Обозначение мягкости согласного последующим гласным
Выделение буквы Я.
Задание. Прочитать слова, найти в них заданную букву, определить ее местонахождение (в начале, в середине, в конце). Яма, яйцо, заяц, ядро, яшма, яхта, пояс, яблоко, ягоды, ящик, Яйла, ягненок, Рая, стая, змея.
Задание. Найди в словах мягкие согласные. Чем обозначена их мягкость? Мяч, пять, Валя, слякоть, пряник, мята, пятна, Толя,тряпка, прятки.
Задание. Назови картинки, составь из букв разрезной азбуки их названия, запиши в тетрадь: ящик, яблоко, ясень, язык, якорь, ящерица, ядро, ястреб.
Выделение буквы Е.
Задание. Прочитай эти слова, найди в них заданную букву, определи ее местонахождение: ел, ель, еда, езда, ездок, Ева, еду, еосидна, единица, ералаш, Елена, енот, ежевика, ерунда, Египет.
Задание. Найди в этих словах мягкие согласные. Какая гласная обозначает их мягкость? Лес, мел, белка, лето, ветка, полено, лев, село, орех, весна, веник, колено.
Задание. Назови картинки, составь из букв разрезной азбуки их названия. Нарисуй, сделай надписи.
Задание. Придумай слова с буквой е самостоятельно и запиши их. Если задание вызывает затруднение, то назвать картинки и предметы, специально подобранные к занятию.
Выделение буквы Ё.
Задание. Прочитай слова, найди в них заданную букву, определи ее местонахождение: ёлка, ёжик, ёрш,, заём, Алён-ка, каёмка, даёт, водоём, клёст, приём, Лёня, клеёнка.
Задание. Найди в этих словах мягкие согласные. Какая гласная обозначает их мягкость: лёд, пёс, Лёва, Лёня, свёкла, котёл, костёр, мёд, овёс, Алёна, Стёпа, стёкла, ковёр, лётчик.
Задание. Назови картинки, составь из разрезной азбуки их названия, нарисуй, сделай подписи.
Задание. Посмотри внимательно вокруг. Назови или придумай слова с буквой ё. Запиши их, учитывая принцип доступности.
Выделение буквы Ю.
Задание. Прочитай эти слова, найди в них заданную букву, укажи где она стоит; для подготовительной группы усложнение — которая по счету? Юбка, юнга, юннат, юла, юноша, юрта, катаю, Юля, Юра, юг, юмор, мою, убираю, юрист, юркий, купаю.
Задание. Найди в словах мягкие согласные. Какая гласная обозначает их мягкость: плющ, Люда, Люба, люди, слюда, брюква, блюдо, плюс, слюна, изюм, клюква, шлюпка.
Задание. Назови картинки, составь из разрезной азбуки их названия, нарисуй, сделай надписи.
Задание. Посмотри внимательно вокруг. Назови или придумай слова с буквой ю. Запиши их.
Задание. Прочитай или повтори слоги. Скажи, как звучит согласный в слогах первой строчки, в слогах второй строчки. Твердые согласные подчеркни синим цветом, мягкие — зеленым. Назови те гласные, которые смягчают: та, до, ну, пи, пы, ма, ку. вы; ля, ме, ню, пе, де, ти, лю, ее; по, мо, се, ти, пы, ли, сю, да.
Задание. Прочитай и спиши эти слова. Объясни значение слов. Укажи гласные, образующие слияние с мягкими согласными. Выдели цветом: твердые — синим, мягкие — зеленым:
Мал—мял был—бил лук—люк вор—вез
мыл—мил выл—вил лов—клев вол—вел
мол—мел ров—рев осы—оси были—выли
рад—ряд рысь—рис град—гряд
Задание. Впиши букву а или я (о—е, у—ю, ы—и). Он ел л.к. Вова закрыл л.к. Витя руки м.л. Мальчик очень мл.
Задание. Прочитай фразы, сходные слова выпиши парами:
Вова посадил лук. лук
Папа закрыл люк. люк
Дятел носом тук. тук
Хлопок сложили в тюк. тюк
У дятла сильный нос. нос
Витя палки нёс. нёс
Кот увидел мышку. мышка
Соне подарили мишку. мишка
После того как дети научились слышать твердость и мягкость согласных и писать после мягких согласных гласные второго ряда, а после твердых согласных — гласные первого ряда, знакомим детей с мягким знаком:
Мягкий знак — хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Предложить сравнить по смыслу и звучанию пары слов:
ел—ель дал—даль стал—сталь хор—хорь
мел—мель жар—жарь удар—ударь гол—голь кон—конь жал—жаль угол—уголь трус—трусь был—быль пар—парь учит—учить шест—шесть Сравнительный анализ помогает выяснить, что слова имеют разное значение, хотя произносятся почти одинаково. Разница в произношении последнего звука в том, что в первом случае он произносится твердо, а во втором мягко.
Затем эти слова читаются и сравниваются по написанию. Уточняем, что мягкость последнего согласного обозначается мягким знаком. Сам мягкий знак ъ никакого звука не обозначает, но смягчает согласную в конце слова. Эти знания отрабатываются с детьми в серии заданий.
Задание. Прочитай слова. Сравни их по звучанию, написанию, смыслу. Какая в этих словах разница в произношении окончаний:
Лепит – лепить купить – купить
Возит – возить носит – носить
любит—любить лечит—лечить
ходит—ходить косит—косить
Задание. Спрячем мягкий знак в середину слова:
пень—пеньки окунь—окуньки ель—ельник
день—деньки уголь—угольки пыль—пыльный
конь—коньки куль—кульки боль—больной
огонь—огоньки зверь—зверьки сталь—стальной
Задание. Прочитай слова. Выделенную согласную произнеси мягко. Какую букву надо написать после мягкой согласной? Напиши получившееся новое слово. Сравни еще раз слова. Чем они отличаются по звучанию и написанию? пенки банка полка галка уголки пеньки банька полька галька угольки Задание. Прочитай слова. Подчеркни мягкие согласные зеленой пастой. Объясни, почему они звучат мягко: пена, Люда, моль, Тема, банька, тюлька, зорька, борьба, пекла, люлька.
Задание. Проверочный диктант: конь, лён, лось, нёс, люк, Лена, кино, пень, сеть, лень, пить, толь, банька, письмо, лента, санки, зверьки, стальной, деньки.
Дифференциацию мягких и твердых парных согласных необходимо проводить не только на слух, но и в произношении, что позволит предупредить нарушения письменной речи при обучении в школе, снизить процент неуспевающих, максимально обеспечить успешность в обучении.
Важно не только научить детей различать на слух твердые и мягкие согласные, но и соотносить твердость и мягкость согласных с последующей гласной или мягким знаком.
Таким образом, работа по дифференциации парных согласных (по твердости-мягкости), коррекция дефекта смягчения поможет не только избежать явной речевой патологии, но и позволит своевременно провести профилактическую работу и избежать при обучении в школе нарушений письменной речи. Речевые нарушения, встречающиеся у детей в начальной школе, являются серьезным препятствием в овладении ими элементами грамоты. Нередки случаи, когда из-за речевых нарушений ребенок с трудом усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.
При правильной организации и проведении коррекционно-образовательного процесса педагоги и родители помогают детям справиться с имеющимися у них речевыми нарушениями и успешно овладеть школьной программой.