Изменения в сфере отношений между супругами
II этап. В результате психотерапевтической работы произошли изменения в супружеских отношениях в сторону их гармонизации.
Примеры ответов на вопрос «Что дала мне группа?»
— Я заново узнал свою жену, совершенно по-новому.
Мне открылись такие стороны, такие глубины, о
которых я даже не подозревал... Наша семья просто
возродилась заново. Последние годы семьи, строго
говоря, не было. Мы просто существовали рядом
друг с другом, едва терпя присутствие. Сейчас мы
рады жить вместе. Еще важнее: мы оба полны ре
шимости не допускать возврата прежнего стиля от
ношений, сознательно и активно идти навстречу
друг другу, не допуская больше длительного, на-
капливающегося непонимания. Что касается атмосферы в семье — я просто купаюсь в счастье... Главное у.обоих — доверие друг к другу.
— Счастье, какого не было .15 лет...
— Освежила чувства к мужу.
— Произошло обновление чувств.
— Моей жене группа дала понимание, что, кроме детей, существует муж.
— Умение выяснять отношения, примерно как на группе.
— Резко улучшились взаимоотношения с женой...
Результаты экспериментального исследования показывают, что через 8 месяцев после окончания психотерапевтической работы отношения между супругами, улучшившиеся в ходе занятий, закрепились, стабилизировались.
Примеры:
— Для нас с Ларисой работа была очень полезной, мы стали лучше понимать друг друга.
— У нас все стало лучше.
— У меня глубокая благодарность к группе. Сейчас я как бы во втором браке с Валей... У нас дома сейчас несопоставимо спокойнее стала обстановка. У нас сейчас нет таких проблем, которые требовали бы квалифицированной помощи, мы выросли. Я сейчас знаю, что могу сказать и хорошее, и плохое, и знаю, что буду услышан.
Измененияв сфере взаимодействия родителейи детей
II этап. После занятий, как показывают экспериментальные данные, произошли позитивные изменения в отношениях между родителями и детьми. Существенной причиной этого улучшения являются изменения, появившиеся в процессе психотерапии в самих родителях. Это проявилось в ответах на вопрос «Что мне дала группа?»
Примеры:
— Мы стали лучше понимать Олю.
— Лучше чувствую ребенка. Я не прихожу в отчаяние
от его малейшей вспышки, непослушания, обид и слез. Верю, что все это изменить в моих силах.
— Оба стали внимательнее прислушиваться друг к другу.
— Терпение в отношении к детям.
— Стала больше считаться с ребенком как самостоятельной личностью, имеющей право на свои взгляды. Как мать стала больше другом своим детям, нежели наставником.
Видение своего ребенка стало более адекватным. В сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» много внимания уделяется положительной характеристике ребенка. Говоря о негативных чертах, родители стараются не столько осуждать, сколько объяснить причину этих явлений.
— Я стала близким другом детям.
— ...Много времени уделяю детям.
— Ответственность за жизнь ребенка, его будущее определяет поведение.
Появились новые формы взаимодействия между родителями и детьми.
— Как многого можно добиться похвалой, работая в зоне недостатка.
— Группа научила некоторым замечательным формам общения с детьми.
Появились мирные методы урегулирования конфликтов.
— Отношения с детьми стали более открытыми и ровными.
— Улучшилось взаимопонимание с детьми. Нам всем стало веселее и радостнее жить.
IIIэтап. Данные, полученные при обследовании испытуемых через 8 месяцев после окончания цикла занятий, показывают, что происходит дальнейшее развитие взаимоотношений между родителями и детьми на новой основе. Родители, продолжая работать над собой, пробуют и совершенствуют новые методы и формы взаимо-
действия с детьми, опираясь на новое отношение к себе и к ребенку.
Примеры:
— Все стало лучше, лучше стал он (сын) и я. Многому научилась, постоянно пробую что-то новое.
— Я считаю себя способной быть замечательной матерью... Я научилась хорошо понимать и чувствовать своих детей. Умом и сердцем умею находить к ним подход в трудную минуту... С огромным желанием и радостью, с наслаждением большую часть своего времени посвящаю детям.
Приведенные данные субъективных отчетов показывают, что к концу цикла занятий в семейных отношениях происходят большие изменения. Во-первых, снимается психологическая напряженность, нормализуется субъективное состояние испытуемых, атмосфера в семье становится спокойной. Во-вторых, у супругов происходит осознание значимости семейных ролей, особенно родительских. В связи с этим формируется новое отношение к этим ролям и новый взгляд на них. Акцент ставится на эмоциональном отношении к себе в роли «отец», «мать». Появляется понимание тех социальных нагрузок, которые заложены в этих ролях. В-третьих, отношения между супругами значительно улучшаются, они основываются на взаимном доверии, понимании. В-четвертых, резко улучшаются взаимоотношения между родителями и детьми. Это улучшение происходит как на основе снятия дезадаптированного поведения, так и за счет изменений, происходящих в родителях. Родители стали лучше понимать, чувствовать своих детей, считаться с ними, оценивать их адекватнее, искать причины трудностей и конфликтов. У них появились новые формы и методы взаимодействия с детьми. Семьи вышли из состояния кризиса на новый уровень отношений, получили толчок к развитию, произошла существенная гармонизация семейных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
Абашев-Константиновский А. Л. К механизму аутизма. // Невропатология и психиатрия, 1937, т. VI, № 11.
Амбрумова А. Г. Актуальные проблемы суицидологии. М., 1981.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983.
Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1980.
Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.
Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1986.
Бирюкова М. В. Роль игры в воспитании детей-имбецилов. М, 1971,
Блейлер В. А. Аутистическое мышление. Одесса, 1928.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском, возрасте. М., 1963.
Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
Братусь Б. С. Психологический анализ одного из видов патологии личности. Автореф. канд. дис. М., 1972.
Братусь Б. С, Сидоров Г. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.
Бурно М. Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия в амбулаторной практике // Исследования механиз-
мов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. с. 35—41.
Буянов М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1976.
Бюллер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. М. 1924.
Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.,
1976.
Вольперт И. Е. Психотерапия. Л., 1972.
Воловик В. М. и др. Исследование семьи и семейной терапии при шизофрении // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.
Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. М., 1971
Выготская Г. Л. Развитие сюжетно-ролевых глухих детей и руководство ими в детском саду. Канд. дис. М., 1963
Выготский Л. С. Развитие игры в детском возрасте. — Вопросы психологии, 1966, № 6. '
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1987.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
Гарбузов В. И. и др. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М., 1987.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.,
1987.
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Клев, 1984.
Драпкин Б. 3. «Терапия радостью» — сущность детско-подростковой психотерапии // Материалы VII Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров, т. III. М., 1981.
Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. Материалы симпозиума. М., 1966.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
Зачепицкий Р. А., Яковлева Е. К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. М., I960.
ЗейгарникБ. В. Основы патопсихологии. М., 1973. М., 1977.
Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена полаудетей. Л., 1986.
Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1978.
Кайдановская Е. В. Исследование психологических характеристик больных неврозами: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. Л., 1987.
Карвасарский Б. Д. Неврозы. М.. 1980.
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985.
Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Нравственное развитие дошкольников в игре. М., 1986.
КемпинскиА. Психопатология неврозов. М., 1975.
Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1971.
КорчакЯ. Избранные произведения. М., 1979.
Кон И. С. Психология старшеклассников. М., 1982.
Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. Дис. канд. психол. наук. М., 1980.
Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. М., 1981.
Корнилов К. Н. К психологии детской игры в куклы. М., 1921.
Кратохвил С. Биографическая, тематическая и интерак-ционная ориентация в групповой психотерапии/ Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. Куперник К. Н. Детский аутизм: ведущее поражение. —
Невропатология и психиатрия, вып. 10. М., 1972. Лебединский В. В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии. — Невропатология и психиатрия, вып. 6. М., 1971. Лебединский В. В. Олихейко О. С. Игротерапия при шизофрении раннего детского возраста. — Невропатология и психиатрия, вып. 6. М., 1972. Лебединский В. В. Спиваковская А. С. , Раменская О. Л. Патопсихологическая структура игровой деятельности детей, больных шизофренией. — Дефектология, 1974, № 4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы дошкольной
игры. — Советская педагогика, 1944, № 6-9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, М., 1972. Лехтман-Абрамович Р. Я. Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949. Лисина М. И., Запорожец А. В. Развитие общения у дошкольников. М., 1974. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979. Лурия А. Р. Функция знака в развитии поведения ребенка. // Психоневрологические науки в СССР. М., 1930. Мишина Т. М. Семейные конфликты и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. Мишина Т. М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений // Методы психологичес-
кой диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
Мягер В. К. Общие принципы и методика семейной пси
хотерапии у больных неврозами // Тезисы докладов
конференции по психотерапии. М., 1973.
Мясищев В. Н. Личность и труд аномального ребенка. //
Психические особенности трудновоспитуемых и
умственно-отсталых детей. Л., 1936.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
Пантина Н. С. Сюжетно-ролевые игры и проблемы ум
ственного развития детей. Материалы III Всесоюз
ного съезда общества психологов СССР т III M
1968. ' ' ''
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1960. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболевании // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической помощи. Л., 1985. Рожнов В. Е. Лекции по психотерапии. М., 1971. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970. Руководство по психотерапии. Под ред. В. Е Рожнова М
1974. Симеон Т. П. Шизофрения раннего детского возраста М
1948. Славина Л. С. О развитии мотивов игровой деятельности
в дошкольном возрасте. М., 1948. Соколова Н. Д. Особенности игровых действий умственно отсталых школьников. — Дефектология 1972 № 2.
Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. Спиваковская А С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980. , Спиваковская А. С. К вопросу об осознаваемом и бессознательном в структуре аутистического синдрома. // Бессознательное, т. И., Тбилиси, 1978. Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983. Сухарева Г. Е. Клиника шизофрении у детей и подростков.
М., 1948. Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей от рождения до одного года. М., 1948. Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Канд.
дис. М., 1946. Фрейд 3. Психоанализ детского страха. М., 1913. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. С. 400-420. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего
возраста. Пг., 1922. Щелованов Н. М. О воспитании в домах младенцев. —
Вопросы материнства и детства, 1938, № 13. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной
игры. М., 1947. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей. —
Дошкольное воспитание, 1966, № 3. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. Эйдемиллер Э. Г. О взаимной оценке характера подростков, страдающих психопатиями и психопатоподоб-ными расстройствами, и их родителей // Неврозы и пограничные состояния. Л, 1972. Юрьева С. П. Клиника вялотекущей шизофрении у детей и подростков. Докт. дис. М., 1970.
456
Ackerman JN-
1958. bntherapy with children. N. Y., 1942. Allen F. H. РЛ constiumon. N. Y., 1926. Adler A. The nfn ^егарУ- N. Y, 1974, Ax line V. M. People play- N. Y., 1964. Berne E. Gam* J*£p therapy. Washington, 1961. R^tt J E TaX&W & 10f plasticity in childhood schizophrenia. Belder L. The^ P,ogy „f schizophrenia^ N. Y., L„ 1966.
// Psych°P ,<; not enough. N. Y., 1966. D ttpiheim Б- h°VG rnoty fortress. N. Y., L., 1967. Be telheim Б- TKe^№ with d™cf™ of adjustment. // Blaunchard ?■ ^ A- Handbook of child psychology. N. Y.,
■Murshteii1
1933. e contribution play therapy. - Child Study,
ВиЫеТ1949, Tl P-j^y of aggression. N. Y., L., 1961. Buss A The PS^C hoanalytical treatment of a child. L., 1946. prp,id A The Psyf t;nn of emotional adjustment to intellectual nesoert J. The rela"°netic Psychol. Monographs, 1946, v. 34. function; — ^ personality and psychotherapy. N. Y.,
и d J Mi^er D° аГ1950. . in interpretation of play.// Child behavior
ErikS°and develop*1^«little Hans» and «Rat Man». N. Y.,
Freud Z. The caseS
r 1958 sVchotherapy with children. N. Y., 1961.
Ginnot H. GroJdPoyod schizophrenic Cambridge, 1961.
Goldfarb W. cn organism- N. Y., 1939.
Goldstein K/hoef Children's activity with plastic material. -
Hall E. Study J1 psychol., 1939, v. IX.
British J- ExPeand Human Growth. N. Y„ 1950. HorneyK.Neuro^eory and practice of Family Psychiatry.
Howells L. Q- 'g68.
Edinburg. ^^^alysis of Children. L., 1923.
Klein M. The №c
Kagan J., Mussen P. Child development and personality. N. Y., 1963.
Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. — Nerv.
Child, 1945, v. 2. Klein M. The Psycho-analysis of Children. L., 1923. Klein M. Developments in psychoanalysis. L., 1952. Lebo D. The Development of play as a form of therapy. —
American J. Psychiatry, 1955, v. 112. Leleand H., Smith D. Play therapy with abnormal children. N.
Y., 1968.
Lewin H., Wardwell E. The research uses of doll play. —
Psychological Bulletin, 1962, v. 59. Levy D. Release therapy. — American J. Orthopsych., 1933,
№9.
Lowenfeld M. The world picture of children. — British J. Medicine Psychol., 1933, v. 18.
Levy D. Release Therapy // American J. Orthopsych. 1933,
№9. Leary T. F. Interpersonal diagnosis of Personality. N. Y., 1957. Moreno J. L. Group psychotherapy. N. Y., 1946. Palazzoly M. S. Paradox and Counter-paradox. N. Y., 1969. Pearson G. Emotional disorders of children. N. Y., 1949. Perls F. Gestalt Therapy. Calif., 1969. RichterH. G. Patient Family. Hamburg, 1970. Rogers С R. Client-centered therapy. Boston, 1951. Rogers С R, Psychotherapy and personality change. Chicago, 1954. Satir V. Conjoint Family therapy. Science and Behavior Books.
Palo Alto., Calif., 1964. Schuts W. Elements of encounter. N. Y., 1975. Slavson S. R. An introduction to group therapy. N. Y., 1943. Wolpe J. Behavior therapy for psychosomatic disorders //
Psycho-somatics., 1980., Vol. 21., p. 379—385.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................ ........ 6
МОЯ СЕМЬЯ И ВОСПИТАНИЕ МОЕГО
РЕБЕНКА......................................................................... 11
Семь «законов» супружеской гармонии........................ 11
Как быть хорошим родителем?......................................... 27
Готовлюсь стать мамой.................................................. 27
Таинство контакта........................................................... 34
«Идеальные» родители................................................... 38
Любовь............................................................................. 40
Диалог.............................................................................. 44
Принятие.......................................................................... 46
Независимость ребенка и мотивы воспитания............... 49
Естественность воспитания............................................ 58
«Театр» одной семьи........................................................... 65
Внешне «спокойная семья»............................................ 67
Вулканическая семья....................................................... 67
«Семья-санаторий»......................................................... 69
«Семья-крепость»....................................................... .....71
«Семья-театр»................................................................. 74
«Семья — третий лишний».......................................... ...75
Семья с «кумиром»......................................................... 76
«Семья-маскарад».......................................................... .77
Семья в психологическом рентгене............................... 78
Воспитание в интерьере семьи....................................... 92
Если предстоит развод..................................................... 101
Семейный конфликт...................................................... 101
«Хронический» развод.................................................. 104
Контакт во время развода............................................. 105
Манипулирование и неуверенность............................. 107
Когда родители вдали от детей.................................... 109
Одна с ребенком................................................................ 115
Говорить или молчать?................................................. 115
Отношение к отцу......................................................... 118
Множественность семейных ролей.............................. 120
Позиция жертвы............................................................. 122
Открытая неполная семья............................................. 123
МОИ РОДИТЕЛИ И Я КАК РОДИТЕЛЬ........................... 126
Родительские позиции и воспоминания детства.......... 126
Моделирующая сила эмоций........................................ 126
Детский и взрослый мир................................................ 129
Единая жизнь................................................................. 133
Поколения рядом: содружество или соперничество? .. 136
Семейная иерархия....................................................... 136
Самопринятие в системе семьи.................................... 139
Когда я буду бабушкой.................................................... 142
Бабушкина роль............................................................ 143
Бабушка — жертва........................................................ 144
Бабушка — соперница.................................................. 146
Обретенная гармония.................................................... 147
МОЯ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ МОИХ ДЕТЕЙ........................... 150
Время детей и время родителей....................................... 150
Воспитание и спешка.................................................... 150
Воспитание и скука....................................................... 153
«Старое» и «новое» время............................................ 156
Прости, я больше не буду!................................................ 158
Волевое поведение, наказание и боль.......................... 158
Наказание и подражание............................................... 162
Лишение любви.............................................................. 164
Запрет............................................................................. 167
Наказание «естественными последствиями»............... 170
«Судейская комната».................................................... 173
Наказание и аффект....................................................... 175
Творческое наказание как проявление
родительской любви................................................. 177
Искусство хвалить........................................................... 183
460
Дозировка поощрений и наказаний............................... 183
Похвала за усилие......................................................... 185
■Награждать делом....................................................... 187
Похвала, нежность, ласка............................................. 190
Учет индивидуальности ребенка.................................. 191
Почему ты опять ленишься?............................................ 195
Как приучить ребенка к труду...................................... 194
Любимое дело и подражание родителям..................... 197
Мой ребенок плохо ест...................................................... 199
Борьба за любовь........................................................... 199
Питание и проблемы подростка................................... 202
Не бойся, здесь никого нет!.............................................. 205
Страх, тревога, тревожная личность............................ 205
Как помогать детям в преодолении страха?................ 209
Когда же ты перестанешь упрямиться?......................... 211
Требование самостоятельности.................................... 211
Как преодолеть драчливость?...................................... 214
Аффективное поведение и проблемы подростков ... 216
ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................. 222
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
В ЭТИОЛОГИИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ...................... 223
§ 1. Изучение этиологии детских неврозов.................... 223
§ 2. Характеристика внутриличностного конфликта
при детских неврозах................................................ 234
Глава II. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
НЕВРОЗОВ..................................................................... 240
§ 1. Виды групповой психотерапии............................... 240
§ 2. Основные составляющие процесса групповой
психотерапии............................................................. 250
§ 3. Семейная терапия как особая форма групповой
психотерапии............................................................. 257
§ 4. Игровая терапия как особая форма групповой
психотерапии............................................................. 267
§ 5. Проблема оценки эффективности групповой
психотерапии............................................................ 271
Глава III. ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КАК ОСОБОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА............... 275
§ 1. Врачебная и психологическая психотерапия:
двуединая задача..................................................... 275
§ 2. Специфические условия и особенности диагностики факторов риска. Единство
диагностики и психотерапии.................................. 278
§ 3. Цели и специфические особенности
психотерапевтического процесса.......................... 279
§ 4. Психологические особенности оценки
эффективности психотерапии................................. 287
§ 5. Общая характеристика психотерапевтического
комплекса................................................................... 289
Глава IV. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ РИСКА НЕВРОЗОВ ДЕТСКОГО
ВОЗРАСТА.................................................................... 294
§ 1. Психологическая диагностика во время первых
встреч.......................................................................... 294
§ 2. Причины обращения в психологическую
консультацию............................................................ 299
§ 3. Мотивы обращения за психологической
помощью........ :........................................................... 301
§ 4. Характеристика ситуационных
психологических факторов риска.......................... 306
Глава V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: ХРОНИЧЕСКИЕ, ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ РИСКА........................................................ 308
§ 1. Очерк особенностей психического развития детей в преневротических состояниях
(в сравнении с основными психологическими
новообразованиями в норме)........................................ 309
§ 2. Самосознание и самооценка...................................... 316
§ 3. Мотивы семейного воспитания и родительские
позиции...................................................................... 332
§ 4. Особенности супружеских коммуникаций................ 356
§ 5. Психологическая характеристика семейного
климата....................................................................... 365
§ 6. Обобщенное описание психологических факторов
риска....................................................... :................... 371
Глава VI. УСТАНОВОЧНЫЙ И
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ БЛОКИ:
ПРОЦЕСС ПСИХОТЕРАПИИ.................................. 375
§ 1. Установочный блок...................................................... 375
§ 2. Психотерапия в детской игровой группе..................... 384
§ 3. Психотерапия семейных отношений и
семейного воспитания в родительском семинаре .... 398 § 4. Психотерапия семейного воспитания
в родительских группах.............................................. 406
§ 5. Блок оценки комплексной психотерапии.......... 437
Психологическая студия
«13.60»
под руководством профессора А. С. Спиваковской
ПРЕДЛАГАЕТ
следующие направления работы:
индивидуальные консультации;
групповая психотерапия;
семинары;
лекции;
синемалогии;
Мастер-класс;
Школа личностного роста.
Запись и информация по телефону: 250-42-90.