Характеристика ситуационных психологических факторов риска

Обобщение всех данных, получаемых во время пер­вых встреч в консультации, позволяет сделать вывод о полимотивированности обращения за психологической помощью. Составляющими мотивационными элемента­ми являются внутрисемейные проблемы, затрагивающие не только состояние ребенка, но и взаимодействие меж­ду детьми и родителями, а также в значительной степени супружеские отношения. Причем на первых встречах пси­холог работает с гаммой чувств, переживаний, мыслей и оценок, которые в большей мере определены ситуаци­онно, отражают актуальную внутрисемейную ситуацию.

В сфере эмоционального реагирования у взрослых на первый план выступают явления психической напряжен­ности, повышенной тревожности и эмоционального дис-

комфорта. В когнитивной сфере наиболее отчетливо про­является сознание своей семейной ситуации в целом как неблагополучной, иногда как фатально не удавшейся, а в сфере личностного и родительского самосознания она представляется в виде осознания себя как не состояв­шихся в своих супружеских и родительских ролях, а зна­чит, в определенной степени и в целом личностно не состоявшихся.

В поведенческой сфере родители активно настроены на поиск помощи; причем вначале они пытаются что-то самостоятельно изменить, а в дальнейшем приходят к устойчивому ощущению, что они нуждаются во внеш­ней помощи. В поведенческой сфере у детей проявляется заострение дезадаптированного поведения, что еще боль­ше повышает дискомфортное состояние родителей.

Таким образом, анализ психологического состояния семей на первых этапах обращения в консультацию по­зволяет определить его как состояние остро переживае­мого детьми и родителями внутрисемейного кризиса.

Это состояние кризиса и становится «ситуационным или острым психологическим фактором», создающим повышенную готовность у детей к перерастанию отдель­ных неблагоприятных форм дезадаптации в устойчивые клише невротического поведения.





Глава V

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА: ХРОНИЧЕСКИЕ,

ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА

Анализом ситуационных факторов риска, острого внутрисемейного кризиса диагностическая работа не за­канчивается. Для правильного формулирования психоте­рапевтической программы гораздо важнее представить себе постепенно складывающиеся и действующие в те­чение длительного времени психологические факторы, которые вызвали острый внутрисемейный кризис. Имен­но они и являются основными причинными факторами, вызывающими повышенную готовность к приобретению семей и детьми устойчивого невротического поведения. Именно эти причинные факторы и становятся в даль­нейшем основой психотерапии. Поэтому на втором этапе диагностики большое внимание уделяется всесторонне­му изучению особенностей развития ребенка. Со всеми детьми проводится патопсихологическое обследование в соответствии с основными принципами патопсихологи­ческого эксперимента, разработанными Б. В. Зейгарник (1969) и С. Я. Рубинштейн (1960). Наряду с оценкой по­знавательной деятельности большое внимание уделяется личностным особенностям детей. Психологическое обсле­дование обязательно проводится в присутствии родите­лей, что позволяет выявить некоторые стороны детско-




родительских отношений, степень эмоциональной при­вязанности и зависимости ребенка от матери, а также отношение родителей к успехам и ошибкам ребенка в процессе работы.

Всесторонне изучается история развития ребенка методом целенаправленного опроса родителей. Анализи­руется игра ребенка с психологом, спонтанные игры и игры ребенка с родителями. Проводится также специаль­ное экспериментальное исследование самооценки детей и оценок поведения и личностных особенностей детей родителями.

На основе всех полученных данных был составлен обобщенный очерк психического развития детей в пре-невротических состояниях в сравнении с основными пси­хологическими новообразованиями дошкольного перио­да в норме. Такой подход в описании особенностей психического дизонтогенеза был предложен В. В. Лебе­динским (1985), а обобщение данных относительно кон­тингента детей в преневротических состояниях было про­ведено в дипломных работах Л. А. Михайловой (1985) и Е.В.Ивановой (1984).

§ 1. Очерк особенностей психического развития детей в преневротических состояниях (в сравнении с основными психологическими новообразованиями в норме)

Наши рекомендации