Тема: «К нам в гости приехали матрешки»
Задачи:
1. Продолжать учить детей использовать строительный материал в играх (строить стол, стулья для матрешки).
2. Закреплять игровое действие — кормление игрушек.
3. Учить отображать простейшие человеческие отношения (встреча гостей, заботливое, внимательное отношение).
4. Поощрять добрые чувства по отношению к игрушкам, воспроизводить показанные педагогом действия и реплики.
Оборудование: Набор мелкого строительного материала. Матрешки на каждого ребенка. Кукольная посуда, муляжи угощения (пирожки, булочки). Машина.
План занятия:
Приветствие: «Я рада Вас видеть. Давайте поздороваемся сначала язычком «здравствуйте», теперь поздороваемся ручками и крепко пожмем друг другу руки.
Разминка: Провести хоровод «Машенька». Дети стоят по кругу, один из них в центре. Взрослый говорит:
Выходи - ка Машенька, попляши, попляши,
Ручкой, ручкой Машенька помаши, помаши,
А мы вокруг Машеньки хороводом пойдем,
Песенку веселую запоем!
Ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля,
Будем, будем в ладошки ударять, ударять,
Будет, будет Машенька нам плясать, нам плясать».
Ребенок в круге пляшет, дети хлопают в ладоши.
Основная часть
Орг. момент: Дети заходят в группу, на ковре лежит красивая большая открытка. Воспитатель: «Ребята, как здорово; кто это прислал нам такую красивую открытку? Сейчас мы прочитаем. К нам едут в гости матрешки. Нужно нам приготовиться к встрече гостей».
1. Предлагается построить из строительного материала мебель для матрешек (стол, стулья).
2. Затем дети накрывают на стол (для чаепития).
3. Встреча и угощение матрешек (матрешки приезжают на машине, их количество соответствует количеству детей в группе).
4. Экскурсия по группе под руководством педагога, который рассказывает о группе и о детях. В ходе беседы привлекает детей к участию в беседе.
Релаксация: Упражнение «Сон в зимнем лесу».
Дети лежат на ковре, слушают спокойную музыку. Педагог тихо говорит слова стихотворения Н. Пикулевой:
«Ходит сказка по дамам, По высоким теремам, Жди ее, глаза закрой. Спи глазок, спи другой. | Сказка добрая придет, Сердце доброе найдет. Жди ее, глаза закрой. Спи глазок, спи другой» |
Затем пауза. Педагог сообщает, по какому сигналу дети проснуться (когда заиграет гармошка, дудочка и.т.п.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают и прощаются друг с другом и педагогом.
Прощание: Можно использовать слова:
«До свиданья, мы не раз
Будем еще в гостях у Вас».
Предварительная работа:
Изготовление письма - открытки.
Дидактические игры с матрешками.
Игровые упражнения: «Что где стоит в группе?», «Назови свое имя», или «Угадай, кто позвал».
Беседа с детьми о том, в какие игры они любят играть и какие у них любимые игрушки.
Тема: «Поездка в деревню»
Задачи:
1. Продолжать учить детей использовать постройки в играх (стульчики — автобус).
2. Обогащать игры с куклами, дополняя новыми сюжетами — поездка в деревню к бабушке.
3. Поощрять речевой диалог детей друг с другом и доброжелательное отношение к рядом играющему сверстнику.
4. Обучать детей игровому взаимодействию между персонажами: бабушка – дети; шофер – дети.
Оборудование: стульчики, руль; «молоко, пироги» - предметы заместители (на каждого ребенка); фартук и косынка для бабушки.
План занятия:
Приветствие: «Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу: «Добрый день!». А теперь поздороваемся ручками, ножками, спинкой».
Разминка: Игровое упражнение «Машина». Дети стоят друг за другом.
Машина, машина, Ты нас покатай, Машина, машина, Быстрей поезжай! Машина, машина, Ты всех обгони! Машина, машина, Направо сверни! Машина, машина, Ты всех обгони! Машина, машина, Налево сверни! Машина, машина, Вези нас домой. Машина, машина, Приехали! Стой!» | На первые строчки хлопают в ладоши, затем идут по кругу. Дети идут по кругу быстрым шагом (или бегом), затем идут шагом и поворачивают вправо. Дети идут по кругу быстрым шагом (или бегом), затем идут шагом и поворачивают влево. Дети идут шагом, затем останавливаются. |
Основная часть
Орг. момент: Воспитатель вносит конверт. На конверте нарисована деревня. «Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно? Тут внутри еще какие-то картинки (очки, клубок со спицами, фартук с косынкой). Конечно, оно от бабушки. Как вы догадались? Она приглашает нас к себе в гости в деревню. Поедем? А на чем же мы поедем?..» Выслушиваются предложения детей. Выбирается автобус. Но его, прежде всего, нужно сделать (из стульев).
1. Строится вместе с детьми автобус из стульев.
2. Выбирается шофер (по считалке) и ему выдается руль.
3. Дети едут в автобусе, и их встречает бабушка (педагог).
4. Бабушка приглашает гостей в дом, сажает за накрытый стол, угощает детей «молоком и пирогами».
Релаксация: «Сон в деревне у бабушки». Дети слушают спокойную музыку леса. Педагог говорит детям, что им сниться всем один и тот же сон, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Взрослый сообщает, по какому сигналу все проснуться (по счету, когда запоет петушок, воробышек, залает собачка и т. п.) Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают и прощаются.
5. Прощание с бабушкой и отъезд в детский сад.
Прощание: Можно использовать слова:
«Путешествие кончаем,
До свиданья, бабушка, мы уезжаем».
Предварительная работа:
Приготовить приглашение от бабушки.
Игры детей с машинами в свободное время.
Беседа о том, кто с кем живет в семье, и кто кому кем приходится (уточнить понимание детьми родственных отношений).
5.4 Календарно-тематический план и примерная структура обучающих игровых ситуаций на второй младшей группе
Календарно-тематический план
Таблица №2
Дата | Тема игровой обучающей ситуации | Количество |
Сентябрь | Кукла Маша (Оля) пришла в гости | |
Октябрь | Кукла Маша проснулась, напоим ее чаем Купание дочки и укладывание спать | |
Ноябрь | День рождения куклы Кати Андрюша заболел Зайчик приглашает в гости | |
Декабрь | Игра – драматизация «Козлята и волк» На прививку Тигренок заболел | |
Январь | Мы едем, едем, едем… Моя семья. Покупка продуктов к обеду | |
Февраль | Поможет тигренку Игра-драматизация по сказке «Теремок» | |
Март | Посещение салона красоты Доктор Айболит | |
Апрель | Отправляемся в путешествие Магазин игрушек | |
Май | Поездка в деревню Поможем купить куклам одежду | |
Итого |
Примерная структура обучающих игровых ситуаций на второй младшей группе
1. Тема:«Кукла Маша (Оля) пришла в гости»
Задачи:
1. Продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к игре с куклой.
2. Учить общаться с куклой, задавать ей вопросы, разговаривать с ней как с партнером по игре. Обратить внимание на интонационную окраску детских высказываний.
3. Развивать согласованность обеих рук, координацию движений.
Оборудование: Новая кукла в нарядном платье, коробка с куклой завернутая в бумагу (листов бумаги столько, сколько детей будет участвовать в игре).
План занятия:
Приветствие. Внести игрушку (это может быть медвежонок, зайчонок, котенок и т.п.). Педагог опосредованно (через игрушку) обращается к каждому ребенку с приветствием.
Разминка. Упражнение «Любимая игрушка». Дети на сигнал погремушки «превращаются» в свою любимую игрушку, надо её показать движением и голосом. Педагог: «Чья игрушка выше прыгнет, быстрее сядет, ласково пропоет песенку «ля-ля» и т.п. На сигнал «хлопок в ладоши» все превращаются в детей.
Основная часть
Орг. момент: Педагог вносит коробку. В ней находиться новая кукла. Детям предлагается угадать, что может находиться в коробке. Выслушиваются предположения детей. Но прежде чем открыть коробку и взять куклу, необходимо развернуть бумагу (коробка завернута в несколько слоев бумаги). Каждый ребенок снимает лист бумаги.
1. Педагог вынимает куклу. Кукла знакомиться с детьми, задает вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет? Какая твоя любимая игрушка» и т.д. Педагог предлагает детям обращаться ккукле с аналогичными вопросами. Помочь детям общаться с куклой.
2. Игра с куклой: «Ходит Маша посреди кружочка». Дети стоят по кругу, один из них в центре с куклой. Взрослый говорит слова, а дети выполняют движения:
«Выходи - ка Машенька, попляши, попляши,
Ручкой, ручкой Машенька помаши, помаши,
А мы вокруг Машеньки хороводом пойдем,
Песенку веселую запоем!
Ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля,
Будем, будем в ладошки ударять, ударять,
Будет, будет Машенька нам плясать, нам плясать».
Ребенок в круге пляшет с куклой, дети хлопают в ладоши.
3.Игра с куклой: «Хоровод».
Релаксация Упражнение «Сказочный сон».
Дети лежат на ковре, слушают спокойную музыку. Педагог тихо говорит слова стихотворения Н. Пикулевой:
«Ходит сказка по дамам, По высоким теремам, Жди ее, глаза закрой. Спи глазок, спи другой. | Сказка добрая придет, Сердце доброе найдет. Жди ее, глаза закрой. Спи глазок, спи другой» |
Затем пауза. Педагог сообщает, по какому сигналу дети проснуться (когда заиграет дудочка, колокольчик и.т.п.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают и прощаются друг с другом и педагогом.
Прощание. Кукла прощается с детьми. Дети прощаются с пожеланием друг другу хорошего настроения.
Предварительная работа:
Пение песни «Наша кукла».
Катание кукол в коляске.
Игры-хороводы.
2. Тема: «Кукла Маша проснулась, напоим её чаем»
Задачи:
1. Учить детей роли мамы. Выполнять несколько взаимосвязанных действий с куклой (тихий, ласковый подъём, одевание, умывание, кормление).
2. Учить вести игровой диалог с игрушкой — говорить за себя и за игрушку.
Оборудование: Кроватки, постельные принадлежности, куклы, одежда для кукол, посуда, ширма.
План занятия:
Разминка. Упражнение «Воздушный шарик». Педагог «работает» насосом, а дети «шарики». Дети приседают на коленки и медленно надуваются (приподнимаются), на сигнал «подул ветерок» шарики летают (бегают) легко кружатся. На сигнал «нет ветра» дети останавливаются.
Приветствие. «Шарики» здороваются: дети легко соприкасаются боками друг с другом, произносят приветствие, называя имя ребенка: «Здравствуй Толя…» и отлетают к другому «шарику».
Основная часть.
Орг. момент: Раздается звук колокольчиков. Педагог вместе с детьми шариками подлетают к ширме. За ней кроватка, в которой лежит (спит) кукла.
1. Педагог называет себя мамой и вместе с детьми ласково будит куклу, используя знакомые потешки.
2. Показ игровых действий, раскрывающих содержание роли мамы (подъём, одевание, умывание, кормление куклы). Дети наблюдают за действиями педагога и по мере возможностей помогают ему.
3. Педагог предлагает детям побыть мамами и разбудить своих дочек. Дети подходят к куклам и повторяют игровые действия воспитателя.
4. Оказывается помощь детям, которые затрудняются одеть куклу. Обратить внимание на общение детей с куклами, по мере необходимости, дать речевой образец.
Релаксация. Упражнение «Сказочный сон».
Предлагается детям (мамам) вместе с куклами сходить на прогулку. Но прежде поиграть в игру «Сказочный сон». Дети лежат на ковре, слушают спокойную музыку. Педагог тихо говорит слова стихотворения Н. Пикулевой:
«Ходит сказка по дамам, По высоким теремам, Жди ее, глаза закрой. Спи глазок, спи другой. | Сказка добрая придет, Сердце доброе найдет. Жди ее, глаза закрой. Спи глазок, спи другой» |
Затем пауза. Педагог сообщает, по какому сигналу дети проснуться (когда заиграет дудочка, колокольчик и.т.п.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают и прощаются друг с другом и педагогом.
Прощание. Дети прощаются с пожеланием друг другу хорошего настроения и не забыть взять своих "дочек" на прогулку.
Предварительная работа:
Дидактическая игра: «Для чего это нужно?» (постельные принадлежности).
Заучивание потешки: «Водичка — водичка...»,
Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку».
3. Тема«Купание дочки и укладывание спать»
Задачи:
1. Продолжать учить брать на себя роль мамы, называть её. Выполнять несколько взаимосвязанных действий с куклой (раздеть куклу, искупать, уложить спать, спеть колыбельную песенку).
2. Учить использовать в игре предметы - заместители.
3. Поддерживать ролевой диалог, учить разговаривать с игрушкой, имитировать ответную речь.
Оборудование. Кроватки с постельными принадлежностями, куклы, предметы заместители (кубики, салфетки, лотки и.т.п.) для купания.
План занятия
Приветствие. Педагог приветствует всех детей. Дети стоят в кругу, смотрят друг на друга, ласково улыбаются, здороваются, называя ласково каждого по имени: «Здравствуй Мариночка» и т.д.
Разминка. Упражнение «Капельки». Дети выполняют действия под слова педагога:
«Летят с неба капельки, большие и маленькие, сталкиваются друг с другом, здороваются, обнимаются и дальше летят. Падают на листья, на землю, и вот уже лужи большие (в круги по несколько человек) и ручейки побежали, (дети становятся друг за другом и строятся в круг). Все кругом умылось, заблестело, и каждая капелька улыбнулась».
Основная часть.
Орг. момент: Педагог приводит детей в игровой уголок и обращает внимание на куклу, приветствует её вместе с детьми. Кукла "обращается" к детям с просьбой искупать её перед сном.
1. Педагог называет себя мамой и предлагает детям помочь приготовить всё необходимое для купания "дочки".
2. Приготовление оборудования для купания куклы-дочки, помочь детям найти предметы-заместители для мыла, полотенца, ванночки.
3. Показ купания куклы-дочки. Каждое действие сопровождается речью, используются знакомые детям потешки. Затем детям предлагается искупать своих дочек и уложить их спать.
4. Купание кукол каждым ребенком, укладывание спать, пение песенок. Если ребенок не говорящий, то можно предложить ему ласково спеть короткую песенку "ля-ля".
Оказывать по мере необходимости помощь играющим детям. Поощрять речевые высказывания детей, отражающих взаимоотношения между персонажами: куклой - дочкой и мамой - ребенком, говорить и за себя и за игрушку.
Релаксация. Упражнение «Волшебный сон». Дети ложатся на коврик на спину. Педагог под спокойную музыку поглаживает детей, говорит, что всем им сниться один и тот же сон, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Взрослый сообщает, по какому сигналу все проснуться (по счету, когда заиграет погремушка, колокольчик и т. п.) Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают и прощаются.
Прощание: Дети встают в круг и прощаются друг с другом.
Предварительная работа:
Игры с водой.
Купание детей в гидромассажной ванне, пение колыбельных песен.
Чтение стихотворения:
«Я куклу Наташу катаю в коляске,