Описание методики «Родительское собрание»

В консультацию приглашаются родители, уже про­шедшие курс психотерапии в разное время, и родители, отобранные для дальнейшей работы. После краткого вступления психолога, в котором разъясняется план со­брания, слово предоставляется родителям.

По ходу рассказов разрешается задавать вопросы, на которые отвечает не психолог, а бывшие участники психо­терапевтической работы. Приводим протокол одного из родительских собраний, состоявшегося 9 декабря 1984 года.

Вступительное слово психолога.Сегодня у нас большой праздник. Праздник, потому что мы начинаем новый этап психологической работы, во многом это будет новый жиз­ненный этап и для психологов, которые здесь присутству­ют и будут помогать нашей работе, и для родителей, кото­рые пришли к нам в консультацию. Праздник еще и потому, что мы имеем возможность еще раз встретиться с теми, с кем мы хорошо знакомы, с теми, с кем мы уже прошли этот совместный, подчас очень нелегкий путь.

Теперь мне хочется предоставить слово родителям и попросить их рассказать о себе, о своих детях, о своей работе в консультации — словом, о всем том, что будет полезно узнать тем, кто стоит в самом начале этого пути.

Борис(сын Ваня, 6 лет). Хочу сказать, что работа в консультации дала нам много. Увеличилась уверенность. Легче стало оценивать поступки детей: что можно позво­лить, что нельзя. Сейчас страхов у сына значительно мень­ше и справляется он с ними быстрее. Младший сын растет более активным. Между собой они играют дружно. Когда

младший проявляет неуверенность, старший ведет с ним себя более осторожно.

Что изменилось в ребенке? Надо сказать, сын менялся на глазах! Конечно, когда дети приходят в группу, они еще скованны (и хочется, и боязно). Но постепенно увле­каются играми. Им предоставляется возможность самим выбирать роль. Все предложения детей учитываются. Дети находятся в вольном состоянии. Очень важен ритуал встре­чи; если кого-то обошли, он чувствует себя немного ущем­ленным. Детям нравится играть с психологом. Взрослый всеми детьми признается равным участником игры. В чем заключаются занятия с родителями? Основной смысл и содержание занятий — это откро­венные высказывания о своих ощущениях, настроениях, проблемах. Если не выскажешь чего-либо наболевшего — сам же потеряешь от этого. Вся трудность — в преодоле­нии стеснения. Когда переступишь через это, потом уже

легче.

Значит, если обобщить, занятия с родителями — это разговоры, дискуссии. О чем они? Первые разговоры все­гда о детях. Вначале, как правило, 10 минут раскачиваем­ся, молчим, т. е. заданных тем нет. Бывало так, что и смеем­ся, и плачем. Идет анализ своих ощущений, переживаний, проблем. В группе каждый получит то, чего хочет!

Таня(жена Бориса). Добавляя к сказанному, замечу, что мы, наверное, не сразу поняли, что эта группа была подарком в нашей жизни. Эти занятия, это общение мно­гое дадут вам в понимании окружающего мира, помогут научиться чувствовать другого человека (в частности, сво­его ребенка, мужа). Это поможет создать нормальные от­ношения в семье.

Когда начнутся занятия, постарайтесь быстрее вклю­читься. И еще: старайтесь ориентироваться не на себя, а на других — помочь им, и тогда вы получите гораздо больше.

Занятия в группе — это практика эмоционального об­щения. Такое счастье выпадает редко!

Ирина(сын Стасик, 5,5 лет). От своего имени хочу до­бавить. Здесь вы научитесь жить на собственных ошибках. На занятиях проигрываются самые разные ситуации.






Гарантии, что ребенок будет лучше, не было. Бабушка нас отговаривала, говорила: «Зачем вам это нужно?» Сей­час она, кстати, считает, что ребенок стал хуже, чем был. Почему так? Потому, что раньше ребенок наш был та­кой, что его можно было уговорить на что угодно. А теперь он стал личностью. Если не согласен с чем-либо — отста­ивает свою точку зрения, не соглашается.

До занятий, если можно так сказать, у ребенка был «комплекс неполноценности». Теперь он на равных с ре­бятами, чувствует себя раскованно. Ему стало легче общаться. Занятия помогли развитию способностей. Критерий того, что он изменился: после недели занятий в группе ребенок начал рисовать. Сейчас рисует так, что его рисунки берут на выставку. То есть произошел всплеск способностей.

Юра(дочь Наташа, 4 года). Все высказанное здесь со­впадает с нашими переживаниями. У меня сейчас проис­ходит психологическая разрядка (так же, как и раньше)... Мы приходили в эту комнату, дорогую нам всем. Помню, затаскивали меня сюда на аркане, а вот теперь я сожалею, что все кончилось. Что мы здесь находили: психологичес­кую разрядку!

Началось с того, что жена подталкивала: «Иди, хотя бы проверь свою точку зрения». До этого у нас были точки зрения железные. У каждого своя. Теперь иначе... Хотелось бы позаниматься еще. Данный когда-то жене совет поболь­ше улыбаться у нас укоренился.

Относительно игровой части — раньше хотелось сокра­тить ее; теперь считаю, что она необходима, чтобы легче было вести разговор. В дискуссиях, разговорах выяснились взаимоотношения в семье (оказывается, что мы еще лю­бим друг друга). Живем вместе уже довольно-таки долго: скоро будем отмечать 30-летие совместной жизни. Благо­даря занятиям в группе появилось родство душ.

Галина(жена Юры). Появилась общность взглядов на ребенка. Раньше каждый гнул свою точку зрения, те­перь — общая.

Одно очень важное дополнение к сказанному: надо обя­зательно ходить на занятия вдвоем. Категорически — толь­ко вдвоем. Иначе эффекта не будет. Вопрос: «Как долго длится занятие?»

Галина.Официально — 5 часов. Но мы засиживались иногда с 10 часов до 8 часов вечера! Вам самим не захочет­ся расходиться. Вы будете, как и мы, просить психологов продлить занятия.

Валентин(в семье трое детей, обратились по поводу младшего, Тимура, 4 лет). В чем цель занятий? Попробую рассказать об этом на примере таком: бег трусцой — зачем он нужен? Обычно в начале человека вытащить на это труд­но, но потом ему становится очень хорошо. А надо учиты­вать, что в человеке не только физиологическая сторона, но и психологическая. Много в человеке защитных меха­низмов. Мы часто закрываемся от окружающего мира. Но появляется ребенок, его надо учить — и приходится рас­крываться. Необходимо все это так же, как и бег трусцой. Если жизнь заставляет все время закрываться, то все равно надо обязательно найти место, где ты сможешь открывать­ся. Здесь мы и научились это делать. Здесь было так сложно, что во всех других местах стало легче. В группе создавалась уникальная обстановка. Общение более откровенное!

Галина(жена Валентина). Здесь действительно создава­лись модели ситуаций, которые существуют в жизни. Мо­жет создаться впечатление, что все было очень легко и приятно. Нет! Это был очень большой труд (общение в группе не сравнить с беседой за кружкой пива). Занятия со слезами. Для меня, например, последействие от занятия было и на следующий день, и через день (только в среду приходила в себя). Ни с какими приятельскими взаимоот­ношениями это сравнить нельзя. Вы должны быть готовы к большим трудностям. Когда вы рассказываете о своих на­болевших проблемах приятельнице, вам легче, так как вы подбираете все же более выгодные ситуации, которые вы­ставят вас в лучшем свете. Здесь — совсем другое дело. Иногда мы сюда приходили на собственном аркане.

Вопрос: «Судя по вашим рассказам, нагрузки на заня­тиях были большие. Хватало после таких нагрузок сил еще и на другие дела?»

Борис(муж Ирины). Расскажу о себе. Какие у меня были нагрузки, когда мы занимались в группе: три раза в неделю — водительские курсы; в пятницу — занятия по философии (для сдачи кандидатского минимума); плюс ко всему этому — ма-






ленький ребенок. Я скажу так: на все хватит сил, если идешь на это сознательно. После каждого занятия чувство было та­кое, что силы непонятным образом прибавляются.

Вера(сын Алеша, 7 лет, занималась без мужа). Я хочу рассказать о своем ребенке — Алеше (очень тяжелый ребе­нок). Раньше он был агрессивный, неконтактный, с деть­ми ладил, но всегда стоял выше. В школу с 7 лет пойти не смог, поэтому пришли сюда — в консультацию. И с пер­вого же занятия был заметен сдвиг у ребенка. Раньше он в саду никогда не играл с детьми. Здесь группа, 6 — 7 чело­век, игры очень подвижные — может, он поэтому сначала боялся (он не был подвижным). А потом дошло до того, что он сам придумывал игры. В группе все ребята прини­мали очень активное участие.

С мужем у нас по-прежнему не очень ладится. Но с сы­ном — намного лучше. До сих пор он еще бывает агрессив­ным, часто стоит на стороне неправого. Но все-таки сдвиг произошел. Сейчас он нашел контакт с детьми, ребята к нему потянулись (он ведь рисует хорошо). Вообще надо сказать так: простых детей не бывает — бывают удобные и неудобные.

Наташа(сын Женя — 5 лет; занималась с мужем, кото­рый на собрании не присутствовал). В предшествующих выступлениях обо всем уже очень хорошо рассказали. До­бавлю совсем немного. В основном приходят сюда из-за детей. Главные причины всегда мы прячем глубоко-глубо­ко от окружающих, а порой и от себя. А дети разумом не живут и интуитивно чувствуют, если есть какое-либо не­благополучие, реагируют на это эмоциональным срывом. Потом, если человеку удается заглянуть в себя поглубже, т. е. на истинные причины, — он сможет найти дорогу к счастью. А так глубоко разобраться в себе помогают заня­тия в группе. Постарайтесь быть честными перед собой, и тогда трудности легче преодолеваются.

Наши рекомендации