Особенности игры детей с ранним детским аутизмом
Как показывает практика, дошкольные учреждения компенсирующего вида могут посещать дети с ранним детским аутизмом. У данной категории детей отмечаются специфические особенности игровой деятельности, на что указывают многие авторы в частности М.М. Либлинг [22]:
1. Направленность на аутостимуляцию, то есть на получение определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. Например, ребенок выкладывает длинные ряды из кубиков, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая как крутятся ее колеса, или с грохотом скатывает эту машинку с горки и т.п. [22].
2. Игра с неигровыми предметами, то есть ребенок отдаётся предпочтение предметами домашнего обихода, не имеющими игровых функций (чулки, шнурки, ключи, катушки, крышки от кастрюль, веревочки, инструменты для ремонта, бумажки и т.д.), дающими сенсорный эффект (тактильный, зрительный, обонятельный. Любимыми являются такие однообразные манипуляции, как пересыпание песка, переливание воды, выстраивание предметов рядами, игры с бликами света. У других детей нередко встречается одержимость «игровым занятием», которую трудно прервать Игра таких детей некоммуникативная, дети играют в одиночку в обособленном месте. Присутствие других детей игнорируется [29, с. 352].
3. Отсутствие или «свернутость» сюжета. В игре детей чаще всего нет сюжета; если он все-таки есть, то очень «свернут», нет подробностей, деталей. Это объясняется ограниченностью социального и эмоционального опыта аутичного ребенка, отсутствием его внимания к житейским событиям, непониманию связей между ними. В его памяти и, соответственно, в игре, могут поэтому закрепиться только яркие, аффективно насыщенные моменты. Например, ребенок кидает на пол игрушку, выкрикивая: «Упал! Ударился!», - и на этом игра заканчивается [22].
4. Стереотипность игры. Содержание игр монотонно, поведение в них однообразно. Дети годами могут играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки, совершать одни и те же стереотипные действия (включать и выключать свет или воду и т.д.), попытки взрослых прервать эти действия, часто безуспешны [2, 3, 22, 51]. Если в игре и есть элементы сюжета, то они бесконечно повторяются. Крайне затруднено использование предметов-заместителей [13, с.37-38].
5. Невозможность вовлечь в свою игру другого человека (взрослого или ребенка). Чаще всего взрослому сложно включиться в самостоятельную игру аутичного ребенка. Ребенок может просто не обращать на него внимания, либо активно протестует, либо стремиться уединиться. М.М. Либлинг объясняет данное поведение ребенка несформированностью навыков взаимодействия, и его склонностью к стереотипности, к неизменности тех занятий, к которым он привык, которые доставляют ему удовольствие [22].
6. Невозможность включиться в общую игру или пассивное следование в игре указаниям других детей. Дошкольник фактически не может играть со сверстниками, играет «рядом», но не вместе. Но, в то же время проявляет потребность в совместной игре, играя с детьми, формально следует правилам, с трудом учитывает обратную связь (как эмоциональную, так и сюжетную), чем и раздражают сверстников, а это, в свою очередь, усиливает неуверенность ребенка.
Может подключиться к совместным играм, но только к простым играм, основанным на аффективном заражении: побегать вместе с другими детьми, покататься с горки. А если принимает участие в играх со старшими детьми, то дети дают ему роли, не требующие инициативы и знания правил игры, а также полностью руководят его действиями и ребенок выполняет их указания, чаще всего исполняя «пассивно-страдательные» роли: пациента на приеме у врача, ученика в школе и т.п. [22].
7. Ролевая игра по заданному сюжету отличается большой неустойчивостью, быстро прерывается беспорядочными действиями, либо действиями, не относящимися к игре (пением, разговорами на посторонние темы, исследованием неигровых предметов). В спонтанной игре наблюдается патологическая инертность сюжета и неизменность деталей. Возможны длительные игровые перевоплощения (в основном в животных). Часто подобные перевоплощения носят навязчивый и некритичный характер.
У других аутичных детейигровая деятельность совпадает с интересами и увлечениями ребёнка. В совместных играх участия не принимают и не общаются со сверстниками. Игры детей характеризуются - эмоциональной выхолощенностью, отражают зоны страхов, ритуалов. Вместо игры часто имеют место – псевдоинтеллектуальные занятия – рисование схем, планов внутренних строений и т. д.[13, с. 38]. Манипулятивные игры у детей данной категории сохраняются и в более старшем возрасте [29, с. 352].
8. Дети малоактивны в ориентировке среди игрушек и в их использовании. Они предпочитают наиболее простые игрушки, не предполагающие сложных предметных действий, тяготеют к эффектам, получаемым при действиях с предметами (скрип дверей, шум воды, шуршание бумаги, «зайчик» от зеркала и т.д.).
Как отмечают А.А Белошеева, В.А. Голышева, Л.Г. Неволина дети не любят игрушки белого и черного цветов, играют по своим, только им понятным правилам. Им невозможно дать какие-то инструкции, вовлечь в общую игру [3, с.37].
В играх – фантазиях действия с игрушкой нередко вообще отсутствуют, она находится в руках или лежит рядом, а весь сюжет разыгрывается только в вербальном плане. По мере развертывания игры, как правило, нарастают неадекватные интонирования, многократное повторение одних и тех же слов.
9. М.М. Либлинг замечает, что игра аутичного ребенка заметно отличается от игры его обычных сверстников, что она имеет иную динамику и логику развития [22]:
- примитивные виды игр сохраняют самостоятельное значение, усложняются сами по себе, но не соединяются с сюжетом;
-отрывки сюжета, даже появившись в игре аутичного ребенка, не развиваются, не соединяются между собой, не предполагают коммуникации, совместного проигрывания со сверстником;
- игра аутичного ребенка усложняется лишь по линии аутостимуляции: ребенок находит все более изощренные виды игр с сенсорными свойствами предметов, направлена на получение тонизирующих сенсорных впечатлений. Они выполняют функцию защиты, блокировки нежелательных, слишком резких для ребенка, постоянно меняющихся впечатлений окружающего мира;
- совместная игра является естественным, уникальным и незаменимым средством помощи детям, имеющим отклонения в развитии, эмоциональные нарушения, в частности – детский аутизм и расстройства аутистического спектра.
Необходимо заметить, что описанные выше особенности игровой деятельности детей с аутизмом могут встречаться и у детей с умственной отсталостью, с детским церебральным параличом, и совместная игра является естественным, уникальным и незаменимым средством помощи детям, имеющим отклонения в развитии, эмоциональные нарушения, в частности – детский аутизм и расстройства аутистического спектра.