Проектирование коррекционных мероприятий
Коррекционные мероприятия включают консультирование, индивидуальную и групповую терапию, терапию материнско-детского взаимодействия, семейное консультирование и терапию, психокоррекцию развития ребенка. Содержание и формы психологического воздействия зависят от возраста ребенка и выявленных при диагностике особенностей материнской сферы женщины (и, разумеется, особенностей развития ребенка).
В коррекцию материнской сферы входят:
— изменение имеющихся содержаний материнской сферы;
— направление динамики интерференции ценностей в сторону оптимизации баланса ценностей ребенка и внедряющихся;
— освоение матерью недостающих форм опыта;
— изменение эмоциональной окраски имеющихся субъективных переживаний;
— тренинг взаимодействия с ребенком, эмоционального сопровождения, тактильного контакта и т.п.
Для коррекционных целей могут применяться разные методы в зависимости от особенностей женщины и опыта психолога.
Особое внимание следует уделить налаживанию взаимодействия матери с ребенком в пренатальном и раннем постнатальном периоде, в отношении которого недостаточно разработанных методов. Возможно применение метода гаптономии (тактильно-голосовое взаимодействие с ребенком во второй половине беременности) и других методов пренатального воспитания. В послеродовом периоде обязательно включение семейного консультирования.
При возникновении послеродовой депрессии необходима психологическая работа с семьей, помощь в оптимальном распределении материнских функций. Для матери полезно найти те моменты взаимодействия с ребенком и такие переживания при этом, которые доставляют ей удовольствие, и налаживать контакт с ребенком, опираясь на них.
При трудностях с грудным кормлением следует учитывать, наряду с его пользой для ребенка и развития материнско-детского взаимодействия, возможное деструктивное влияние на динамику материнской сферы насильственного стимулирования грудного вскармливания. В каждом случае необходимо учитывать конкретные особенности ситуации. ,
Особенности применения перечисленных методов диагностики и коррекции входят в специальные курсы по подготовке специалистов в области психологического консультирования и психотерапии.
Вопросы для обсуждения
1. Существующие формы психологической помощи по проблемам материнства.
2. Особенности психологической помощи в материнстве.
3. Особенности диагностики содержания и развития материнской сферы.
4. Особенности психологической коррекции материнской сферы.
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова Н.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. М.: Изд-во ACT, 1996.
2. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
3. Батуев А.С. Физиология плода и детей. М.: Просвещение, 1998.
4. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. СПб.: МНПО «Жизнь», 1992.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., Межд. пед. акад., 1995.
6. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М., 1994.
7. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991.
8. Валлон Ф. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
9. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М.: «Класс», 1994.
10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: «Класс», 1998.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
12. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
14. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989.
15. Мозг и поведение младенца. М.: Ин-т Психологии РАН, 1993.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1996.
17. Развитие личности ребенка/ Под общей ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.
18. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс. докт. психол. наук: М., 1997.
19. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечел. цен., 1993.
20. Фонарев A.M. Внутриутробное развитие ребенка. М.: Минздрав СССР. Ин-т усоверш. врачей, 1968.
21. Шпиц Р.А. Первый год жизни ребенка. М.: ГЕРРУС, 2000.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.
23. Эмоциональное развитие дошкольника /Кошелева А.Д. М.: Просвещение, 1985.
24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато ACT, 1996.
Дополнительная
1. Абрамова ГС Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
2. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.: Сотис, 2001
3. Авдеева Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца. Дисс. канд. психол. наук. М.,1982.
4. Азбука любви. Книга для родителей / Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1996.
5. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
6. Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительны и младенец. СПб.: Лань, 1999
7. Арнаутова Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторного брака матери. Дисс. канд. пед. наук., М., 1996.
8. Аршавский И.А. Роль эндокринных желез матери в механизмах антенатального развития организма.// Становление эндокринных функций в зародышевом развитии. М.: Наука, 1966, с. 280 – 295
9. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделений факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс 1993, № 4.
10. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва, т. 2, вып. 3. М.,1996, с. 133 — 134.
11. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительских отношений (методика включенного конфликта). Дисс. канд. психол. наук. М., 1992.
12. Бобошко И.Е., Рябчикова Т.В., Жданова Л.А. Опыт использования психотерапевтических методов профилактики задержки внутриутробного развития плода у женщин с патологически протекающей беременностью // Охрана здоровья семьи. Иван. НИИ материнства и детства. Иваново, 1996, с. 156 – 162.
13. Брусиловский А.И., Георгиевская Л.С. История развития эмбриологии человека. Симферополь, Крымск. мед. ин-т, 1990.
14. Брутман В.И., Панкратова М.Г, Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей. // Вопросы психологии, 1994, № 5, с. 31 – 40.
15. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии, 1997, № 7, с. 38 – 47
16. Брутман В.И., Варга А.Я. Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторовна формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. № 2, 2000, с. 79 – 87.
17. Варга Ф.Я.Структура и типы родительского отношения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1987.
18. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
19. Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Акт. вопр. транс-фуз. и клин, мед.: матер, науч.-практ. конф. Киров: НИИ гематол. и перелив, крови по итогам работы в 1994 г., Киров, 1995, с.74 – 75.
20. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. Дисс. канд. психол. наук. М., 1998
21. Вульф Ф.Р., Предко Н.Г. Психосугестивная программа для плода и беременной (предварительное сообщение) // Вестник гипнол. и психотерапии, 1992, № 2, с. 64 – 65.
22. Гарбузов В.И. Неврозы детского возраста и их профилактика. Л.: Знание, 1982.
23. Гормональная регуляция размножения млекопитающих. / К. Остин,Р. Шорт, М.: Мир, 1987.
24. Гроф С., Гроф К. Сияющие города и адские муки // Жизнь после смерти. М.: Прогресс, 1991.
25. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды — счастливый малыш.
26. Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.
27. Завялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования. Дисс. канд. психол. наук, М., 2000
28. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
29. Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб.: Союз, 1998.
30. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.
31. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол. наук., М., 1996.
32. Кедрова Н.Б. «Здесь и теперь» в контакте матери с ребенком. //Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 3, с. 187 – 193.
33. Кляйн М. и др. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001.
34. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. Наук. СПб., 1998.
35. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Дисс. канд. психол. наук, МГУ, 1989.
36. Кошелева А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнскогоотношения. М.: НИИ Семьи, 1997
37. Кушнир Н.Я. Стадиально-возрастная динамика интонационной структуры плача ребенка в первые месяцы жизни. Дисс. канд. психол. наук. М., 1990
38. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. с фр. Репрод. изд. М., 1988.
39. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Т. 2, М.: Педагогика, 1983.
40. Марконе М. Девятимесячный сон. М., 1993.
41. Мать, ребенок, семья: современные проблемы. Мат. конф. «Мама — мой мир», СПб., 2000
42. Мещерякова-Замогильная С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев. Дисс. канд. психол. наук., М., 1979.
43. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии, 2000, № 5, с, 18 – 27.
44. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем. //Вопросы психологии, 1994, № 6, с. 16 – 25.
45. Перегуда В.И. Особенности самоконтроля у гаперактивных детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. М., 1994.
46. Перинатальная психология в родовспоможении. Сб. мат. конф. СПб., 1997.
47. Перинатальная психология и медицина. Мат. Межд. конф., Иваново, 2001
48. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. Сб. мат. конф. СПб., 1990.
49. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. Сб. мат., Конф. СПб., 2000.
50. Погщова, Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста. Дисс. канд. психол. наук. М., 1995.
51. Психодого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Межвуз. сб. науч. тр. 4.1, Пермь, 1996.
52. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Мат. конф. СПб.-Иваново, 2000.
53. Психотерапия: от теории к практике. Сб мат. конф. М., 1997.
54. Психотерапия сегодня. Сб. мат. конф. М., 1999.
55. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. Дисс. канд. психол. наук, М., 1997.
56. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собрано М. Забылицынымъ. М.: Изд. М. Березина, 1880.
57. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
58. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин// Мед.помощь, 1996,№ 3. с. 33 – 36.
59. Свердлова Г.А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка. Дисс. канд. психол. наук. М., 1995.
60. Сексуальное развитие и половое воспитание детей. Спецкурс для вузов. М.: АПО, 1994.
61. Сергиенко Е.А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М., Ин-т психологии РАН, 1996.
62. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать — дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия, 1992, № 2, с. 75 – 78.
63. Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка. Тез. докл. регион, междун. междисц. конф. 30 мая — 2 июня 1995, М., 1995.
64. 64.Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол., 1994, № 6, с. 5 — 15.
65. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент// Вопросы психологии, 1995, № 3, с. 139 — 151.
66. Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Мат. 1 Всеросс. конф. по психотерапии. М., 1996.
67. 67 Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации Дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
68. Сорокина А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни. Дисс. канд. психол. наук. М., 1987.
69. Спиваковская А.С. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М., МГУ, 1988.
70. Стерн Д.Н. Дневник младенца. М.: Генезис, 2001.
71. Фанти С. Микропсихоанализ. М.: «ЦПП», 1997.
72. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства.//Пролемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995,с.31 – 36.
73. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. Т. 2, вып. З. М.,1996, с. 133.
74. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. науч. практ. конф., 26 — 28 нояб. 1996.
75. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал, 1998, № 5, с.81 – 88,
76. Филиппова ГГ. Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль, 1999.
77. Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ). Дисс. докт. психол. наук. М., 2000.
78. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии, 2001, № 2, с. 22 – 37.
79. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. J. М.: Педагогика, 1986.
80. Хьелл Л., Зигнер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб., Питер-пресс, 1987.
81. Чудинова Е.В. Возникновение знаковой функции на первом году жизни (сравнительный анализ улыбки и плача). Дисс. канд. психол. наук. М., 1986.
82. Шмуклер А.Б. Психозы беременности//Проблемы репродукции, 1995,№ 2, с. 19 – 22.
83. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность// Человек, 1993, № 6, с. 24 — 37.
84. Экология земли — экология лона — экология земли. Мат. конф. Иваново, 1998
85. The Development of attachment and affiliative systems. Ed. by R.N. Emde at all, N.Y., L., Plenum press, cop., 1982 – XX.
86. The Different Faces of Motherhood. B. Berns, F. Hay edds. N.J., L., Plenum Press Cop., 1988.
87. Louis G.Ph.D., Margolis E. The mohterhood report: how women feel about being mothers. N.J., McGraw-Hill Publ.Comp.,1987.
88. van Mens — Verhulst J. et all edds. Daughtering and mothering: Famale subjectivity reanalysed. Routledge, L.,Engl.,xv.,1993.
89. Phoenix A., Woollett A., Lloyd E. edds. Motherhood: meanings, prectices and ideologies. Gender and psychology. L.,1991.
90. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adoptation. P.M. Shereshefsky and L.J. Yarrow adds. NJ., Raven Press Publ. 1973.
91. Verny T. edds. Pre-and Perinatal Psychology: an Introduction. N.J., Hum. Scien. Press.,1987.
Г. Г. Филиппова
ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИНСТВА
Учебное пособие
Директор издательства М. Г. Бурняшев
Редактор И. В. Тепикина
Компьютерная верстка и техническое редактирование О. Ю. Протасова
Художник А. П. Куцин Корректор М. В, Зыкова
Сдано в набор 10.09.2001. Подписано в печать 15.11.2001.
Формат 60 х 90 1/16. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Печ. л. 15. Тираж 5000 экз.
Заказ № 1691.
Лицензия ЛР № 065485 от 31.10.97 г.
ЗАО «ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ»
123336, Москва, ул. Таежная, 1.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.
Тел. 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.