Особенности эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом
Раннее органическое поражение центральной нервной системы, составляет основу детского церебрального паралича, обусловливает сложное сочетание двигательных и психических нарушений в развитии ребенка.
При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Первичный дефект при ДЦП - это нарушения двигательного анализатора, которое ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. По определению Л.В. Кузнецовой дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной, депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы [29, с.286].
Практически у всех детей имеются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. Следует подчеркнуть, что у большинства этих детей потенциально сохранены предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи, зрении) выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации, маскируют возможности детей [62, с. 209]
По определению В.И. Лубовского для детей с ЦП характерны нарушения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения. Спектр эмоциональных нарушений у детей с различными формами ДЦП чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые неврозоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС, которое нередко встречаются при спастической диплегии и гемипаретической формах [53].
Также у детей могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией [62, с. 209].
Эмоциональные расстройства доминируют среди других проявлений, вызывающих трудности адаптации, характерные для этих детей, особенно в раннем возрасте. У детей первых лет жизни часто наблюдаются стойкие нарушения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
В дошкольном возрасте дети с ДЦП отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность двигательная расторможенность, у других - робость, застенчивость, заторможенность.
Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции приобретают, как бы насильственный характер Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении [53, с. 375-378].
Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут наблюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых, фрустрационных ситуациях.
Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха. Эти страхи нередко без определенного содержания. Так страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов: незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других - гиподинамией, общей заторможенностью. Но в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями - побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. При возникновении страха у ребенка усиливаются саливация и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия). Возможны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения. У многих детей выражен страх передвижения, падения, высоты, одиночества [53, с. 376-377].
Страхи, возникающие спонтанно, вне связи с какими-либо психогенными факторами, называются неврозоподобными; обусловлены органическим поражением головного мозга. К ним относятся недифференцированные ночные страхи, появляющиеся эпизодически во время сна и сопровождающиеся криком, плачем, общим возбуждением, вегетативными расстройствами. Они характерны для детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, которые часто возникают на фоне гипертермии (перегревании ребенка).
Эмоциональные нарушения с соматовегетативными расстройствами являются у детей с церебральным параличом благоприятной почвой для возникновения истероформных реакций. Такие реакции обычно провоцируются обидой или неудовлетворенными требованиями и желаниями ребенка, сопровождаются бурными проявлениями — падением на пол, криком, агрессивностью по отношению к окружающим, соматовегетативными нарушениями. При неправильном воспитании эти реакции закрепляются и приобретают условно-рефлекторный, привычный характер. Став привычными формами поведения, они могут составить основу для формирования патологического характера.
Среди вариантов аномального развития личности при церебральных параличах наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. Как указывает В.И. Лубовский в основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней [53, с. 377].
Основной признак инфантилизма - недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности (высших психических функций). Поэтому в своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо.
Причины выше описанных особенностей поведения детей являются: нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга, а так же неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения, обусловленное не только двигательной и речевой недостаточностью, но и гиперопекой.
Инфантилизм сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте, проявляясь в виде повышенного интереса к детским играм, слабости волевых усилий, недостаточной целенаправленности интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости. При осложненных формах инфантилизма, который наиболее типичен для детей с церебральным параличом, наряду с основными проявлениями наблюдается повышенная психическая истощаемость, двигательная расторможенность [53, с. 377-378].
По определению В.И. Лубовского для детей с церебральным параличом характерен невропатический вариант психического инфантилизма, для которого характерны: несамостоятельность, повышенная внушаемость, пугливость, неуверенность в своих силах, чрезмерная зависимость от матери, трудности адаптации к новым условиям. В новой обстановке эти дети проявляют повышенную боязливость, заторможенность, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. При невропатическом варианте психического инфантилизма часто имеет место аффект неадекватности, который проявляется в различных формах. Одна из них - реакции протеста, представляющие собой преходящие расстройства поведения на основе аффективных переживаний (переживания обиды, ущемленного самолюбия и т.п.) [53, с. 378].
Для реакций протеста характерна определенная избирательность и направленность. Обычно преобладают реакции пассивного протеста: отказ от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), уходы из дому, из детского сада; иногда они проявляются в виде отдельных соматовегетативных расстройств: рвоты, энуреза, энкопреза. Пассивный протест у детей с церебральным параличом наиболее часто проявляется отказом от выполнения требований родителей, воспитателя или учителя [53].
Как указывает И.А. Смирнова, отклонения в развитии личности ребенка с ДЦП способствуют специфические условия, в которых находиться ребенок с первых лет жизни. Это частое пребывание ребенка в закрытых медицинских учреждениях, ограничение общения со сверстниками и с взрослыми, ограничение самостоятельности, постоянные разговоры о лечении, нарушения семейного воспитания. В результате дети эгоцентричны, пассивны, невнимательны к окружающим, не способны к адекватной оценке своих поступков и поведения окружающих, испытывают затруднения при установлении контактов со сверстниками [49].
Мы склонны поддержать точку зрения И.А. Смирновой, которая указывает, что необходимость управления личностным развитием ребенка с ДЦП в специальной педагогике скорее декларируется, нежели находит реальное воплощение в программах и методах работы в условиях образовательного учреждения с данной категорией детей.
Наиболее сложной и в тоже время наиболее значимой для личностного развития ребенка является сюжетно-ролевая игра.
По утверждению И.А. Смирновой при рациональном подходе к воспитанию дети с ДЦП могут развиваться без личностных отклонений. Развитие личности детей с ДЦП зависит в наибольшей степени от социальных условий, в которых растет ребенок [49, с.29].