Изменения в сфере отношений между супругами

II этап. В результате психотерапевтической работы произошли изменения в супружеских отношениях в сто­рону их гармонизации.

Примеры ответов на вопрос «Что дала мне группа?»

— Я заново узнал свою жену, совершенно по-новому.
Мне открылись такие стороны, такие глубины, о
которых я даже не подозревал... Наша семья просто
возродилась заново. Последние годы семьи, строго
говоря, не было. Мы просто существовали рядом
друг с другом, едва терпя присутствие. Сейчас мы
рады жить вместе. Еще важнее: мы оба полны ре­
шимости не допускать возврата прежнего стиля от­
ношений, сознательно и активно идти навстречу
друг другу, не допуская больше длительного, на-

капливающегося непонимания. Что касается ат­мосферы в семье — я просто купаюсь в счастье... Главное у.обоих — доверие друг к другу.

— Счастье, какого не было .15 лет...

— Освежила чувства к мужу.

— Произошло обновление чувств.

— Моей жене группа дала понимание, что, кроме де­тей, существует муж.

— Умение выяснять отношения, примерно как на группе.

— Резко улучшились взаимоотношения с женой...

Результаты экспериментального исследования по­казывают, что через 8 месяцев после окончания психотера­певтической работы отношения между супругами, улучшив­шиеся в ходе занятий, закрепились, стабилизировались.

Примеры:

— Для нас с Ларисой работа была очень полезной, мы стали лучше понимать друг друга.

— У нас все стало лучше.

— У меня глубокая благодарность к группе. Сейчас я как бы во втором браке с Валей... У нас дома сей­час несопоставимо спокойнее стала обстановка. У нас сейчас нет таких проблем, которые требовали бы квалифицированной помощи, мы выросли. Я сейчас знаю, что могу сказать и хорошее, и пло­хое, и знаю, что буду услышан.

Измененияв сфере взаимодействия родителейи детей

II этап. После занятий, как показывают эксперимен­тальные данные, произошли позитивные изменения в от­ношениях между родителями и детьми. Существенной при­чиной этого улучшения являются изменения, появившиеся в процессе психотерапии в самих родителях. Это прояви­лось в ответах на вопрос «Что мне дала группа?»

Примеры:

— Мы стали лучше понимать Олю.

— Лучше чувствую ребенка. Я не прихожу в отчаяние







Изменения в сфере отношений между супругами - student2.ru Изменения в сфере отношений между супругами - student2.ru от его малейшей вспышки, непослушания, обид и слез. Верю, что все это изменить в моих силах.

— Оба стали внимательнее прислушиваться друг к другу.

— Терпение в отношении к детям.

— Стала больше считаться с ребенком как самостоя­тельной личностью, имеющей право на свои взгля­ды. Как мать стала больше другом своим детям, не­жели наставником.

Видение своего ребенка стало более адекватным. В со­чинениях на тему «Портрет моего ребенка» много внима­ния уделяется положительной характеристике ребенка. Го­воря о негативных чертах, родители стараются не столько осуждать, сколько объяснить причину этих явлений.

— Я стала близким другом детям.

— ...Много времени уделяю детям.

— Ответственность за жизнь ребенка, его будущее оп­ределяет поведение.

Появились новые формы взаимодействия между ро­дителями и детьми.

— Как многого можно добиться похвалой, работая в зоне недостатка.

— Группа научила некоторым замечательным формам общения с детьми.

Появились мирные методы урегулирования конфликтов.

— Отношения с детьми стали более открытыми и ров­ными.

— Улучшилось взаимопонимание с детьми. Нам всем стало веселее и радостнее жить.

IIIэтап. Данные, полученные при обследовании ис­пытуемых через 8 месяцев после окончания цикла заня­тий, показывают, что происходит дальнейшее развитие взаимоотношений между родителями и детьми на новой основе. Родители, продолжая работать над собой, пробу­ют и совершенствуют новые методы и формы взаимо-

действия с детьми, опираясь на новое отношение к себе и к ребенку.

Примеры:

— Все стало лучше, лучше стал он (сын) и я. Много­му научилась, постоянно пробую что-то новое.

— Я считаю себя способной быть замечательной ма­терью... Я научилась хорошо понимать и чувство­вать своих детей. Умом и сердцем умею находить к ним подход в трудную минуту... С огромным жела­нием и радостью, с наслаждением большую часть своего времени посвящаю детям.

Приведенные данные субъективных отчетов показы­вают, что к концу цикла занятий в семейных отношениях происходят большие изменения. Во-первых, снимается психологическая напряженность, нормализуется субъек­тивное состояние испытуемых, атмосфера в семье стано­вится спокойной. Во-вторых, у супругов происходит осоз­нание значимости семейных ролей, особенно родительских. В связи с этим формируется новое отношение к этим ро­лям и новый взгляд на них. Акцент ставится на эмоцио­нальном отношении к себе в роли «отец», «мать». Появ­ляется понимание тех социальных нагрузок, которые заложены в этих ролях. В-третьих, отношения между суп­ругами значительно улучшаются, они основываются на взаимном доверии, понимании. В-четвертых, резко улуч­шаются взаимоотношения между родителями и детьми. Это улучшение происходит как на основе снятия дезадапти­рованного поведения, так и за счет изменений, происхо­дящих в родителях. Родители стали лучше понимать, чув­ствовать своих детей, считаться с ними, оценивать их адекватнее, искать причины трудностей и конфликтов. У них появились новые формы и методы взаимодействия с детьми. Семьи вышли из состояния кризиса на новый уро­вень отношений, получили толчок к развитию, произош­ла существенная гармонизация семейных отношений.







Изменения в сфере отношений между супругами - student2.ru ЛИТЕРАТУРА

Абашев-Константиновский А. Л. К механизму аутизма. // Невропатология и психиатрия, 1937, т. VI, № 11.

Амбрумова А. Г. Актуальные проблемы суицидологии. М., 1981.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные усло­вия формирования личности в детстве. М., 1983.

Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1980.

Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.

Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1986.

Бирюкова М. В. Роль игры в воспитании детей-имбецилов. М, 1971,

Блейлер В. А. Аутистическое мышление. Одесса, 1928.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском, возрасте. М., 1963.

Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

Братусь Б. С. Психологический анализ одного из видов патологии личности. Автореф. канд. дис. М., 1972.

Братусь Б. С, Сидоров Г. И. Психология, клиника и про­филактика раннего алкоголизма. М., 1984.

Бурно М. Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия в амбулаторной практике // Исследования механиз-

мов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. с. 35—41.

Буянов М. И. Психотерапия неврозов у детей и подрост­ков. М., 1976.

Бюллер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М. 1924.

Варга А. Я. Типы неправильного родительского отноше­ния: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.,

1976.

Вольперт И. Е. Психотерапия. Л., 1972.

Воловик В. М. и др. Исследование семьи и семейной тера­пии при шизофрении // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.

Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. М., 1971

Выготская Г. Л. Развитие сюжетно-ролевых глухих детей и руководство ими в детском саду. Канд. дис. М., 1963

Выготский Л. С. Развитие игры в детском возрасте. — Воп­росы психологии, 1966, № 6. '

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воз­расте. М., 1987.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследова­ния. М., 1956.

Гарбузов В. И. и др. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М., 1987.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.,

1987.

Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время лич­ности. Клев, 1984.

Драпкин Б. 3. «Терапия радостью» — сущность детско-подростковой психотерапии // Материалы VII Все­союзного съезда невропатологов и психиатров, т. III. М., 1981.






Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. Материалы симпозиума. М., 1966.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подрост­ков. Л., 1982.

Зачепицкий Р. А., Яковлева Е. К. Роль неправильного вос­питания в происхождении неврозов. М., I960.

ЗейгарникБ. В. Основы патопсихологии. М., 1973. М., 1977.

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена полаудетей. Л., 1986.

Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психо­коррекции // Методы психологической диагности­ки и коррекции в клинике. Л., 1983.

Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1978.

Кайдановская Е. В. Исследование психологических харак­теристик больных неврозами: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. Л., 1987.

Карвасарский Б. Д. Неврозы. М.. 1980.

Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985.

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Нравственное развитие дош­кольников в игре. М., 1986.

КемпинскиА. Психопатология неврозов. М., 1975.

Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1971.

КорчакЯ. Избранные произведения. М., 1979.

Кон И. С. Психология старшеклассников. М., 1982.

Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъек­та общения. Дис. канд. психол. наук. М., 1980.

Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции меж­личностных отношений // Семья и формирование личности. М., 1981.

Корнилов К. Н. К психологии детской игры в куклы. М., 1921.

Кратохвил С. Биографическая, тематическая и интерак-ционная ориентация в групповой психотерапии/ Психологические проблемы психогигиены, психо­профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. Куперник К. Н. Детский аутизм: ведущее поражение. —

Невропатология и психиатрия, вып. 10. М., 1972. Лебединский В. В. Некоторые актуальные проблемы дет­ской патопсихологии. — Невропатология и психи­атрия, вып. 6. М., 1971. Лебединский В. В. Олихейко О. С. Игротерапия при ши­зофрении раннего детского возраста. — Невропато­логия и психиатрия, вып. 6. М., 1972. Лебединский В. В. Спиваковская А. С. , Раменская О. Л. Патопсихологическая структура игровой деятельно­сти детей, больных шизофренией. — Дефектология, 1974, № 4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы дошкольной

игры. — Советская педагогика, 1944, № 6-9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, М., 1972. Лехтман-Абрамович Р. Я. Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949. Лисина М. И., Запорожец А. В. Развитие общения у дош­кольников. М., 1974. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979. Лурия А. Р. Функция знака в развитии поведения ребенка. // Психоневрологические науки в СССР. М., 1930. Мишина Т. М. Семейные конфликты и семейная психо­терапия // Психологические проблемы психогигие­ны, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. Мишина Т. М. Исследование семьи в клинике и коррек­ция семейных отношений // Методы психологичес-


кой диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
Мягер В. К. Общие принципы и методика семейной пси­
хотерапии у больных неврозами // Тезисы докладов
конференции по психотерапии. М., 1973.
Мясищев В. Н. Личность и труд аномального ребенка. //
Психические особенности трудновоспитуемых и
умственно-отсталых детей. Л., 1936.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
Пантина Н. С. Сюжетно-ролевые игры и проблемы ум­
ственного развития детей. Материалы III Всесоюз­
ного съезда общества психологов СССР т III M
1968. ' ' ''

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1960. Петровская Л. А. Теоретические и методические пробле­мы социально-психологического тренинга. М., 1982. Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая кор­рекция: ее роль и место в профилактике заболева­нии // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической по­мощи. Л., 1985. Рожнов В. Е. Лекции по психотерапии. М., 1971. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школь­ника. М., 1970. Руководство по психотерапии. Под ред. В. Е Рожнова М

1974. Симеон Т. П. Шизофрения раннего детского возраста М

1948. Славина Л. С. О развитии мотивов игровой деятельности

в дошкольном возрасте. М., 1948. Соколова Н. Д. Особенности игровых действий умствен­но отсталых школьников. — Дефектология 1972 № 2.

Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и пато­логии. М., 1976.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования лич­ности. М., 1980. Спиваковская А С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980. , Спиваковская А. С. К вопросу об осознаваемом и бессоз­нательном в структуре аутистического синдрома. // Бессознательное, т. И., Тбилиси, 1978. Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983. Сухарева Г. Е. Клиника шизофрении у детей и подростков.

М., 1948. Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведе­ния детей от рождения до одного года. М., 1948. Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Канд.

дис. М., 1946. Фрейд 3. Психоанализ детского страха. М., 1913. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. С. 400-420. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего

возраста. Пг., 1922. Щелованов Н. М. О воспитании в домах младенцев. —

Вопросы материнства и детства, 1938, № 13. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной

игры. М., 1947. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей. —

Дошкольное воспитание, 1966, № 3. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. Эйдемиллер Э. Г. О взаимной оценке характера подрост­ков, страдающих психопатиями и психопатоподоб-ными расстройствами, и их родителей // Неврозы и пограничные состояния. Л, 1972. Юрьева С. П. Клиника вялотекущей шизофрении у детей и подростков. Докт. дис. М., 1970.

456

Ackerman JN-

1958. bntherapy with children. N. Y., 1942. Allen F. H. РЛ constiumon. N. Y., 1926. Adler A. The nfn ^егарУ- N. Y, 1974, Ax line V. M. People play- N. Y., 1964. Berne E. Gam* J*£p therapy. Washington, 1961. R^tt J E TaX&W & 10f plasticity in childhood schizophrenia. Belder L. The^ P,ogy „f schizophrenia^ N. Y., L„ 1966.

// Psych°P ,<; not enough. N. Y., 1966. D ttpiheim Б- h°VG rnoty fortress. N. Y., L., 1967. Be telheim Б- TKe^№ with dcf™ of adjustment. // Blaunchard ?■ ^ A- Handbook of child psychology. N. Y.,

■Murshteii1

1933. e contribution play therapy. - Child Study,

ВиЫеТ1949, Tl P-j^y of aggression. N. Y., L., 1961. Buss A The PS^C hoanalytical treatment of a child. L., 1946. prp,id A The Psyf t;nn of emotional adjustment to intellectual nesoert J. The relanetic Psychol. Monographs, 1946, v. 34. function; — ^ personality and psychotherapy. N. Y.,

и d J Mi^er D° аГ1950. . in interpretation of play.// Child behavior

ErikS°and develop*1^«little Hans» and «Rat Man». N. Y.,

Freud Z. The caseS

r 1958 sVchotherapy with children. N. Y., 1961.

Ginnot H. GroJdPoyod schizophrenic Cambridge, 1961.

Goldfarb W. cn organism- N. Y., 1939.

Goldstein K/hoef Children's activity with plastic material. -

Hall E. Study J1 psychol., 1939, v. IX.

British J- ExPeand Human Growth. N. Y„ 1950. HorneyK.Neuro^eory and practice of Family Psychiatry.

Howells L. Q- 'g68.

Edinburg. ^^^alysis of Children. L., 1923.

Klein M. The №c

Kagan J., Mussen P. Child development and personality. N. Y., 1963.

Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. — Nerv.

Child, 1945, v. 2. Klein M. The Psycho-analysis of Children. L., 1923. Klein M. Developments in psychoanalysis. L., 1952. Lebo D. The Development of play as a form of therapy. —

American J. Psychiatry, 1955, v. 112. Leleand H., Smith D. Play therapy with abnormal children. N.

Y., 1968.

Lewin H., Wardwell E. The research uses of doll play. —

Psychological Bulletin, 1962, v. 59. Levy D. Release therapy. — American J. Orthopsych., 1933,

№9.

Lowenfeld M. The world picture of children. — British J. Medicine Psychol., 1933, v. 18.

Levy D. Release Therapy // American J. Orthopsych. 1933,

№9. Leary T. F. Interpersonal diagnosis of Personality. N. Y., 1957. Moreno J. L. Group psychotherapy. N. Y., 1946. Palazzoly M. S. Paradox and Counter-paradox. N. Y., 1969. Pearson G. Emotional disorders of children. N. Y., 1949. Perls F. Gestalt Therapy. Calif., 1969. RichterH. G. Patient Family. Hamburg, 1970. Rogers С R. Client-centered therapy. Boston, 1951. Rogers С R, Psychotherapy and personality change. Chicago, 1954. Satir V. Conjoint Family therapy. Science and Behavior Books.

Palo Alto., Calif., 1964. Schuts W. Elements of encounter. N. Y., 1975. Slavson S. R. An introduction to group therapy. N. Y., 1943. Wolpe J. Behavior therapy for psychosomatic disorders //

Psycho-somatics., 1980., Vol. 21., p. 379—385.



Изменения в сфере отношений между супругами - student2.ru СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................ ........ 6

МОЯ СЕМЬЯ И ВОСПИТАНИЕ МОЕГО

РЕБЕНКА......................................................................... 11

Семь «законов» супружеской гармонии........................ 11

Как быть хорошим родителем?......................................... 27

Готовлюсь стать мамой.................................................. 27

Таинство контакта........................................................... 34

«Идеальные» родители................................................... 38

Любовь............................................................................. 40

Диалог.............................................................................. 44

Принятие.......................................................................... 46

Независимость ребенка и мотивы воспитания............... 49

Естественность воспитания............................................ 58

«Театр» одной семьи........................................................... 65

Внешне «спокойная семья»............................................ 67

Вулканическая семья....................................................... 67

«Семья-санаторий»......................................................... 69

«Семья-крепость»....................................................... .....71

«Семья-театр»................................................................. 74

«Семья — третий лишний».......................................... ...75

Семья с «кумиром»......................................................... 76

«Семья-маскарад».......................................................... .77

Семья в психологическом рентгене............................... 78

Воспитание в интерьере семьи....................................... 92

Если предстоит развод..................................................... 101

Семейный конфликт...................................................... 101

«Хронический» развод.................................................. 104

Контакт во время развода............................................. 105

Манипулирование и неуверенность............................. 107

Когда родители вдали от детей.................................... 109

Одна с ребенком................................................................ 115

Говорить или молчать?................................................. 115

Отношение к отцу......................................................... 118

Множественность семейных ролей.............................. 120

Позиция жертвы............................................................. 122

Открытая неполная семья............................................. 123

МОИ РОДИТЕЛИ И Я КАК РОДИТЕЛЬ........................... 126

Родительские позиции и воспоминания детства.......... 126

Моделирующая сила эмоций........................................ 126

Детский и взрослый мир................................................ 129

Единая жизнь................................................................. 133

Поколения рядом: содружество или соперничество? .. 136

Семейная иерархия....................................................... 136

Самопринятие в системе семьи.................................... 139

Когда я буду бабушкой.................................................... 142

Бабушкина роль............................................................ 143

Бабушка — жертва........................................................ 144

Бабушка — соперница.................................................. 146

Обретенная гармония.................................................... 147

МОЯ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ МОИХ ДЕТЕЙ........................... 150

Время детей и время родителей....................................... 150

Воспитание и спешка.................................................... 150

Воспитание и скука....................................................... 153

«Старое» и «новое» время............................................ 156

Прости, я больше не буду!................................................ 158

Волевое поведение, наказание и боль.......................... 158

Наказание и подражание............................................... 162

Лишение любви.............................................................. 164

Запрет............................................................................. 167

Наказание «естественными последствиями»............... 170

«Судейская комната».................................................... 173

Наказание и аффект....................................................... 175

Творческое наказание как проявление

родительской любви................................................. 177

Искусство хвалить........................................................... 183

Изменения в сфере отношений между супругами - student2.ru Изменения в сфере отношений между супругами - student2.ru 460

Дозировка поощрений и наказаний............................... 183

Похвала за усилие......................................................... 185

■Награждать делом....................................................... 187

Похвала, нежность, ласка............................................. 190

Учет индивидуальности ребенка.................................. 191

Почему ты опять ленишься?............................................ 195

Как приучить ребенка к труду...................................... 194

Любимое дело и подражание родителям..................... 197

Мой ребенок плохо ест...................................................... 199

Борьба за любовь........................................................... 199

Питание и проблемы подростка................................... 202

Не бойся, здесь никого нет!.............................................. 205

Страх, тревога, тревожная личность............................ 205

Как помогать детям в преодолении страха?................ 209

Когда же ты перестанешь упрямиться?......................... 211

Требование самостоятельности.................................... 211

Как преодолеть драчливость?...................................... 214

Аффективное поведение и проблемы подростков ... 216

ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................. 222

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

В ЭТИОЛОГИИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ...................... 223

§ 1. Изучение этиологии детских неврозов.................... 223

§ 2. Характеристика внутриличностного конфликта

при детских неврозах................................................ 234

Глава II. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

НЕВРОЗОВ..................................................................... 240

§ 1. Виды групповой психотерапии............................... 240

§ 2. Основные составляющие процесса групповой

психотерапии............................................................. 250

§ 3. Семейная терапия как особая форма групповой

психотерапии............................................................. 257

§ 4. Игровая терапия как особая форма групповой

психотерапии............................................................. 267

§ 5. Проблема оценки эффективности групповой

психотерапии............................................................ 271

Глава III. ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КАК ОСОБОГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА............... 275

§ 1. Врачебная и психологическая психотерапия:

двуединая задача..................................................... 275

§ 2. Специфические условия и особенности диагностики факторов риска. Единство

диагностики и психотерапии.................................. 278

§ 3. Цели и специфические особенности

психотерапевтического процесса.......................... 279

§ 4. Психологические особенности оценки

эффективности психотерапии................................. 287

§ 5. Общая характеристика психотерапевтического

комплекса................................................................... 289

Глава IV. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ РИСКА НЕВРОЗОВ ДЕТСКОГО

ВОЗРАСТА.................................................................... 294

§ 1. Психологическая диагностика во время первых

встреч.......................................................................... 294

§ 2. Причины обращения в психологическую

консультацию............................................................ 299

§ 3. Мотивы обращения за психологической

помощью........ :........................................................... 301

§ 4. Характеристика ситуационных

психологических факторов риска.......................... 306

Глава V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: ХРОНИЧЕСКИЕ, ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ФАКТОРЫ РИСКА........................................................ 308

§ 1. Очерк особенностей психического развития детей в преневротических состояниях





Изменения в сфере отношений между супругами - student2.ru Изменения в сфере отношений между супругами - student2.ru Изменения в сфере отношений между супругами - student2.ru (в сравнении с основными психологическими

новообразованиями в норме)........................................ 309

§ 2. Самосознание и самооценка...................................... 316

§ 3. Мотивы семейного воспитания и родительские

позиции...................................................................... 332

§ 4. Особенности супружеских коммуникаций................ 356

§ 5. Психологическая характеристика семейного

климата....................................................................... 365

§ 6. Обобщенное описание психологических факторов

риска....................................................... :................... 371

Глава VI. УСТАНОВОЧНЫЙ И

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ БЛОКИ:

ПРОЦЕСС ПСИХОТЕРАПИИ.................................. 375

§ 1. Установочный блок...................................................... 375

§ 2. Психотерапия в детской игровой группе..................... 384

§ 3. Психотерапия семейных отношений и

семейного воспитания в родительском семинаре .... 398 § 4. Психотерапия семейного воспитания

в родительских группах.............................................. 406

§ 5. Блок оценки комплексной психотерапии.......... 437

Психологическая студия

«13.60»

под руководством профессора А. С. Спиваковской

ПРЕДЛАГАЕТ

следующие направления работы:

индивидуальные консультации;

групповая психотерапия;

семинары;

лекции;

синемалогии;

Мастер-класс;

Школа личностного роста.

Запись и информация по телефону: 250-42-90.


Наши рекомендации