Деятельностный и компетентностный подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья сюжетно-ролевой игре

Анализ современных исследований и научных разработок позволил выделить значимость подходов к организации обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ игровой деятельности. В чём же сущность деятельностного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста с ОВЗ сюжетно-ролевой игре? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности дошкольника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». На это нас ориентирует и деятельностный принцип коррекции. Это в полной мере относится к сюжетно-ролевой игре, которая является ведущей деятельностью для ребенка [64].

Технология обучения ребенка с ОВЗ сюжетно-ролевой игре основана в полной мере на деятельностном подходе: сначала ребенку объясняют игровые действия, затем педагог (воспитатель, учитель-дефектолог) показывает игровое действие с постепенным и последовательным комментарием действий, а затем предлагает ребенку самому выполнить игровое действие (например, организуя игру «Парикмахерская», учитель-дефектолог показывает ребенку расческу, действия расческой, затем сам включается в игру в роли парикмахера, и только потом передает эту роль самому ребенку) [64].

Технология деятельностного подхода предполагает умение ребенком извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых дошкольники, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают возникшую проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Применительно к сюжетно-ролевой игре деятельностный подход проявляется в активности каждого ребенка при подготовке игрового пространства, в выборе игровых и подручных материалов, из которых дети мастерят необходимые атрибуты, в распределении ролей, в выстраивании игрового сюжета, в объединении сюжетов нескольких игр [64].

Следующим подходом, который лежит в основе обучения детей с ОВЗ сюжетно-ролевой игре, является компететностный подход.

Компетентностный подход возник в ответ на вызовы, которые бросает человеку современность. Содержание основной образовательной программы (образовательной области «Социально-коммуникативное развитие») направлено на формирование умения ребенка применять полученные теоретические знания в повседневной жизни (в игре, трудовой деятельности, в общении). Для этого учителю-дефектологу, воспитателю необходимо передать ребенку основные компетенции: игровые, трудовые, коммуникативные, информационные.

Обучение сюжетно-ролевой игре должно быть направлено на формирование у детей с ОВЗ инициативности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности, на умение адаптироваться к изменяющейся игровой обстановке.

Образовательная практика ДОУ включает в себя несколько видов компетентностей ребенка дошкольного возраста [64]:

- коммуникативная (умение объяснить сюжет игры, распределить роли, вести роль в диалоге с другими участниками игры);

- владение ролью, развитие взятой на себя роли;

- владение ролевой и комментирующей речью;

- владение ролевым поведением со сверстниками;

- владение ролевым поведением с игрушкой (режиссерская игра);

- умение согласовывать свои игровые замыслы с партнером;

- умение менять свое ролевое поведение в зависимости от игровой ситуации (предложенной самим ребенком или сверстником);

- организаторские способности (умение увлечь своей игрой других);

- активное создание предметной игровой обстановки по собственной инициативе и замыслу;

- придумывание самостоятельных сюжетов (сюжето-сложение, новые варианты, новые роли, введение сказочных персонажей в реальные условия);

- сочетание реальных и сказочных персонажей;

- согласование замыслов (умение принять чужой замысел, отклонить замысел аргументировано);

- комбинирование в игре знаний, полученных из разных источников;

- умение решать и предупреждать конфликты.

Все перечисленные выше компетентности ребенка позволят ему овладеть технологией игровой деятельности.

Реализация деятельностного и компетентностного подходов должна базироваться на учете индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ, его возможностей и уровня психофизического развития. Принципы деятельностного и компетентностного подходов является методологическими основаниями построения процесса коррекции, определяет тактику обучения детей сюжетно-ролевой игре, способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его активного проявления, действий в ходе коррекционной работы.



Наши рекомендации