. Ее цель – выработка согласованных решений, направленных на реализацию задач, возложенных на министерство. Заседания коллегии проводятся не реже 1 раза в квартал по утвержденному плану. Решения коллегии претворяются в жизнь приказами министра.

Наши рекомендации