Методика пельвиометрии, ее значение в акушерстве.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ

План-график практики

Этап Содержание этапа Трудоемкость (час) Форма контроля
Адаптационно- производственный Инструктаж по технике безопасности. Организация работы ЛПУ, лечебно-охранительный и санитарно- противоэпидемический режим ЛПУ.  
Производственно-деятельностный Работа в приемном отделении. Студенты участвуют в работе приемного отделения, в смотровом кабинете проводят внутреннее исследование, проводят наружное акушерское обследование беременных. Проверка дневников учета по выполнен-ной работе
Работа в предродовой Cтуденты проводят обследование рожениц, наружное и внутреннее акушерское исследование, ставят диагноз и совместно с врачом намечают план ведения родов. В этот период работы студенты усваивают клинику и принципы ведения первого периода родов. Проверка дневников учета по выполнен-ной работе
Дежурство в родильном отделении. Студенты изучают клинику и принципы ведения второго, третьего периодов родов, вместе с акушеркой принимают роды у повторнородящей, проводят первый туалет новорожденного. При ведении третьего периода родов студент должен изучить признаки отделения плаценты и усвоить методику активно-выжидательного ведения последового периода. Студенты принимают так же участие в осмотре родовых путей с помощью акушерских зеркал. В процессе ведения родов под руководством обучается следующим манипуляциям: осмотр шейки матки в зеркалах после родов, осмотр мягких тканей родовых путей, осмотр последа и определение его целостности. Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме
Работа в послеродовом отделении. Студент работает в качестве палатного врача, проводит обследование родильниц, осуществляет необходимые манипуляции, занимается санитарно-просветительной работой. Во время дежурства студенты вместе с медицинским персоналом участвуют в подготовке родильниц к кормлению и в проведении вечерней уборке родильниц. Обращается внимание на особенности ухода при наличии швов в области промежности. После одного из кормлений новорожденных дежурные студенты в палатах проводят беседы на акушерскую тематику, ранее согласованную с преподавателем. Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме
    Работа в отделении патологии беременных. Студент знакомится с лечением различных осложнений во время беременности, тактикой врача при сочетании беременности с экстрагенитальными заболеваниями, участвует в составлении плана ведения родов. Затем студенты участвуют в вечернем обходе, знакомятся с методикой осмотра беременных, температурящих и тяжелых больных. Студенты принимают участие в заполнении истории родов и в выполнении назначенных лечебных мероприятий. Студенты участвуют в соблюдении санитарно- противоэпидемического режима ЛПУ. Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме
Итоговый Оформление дневника производственной практики, отработка практических навыков на фантоме, подготовка к теоретическому вопросу по программе практики Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме

Перечень отчетных документов преподавателя-руководителя практики:

типовой журнал учета успеваемости; ведомость по практике.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Дневник по практике.

В дневнике студент ежедневно:

- регистрирует места проведения производственной практики: название, профиль, количество койко-мест, характеристика оснащённости и медицинского персонала, описания структуры и организации акушерской помощи в данном учреждении, указывая степень готовности к оказанию неотложной помощи при акушерской патологии на разных этапах.

- ведет учет практической работы – курация больных, диагностические и лечебные манипуляции, выполненные самостоятельно.

В дневнике дается описание 5 клинических случаев.

Дневник анализируется и подписывается куратором (ассистентом, доцентом). В конце дневника присутствует характеристика работы студента, подписанная врачом-куратором. При написании характеристики должны быть отражены уровень теоретической и практической подготовки, владение практическими навыками и манипуляциями, выполнение основ деонтологии, проведение санитарно- просветительской работы.

Отчет о проделанной работе.

В отчете о проделанной работе студент должен указать перечень практических навыков, которые необходимо усвоить за период производственной практики.

Дневник по дежурству.

В дневнике студент во время дежурства:

-регистрирует места проведения дежурства: название, профиль, количество койко-мест, характеристика оснащённости и медицинского персонала, описания структуры и организации акушерской помощи в данном учреждении, указывая степень готовности к оказанию неотложной помощи при акушерской патологии на разных этапах.

- ведет учет практической работы – курация больных, диагностические и лечебные манипуляции, выполненные самостоятельно.

В дневнике дается описание 1-2 клинических случаев.

В конце дневника присутствует характеристика работы студента, подписанная врачом-куратором.

При написании характеристики должны быть отраженны уровень теоретической и практической подготовки, владение практическими навыками и манипуляциями, выполнение основ деонтологии, проведение санитарно – просветительской работы.

Отчет о проделанной работе.

В отчете о проделанной работе студент должен указать перечень практических навыков, которые необходимо усвоить за период дежурств.

Овладение практическими навыками.Характеризуя овладение практическиминавыками, следует не только указать количество выполненных манипуляций, но и объективно отметить какие из перечисленных в таблице практических навыков студент может выполнить самостоятельно.

Основной формой отчетности по производственной практике являетсядневник по практике (форма дневника - cм приложение 1) и дежурству (форма дневника - cм приложение 2).

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Текущий контроль осуществляется непосредственными руководителями практики ежедневно в форме фиксации посещений и проверки дневников учета по выполненной работе, а также контроля выполнения алгоритма навыков по каждому разделу практики на фантоме.

В конце прохождения практики проводится зачетное занятие в виде дифференцированного зачета в виде отчета о результатах практики - дневника (форма дневника в приложении 1), ответа на вопрос по производственной практике по разделу «Помощник врача акушерско-гинекологического профиля».

Итоговая оценка за зачет выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое. При неудовлетворительной оценке по одной из составляющих дифференцированного зачета по практике выставляется итоговая неудовлетворительная оценка.

Пример умений и практических навыков для текущего контроля практики: алгоритм выполнения практического навыка.

Ресурсы системы “интернет”.

1. . http://www.rosminzdrav.ru/

2. http://www. praesens.ru

3. http://www.ag-info.ru

4. http://www.ncagip.ru

5. http://ebooks.cambridge.org

7. http://www.worldscientific.com

8. http://www.nemj.org

9. http:// www.e-library.ru

10. http://www. Scopus.ru

11. http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2406.html

12.http://www.webmedinfo.ru/uchebnik-akusherstvo-saveljeva.html

Методические рекомендации по организации практики

План описания клинического случая №1.

Ф.И.О. пациента__________________________________________________

Возраст__________________________________________________________

Дата поступления________________________________________________

Порядок поступления_____________________________________________

Дата курации_____________________________________________________

Жалобы на момент курации________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез__________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания, травмы, операции______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие гемотрансфузий___________________________________________

Группа крови и резус-фактор_______________________________________

Аллергологический анамнез_____________________________________________________________________________________________________________________________

Осмотр (данные наружного акушерского и влагалищного исследования)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План обследования

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________План лечения

______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 2

ФОРМА ДНЕВНИКА ПО ДЕЖУРСТВУ

План описания клинического случая №1.

Ф.И.О. пациента__________________________________________________

Возраст__________________________________________________________

Дата поступления________________________________________________

Порядок поступления_____________________________________________

Дата курации_____________________________________________________

Жалобы на момент курации________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез__________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания, травмы, операции______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие гемотрансфузий___________________________________________

Группа крови и резус-фактор_______________________________________

Аллергологический анамнез_____________________________________________________________________________________________________________________________

Осмотр (данные наружного акушерского и влагалищного исследования)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный диагноз________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План обследования

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________План лечения

______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ

План-график практики

Этап Содержание этапа Трудоемкость (час) Форма контроля
Адаптационно- производственный Инструктаж по технике безопасности. Организация работы ЛПУ, лечебно-охранительный и санитарно- противоэпидемический режим ЛПУ.  
Производственно-деятельностный Работа в приемном отделении. Студенты участвуют в работе приемного отделения, в смотровом кабинете проводят внутреннее исследование, проводят наружное акушерское обследование беременных. Проверка дневников учета по выполнен-ной работе
Работа в предродовой Cтуденты проводят обследование рожениц, наружное и внутреннее акушерское исследование, ставят диагноз и совместно с врачом намечают план ведения родов. В этот период работы студенты усваивают клинику и принципы ведения первого периода родов. Проверка дневников учета по выполнен-ной работе
Дежурство в родильном отделении. Студенты изучают клинику и принципы ведения второго, третьего периодов родов, вместе с акушеркой принимают роды у повторнородящей, проводят первый туалет новорожденного. При ведении третьего периода родов студент должен изучить признаки отделения плаценты и усвоить методику активно-выжидательного ведения последового периода. Студенты принимают так же участие в осмотре родовых путей с помощью акушерских зеркал. В процессе ведения родов под руководством обучается следующим манипуляциям: осмотр шейки матки в зеркалах после родов, осмотр мягких тканей родовых путей, осмотр последа и определение его целостности. Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме
Работа в послеродовом отделении. Студент работает в качестве палатного врача, проводит обследование родильниц, осуществляет необходимые манипуляции, занимается санитарно-просветительной работой. Во время дежурства студенты вместе с медицинским персоналом участвуют в подготовке родильниц к кормлению и в проведении вечерней уборке родильниц. Обращается внимание на особенности ухода при наличии швов в области промежности. После одного из кормлений новорожденных дежурные студенты в палатах проводят беседы на акушерскую тематику, ранее согласованную с преподавателем. Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме
    Работа в отделении патологии беременных. Студент знакомится с лечением различных осложнений во время беременности, тактикой врача при сочетании беременности с экстрагенитальными заболеваниями, участвует в составлении плана ведения родов. Затем студенты участвуют в вечернем обходе, знакомятся с методикой осмотра беременных, температурящих и тяжелых больных. Студенты принимают участие в заполнении истории родов и в выполнении назначенных лечебных мероприятий. Студенты участвуют в соблюдении санитарно- противоэпидемического режима ЛПУ. Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме
Итоговый Оформление дневника производственной практики, отработка практических навыков на фантоме, подготовка к теоретическому вопросу по программе практики Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме

Перечень отчетных документов преподавателя-руководителя практики:

типовой журнал учета успеваемости; ведомость по практике.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Дневник по практике.

В дневнике студент ежедневно:

- регистрирует места проведения производственной практики: название, профиль, количество койко-мест, характеристика оснащённости и медицинского персонала, описания структуры и организации акушерской помощи в данном учреждении, указывая степень готовности к оказанию неотложной помощи при акушерской патологии на разных этапах.

- ведет учет практической работы – курация больных, диагностические и лечебные манипуляции, выполненные самостоятельно.

В дневнике дается описание 5 клинических случаев.

Дневник анализируется и подписывается куратором (ассистентом, доцентом). В конце дневника присутствует характеристика работы студента, подписанная врачом-куратором. При написании характеристики должны быть отражены уровень теоретической и практической подготовки, владение практическими навыками и манипуляциями, выполнение основ деонтологии, проведение санитарно- просветительской работы.

Отчет о проделанной работе.

В отчете о проделанной работе студент должен указать перечень практических навыков, которые необходимо усвоить за период производственной практики.

Дневник по дежурству.

В дневнике студент во время дежурства:

-регистрирует места проведения дежурства: название, профиль, количество койко-мест, характеристика оснащённости и медицинского персонала, описания структуры и организации акушерской помощи в данном учреждении, указывая степень готовности к оказанию неотложной помощи при акушерской патологии на разных этапах.

- ведет учет практической работы – курация больных, диагностические и лечебные манипуляции, выполненные самостоятельно.

В дневнике дается описание 1-2 клинических случаев.

В конце дневника присутствует характеристика работы студента, подписанная врачом-куратором.

При написании характеристики должны быть отраженны уровень теоретической и практической подготовки, владение практическими навыками и манипуляциями, выполнение основ деонтологии, проведение санитарно – просветительской работы.

Отчет о проделанной работе.

В отчете о проделанной работе студент должен указать перечень практических навыков, которые необходимо усвоить за период дежурств.

Овладение практическими навыками.Характеризуя овладение практическиминавыками, следует не только указать количество выполненных манипуляций, но и объективно отметить какие из перечисленных в таблице практических навыков студент может выполнить самостоятельно.

Основной формой отчетности по производственной практике являетсядневник по практике (форма дневника - cм приложение 1) и дежурству (форма дневника - cм приложение 2).

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Текущий контроль осуществляется непосредственными руководителями практики ежедневно в форме фиксации посещений и проверки дневников учета по выполненной работе, а также контроля выполнения алгоритма навыков по каждому разделу практики на фантоме.

В конце прохождения практики проводится зачетное занятие в виде дифференцированного зачета в виде отчета о результатах практики - дневника (форма дневника в приложении 1), ответа на вопрос по производственной практике по разделу «Помощник врача акушерско-гинекологического профиля».

Итоговая оценка за зачет выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое. При неудовлетворительной оценке по одной из составляющих дифференцированного зачета по практике выставляется итоговая неудовлетворительная оценка.

Пример умений и практических навыков для текущего контроля практики: алгоритм выполнения практического навыка.

Методика пельвиометрии, ее значение в акушерстве.

Оснащение: кушетка, тазомер.

Измерения производятся тазомером. Женщина лежит на спине на твердой кушетке. Врач стоит справа от пациентки. Определяются поперечные размеры таза:

Distania spinarum- расстояние между передневерхними остями подвздошных костей (25-26 см). Для измерения этого размера пуговки тазомера прижимают к наружным краям передневерхних остей подвздошных костей;

Distantia cristarum- расстояние между наиболее отдаленными точками гребней подвздошных костей (28—29 см). Для измерения этого размера пуговки тазомера передвигают по наружному краю гребней подвздошных костей до получения максимального размера;

Distantia trochanterica- расстояние между большими вертелами бедренных костей (31—32 см). Для измерения этого размера пуговки тазомера прижимают к большим вертелам бедренных костей

Conjugata externa - прямой размер входа малого таза, расстояние от верхненаружнего края симфиза до надкрестцовой ямки (20-21 см).

Измерения проводят в положении женщины на левом боку, нижняя нога у женщины согнута, верхняя - вытянута, врач стоит справа от пациентки. Пуговки тазомера располагают в углублении под остистым отростком V поясничного позвонка и посередине верхнего края симфиза.

Наши рекомендации