Методика пельвиометрии, ее значение в акушерстве.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ
План-график практики
№ | Этап | Содержание этапа | Трудоемкость (час) | Форма контроля |
Адаптационно- производственный | Инструктаж по технике безопасности. Организация работы ЛПУ, лечебно-охранительный и санитарно- противоэпидемический режим ЛПУ. | |||
Производственно-деятельностный | Работа в приемном отделении. Студенты участвуют в работе приемного отделения, в смотровом кабинете проводят внутреннее исследование, проводят наружное акушерское обследование беременных. | Проверка дневников учета по выполнен-ной работе | ||
Работа в предродовой Cтуденты проводят обследование рожениц, наружное и внутреннее акушерское исследование, ставят диагноз и совместно с врачом намечают план ведения родов. В этот период работы студенты усваивают клинику и принципы ведения первого периода родов. | Проверка дневников учета по выполнен-ной работе | |||
Дежурство в родильном отделении. Студенты изучают клинику и принципы ведения второго, третьего периодов родов, вместе с акушеркой принимают роды у повторнородящей, проводят первый туалет новорожденного. При ведении третьего периода родов студент должен изучить признаки отделения плаценты и усвоить методику активно-выжидательного ведения последового периода. Студенты принимают так же участие в осмотре родовых путей с помощью акушерских зеркал. В процессе ведения родов под руководством обучается следующим манипуляциям: осмотр шейки матки в зеркалах после родов, осмотр мягких тканей родовых путей, осмотр последа и определение его целостности. | Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме | |||
Работа в послеродовом отделении. Студент работает в качестве палатного врача, проводит обследование родильниц, осуществляет необходимые манипуляции, занимается санитарно-просветительной работой. Во время дежурства студенты вместе с медицинским персоналом участвуют в подготовке родильниц к кормлению и в проведении вечерней уборке родильниц. Обращается внимание на особенности ухода при наличии швов в области промежности. После одного из кормлений новорожденных дежурные студенты в палатах проводят беседы на акушерскую тематику, ранее согласованную с преподавателем. | Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме | |||
Работа в отделении патологии беременных. Студент знакомится с лечением различных осложнений во время беременности, тактикой врача при сочетании беременности с экстрагенитальными заболеваниями, участвует в составлении плана ведения родов. Затем студенты участвуют в вечернем обходе, знакомятся с методикой осмотра беременных, температурящих и тяжелых больных. Студенты принимают участие в заполнении истории родов и в выполнении назначенных лечебных мероприятий. Студенты участвуют в соблюдении санитарно- противоэпидемического режима ЛПУ. | Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме | |||
Итоговый | Оформление дневника производственной практики, отработка практических навыков на фантоме, подготовка к теоретическому вопросу по программе практики | Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме |
Перечень отчетных документов преподавателя-руководителя практики:
типовой журнал учета успеваемости; ведомость по практике.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Дневник по практике.
В дневнике студент ежедневно:
- регистрирует места проведения производственной практики: название, профиль, количество койко-мест, характеристика оснащённости и медицинского персонала, описания структуры и организации акушерской помощи в данном учреждении, указывая степень готовности к оказанию неотложной помощи при акушерской патологии на разных этапах.
- ведет учет практической работы – курация больных, диагностические и лечебные манипуляции, выполненные самостоятельно.
В дневнике дается описание 5 клинических случаев.
Дневник анализируется и подписывается куратором (ассистентом, доцентом). В конце дневника присутствует характеристика работы студента, подписанная врачом-куратором. При написании характеристики должны быть отражены уровень теоретической и практической подготовки, владение практическими навыками и манипуляциями, выполнение основ деонтологии, проведение санитарно- просветительской работы.
Отчет о проделанной работе.
В отчете о проделанной работе студент должен указать перечень практических навыков, которые необходимо усвоить за период производственной практики.
Дневник по дежурству.
В дневнике студент во время дежурства:
-регистрирует места проведения дежурства: название, профиль, количество койко-мест, характеристика оснащённости и медицинского персонала, описания структуры и организации акушерской помощи в данном учреждении, указывая степень готовности к оказанию неотложной помощи при акушерской патологии на разных этапах.
- ведет учет практической работы – курация больных, диагностические и лечебные манипуляции, выполненные самостоятельно.
В дневнике дается описание 1-2 клинических случаев.
В конце дневника присутствует характеристика работы студента, подписанная врачом-куратором.
При написании характеристики должны быть отраженны уровень теоретической и практической подготовки, владение практическими навыками и манипуляциями, выполнение основ деонтологии, проведение санитарно – просветительской работы.
Отчет о проделанной работе.
В отчете о проделанной работе студент должен указать перечень практических навыков, которые необходимо усвоить за период дежурств.
Овладение практическими навыками.Характеризуя овладение практическиминавыками, следует не только указать количество выполненных манипуляций, но и объективно отметить какие из перечисленных в таблице практических навыков студент может выполнить самостоятельно.
Основной формой отчетности по производственной практике являетсядневник по практике (форма дневника - cм приложение 1) и дежурству (форма дневника - cм приложение 2).
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Текущий контроль осуществляется непосредственными руководителями практики ежедневно в форме фиксации посещений и проверки дневников учета по выполненной работе, а также контроля выполнения алгоритма навыков по каждому разделу практики на фантоме.
В конце прохождения практики проводится зачетное занятие в виде дифференцированного зачета в виде отчета о результатах практики - дневника (форма дневника в приложении 1), ответа на вопрос по производственной практике по разделу «Помощник врача акушерско-гинекологического профиля».
Итоговая оценка за зачет выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое. При неудовлетворительной оценке по одной из составляющих дифференцированного зачета по практике выставляется итоговая неудовлетворительная оценка.
Пример умений и практических навыков для текущего контроля практики: алгоритм выполнения практического навыка.
Ресурсы системы “интернет”.
1. . http://www.rosminzdrav.ru/
2. http://www. praesens.ru
3. http://www.ag-info.ru
4. http://www.ncagip.ru
5. http://ebooks.cambridge.org
7. http://www.worldscientific.com
8. http://www.nemj.org
9. http:// www.e-library.ru
10. http://www. Scopus.ru
11. http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2406.html
12.http://www.webmedinfo.ru/uchebnik-akusherstvo-saveljeva.html
Методические рекомендации по организации практики
План описания клинического случая №1.
Ф.И.О. пациента__________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Дата поступления________________________________________________
Порядок поступления_____________________________________________
Дата курации_____________________________________________________
Жалобы на момент курации________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез__________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания, травмы, операции______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие гемотрансфузий___________________________________________
Группа крови и резус-фактор_______________________________________
Аллергологический анамнез_____________________________________________________________________________________________________________________________
Осмотр (данные наружного акушерского и влагалищного исследования)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План обследования
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________План лечения
______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 2
ФОРМА ДНЕВНИКА ПО ДЕЖУРСТВУ
План описания клинического случая №1.
Ф.И.О. пациента__________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Дата поступления________________________________________________
Порядок поступления_____________________________________________
Дата курации_____________________________________________________
Жалобы на момент курации________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез__________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания, травмы, операции______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие гемотрансфузий___________________________________________
Группа крови и резус-фактор_______________________________________
Аллергологический анамнез_____________________________________________________________________________________________________________________________
Осмотр (данные наружного акушерского и влагалищного исследования)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный диагноз________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План обследования
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________План лечения
______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ
План-график практики
№ | Этап | Содержание этапа | Трудоемкость (час) | Форма контроля |
Адаптационно- производственный | Инструктаж по технике безопасности. Организация работы ЛПУ, лечебно-охранительный и санитарно- противоэпидемический режим ЛПУ. | |||
Производственно-деятельностный | Работа в приемном отделении. Студенты участвуют в работе приемного отделения, в смотровом кабинете проводят внутреннее исследование, проводят наружное акушерское обследование беременных. | Проверка дневников учета по выполнен-ной работе | ||
Работа в предродовой Cтуденты проводят обследование рожениц, наружное и внутреннее акушерское исследование, ставят диагноз и совместно с врачом намечают план ведения родов. В этот период работы студенты усваивают клинику и принципы ведения первого периода родов. | Проверка дневников учета по выполнен-ной работе | |||
Дежурство в родильном отделении. Студенты изучают клинику и принципы ведения второго, третьего периодов родов, вместе с акушеркой принимают роды у повторнородящей, проводят первый туалет новорожденного. При ведении третьего периода родов студент должен изучить признаки отделения плаценты и усвоить методику активно-выжидательного ведения последового периода. Студенты принимают так же участие в осмотре родовых путей с помощью акушерских зеркал. В процессе ведения родов под руководством обучается следующим манипуляциям: осмотр шейки матки в зеркалах после родов, осмотр мягких тканей родовых путей, осмотр последа и определение его целостности. | Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме | |||
Работа в послеродовом отделении. Студент работает в качестве палатного врача, проводит обследование родильниц, осуществляет необходимые манипуляции, занимается санитарно-просветительной работой. Во время дежурства студенты вместе с медицинским персоналом участвуют в подготовке родильниц к кормлению и в проведении вечерней уборке родильниц. Обращается внимание на особенности ухода при наличии швов в области промежности. После одного из кормлений новорожденных дежурные студенты в палатах проводят беседы на акушерскую тематику, ранее согласованную с преподавателем. | Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме | |||
Работа в отделении патологии беременных. Студент знакомится с лечением различных осложнений во время беременности, тактикой врача при сочетании беременности с экстрагенитальными заболеваниями, участвует в составлении плана ведения родов. Затем студенты участвуют в вечернем обходе, знакомятся с методикой осмотра беременных, температурящих и тяжелых больных. Студенты принимают участие в заполнении истории родов и в выполнении назначенных лечебных мероприятий. Студенты участвуют в соблюдении санитарно- противоэпидемического режима ЛПУ. | Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме | |||
Итоговый | Оформление дневника производственной практики, отработка практических навыков на фантоме, подготовка к теоретическому вопросу по программе практики | Проверка дневников учета по выполненной работе, контроль выполнения алгоритма навыков на фантоме |
Перечень отчетных документов преподавателя-руководителя практики:
типовой журнал учета успеваемости; ведомость по практике.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Дневник по практике.
В дневнике студент ежедневно:
- регистрирует места проведения производственной практики: название, профиль, количество койко-мест, характеристика оснащённости и медицинского персонала, описания структуры и организации акушерской помощи в данном учреждении, указывая степень готовности к оказанию неотложной помощи при акушерской патологии на разных этапах.
- ведет учет практической работы – курация больных, диагностические и лечебные манипуляции, выполненные самостоятельно.
В дневнике дается описание 5 клинических случаев.
Дневник анализируется и подписывается куратором (ассистентом, доцентом). В конце дневника присутствует характеристика работы студента, подписанная врачом-куратором. При написании характеристики должны быть отражены уровень теоретической и практической подготовки, владение практическими навыками и манипуляциями, выполнение основ деонтологии, проведение санитарно- просветительской работы.
Отчет о проделанной работе.
В отчете о проделанной работе студент должен указать перечень практических навыков, которые необходимо усвоить за период производственной практики.
Дневник по дежурству.
В дневнике студент во время дежурства:
-регистрирует места проведения дежурства: название, профиль, количество койко-мест, характеристика оснащённости и медицинского персонала, описания структуры и организации акушерской помощи в данном учреждении, указывая степень готовности к оказанию неотложной помощи при акушерской патологии на разных этапах.
- ведет учет практической работы – курация больных, диагностические и лечебные манипуляции, выполненные самостоятельно.
В дневнике дается описание 1-2 клинических случаев.
В конце дневника присутствует характеристика работы студента, подписанная врачом-куратором.
При написании характеристики должны быть отраженны уровень теоретической и практической подготовки, владение практическими навыками и манипуляциями, выполнение основ деонтологии, проведение санитарно – просветительской работы.
Отчет о проделанной работе.
В отчете о проделанной работе студент должен указать перечень практических навыков, которые необходимо усвоить за период дежурств.
Овладение практическими навыками.Характеризуя овладение практическиминавыками, следует не только указать количество выполненных манипуляций, но и объективно отметить какие из перечисленных в таблице практических навыков студент может выполнить самостоятельно.
Основной формой отчетности по производственной практике являетсядневник по практике (форма дневника - cм приложение 1) и дежурству (форма дневника - cм приложение 2).
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Текущий контроль осуществляется непосредственными руководителями практики ежедневно в форме фиксации посещений и проверки дневников учета по выполненной работе, а также контроля выполнения алгоритма навыков по каждому разделу практики на фантоме.
В конце прохождения практики проводится зачетное занятие в виде дифференцированного зачета в виде отчета о результатах практики - дневника (форма дневника в приложении 1), ответа на вопрос по производственной практике по разделу «Помощник врача акушерско-гинекологического профиля».
Итоговая оценка за зачет выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое. При неудовлетворительной оценке по одной из составляющих дифференцированного зачета по практике выставляется итоговая неудовлетворительная оценка.
Пример умений и практических навыков для текущего контроля практики: алгоритм выполнения практического навыка.
Методика пельвиометрии, ее значение в акушерстве.
Оснащение: кушетка, тазомер.
Измерения производятся тазомером. Женщина лежит на спине на твердой кушетке. Врач стоит справа от пациентки. Определяются поперечные размеры таза:
Distania spinarum- расстояние между передневерхними остями подвздошных костей (25-26 см). Для измерения этого размера пуговки тазомера прижимают к наружным краям передневерхних остей подвздошных костей;
Distantia cristarum- расстояние между наиболее отдаленными точками гребней подвздошных костей (28—29 см). Для измерения этого размера пуговки тазомера передвигают по наружному краю гребней подвздошных костей до получения максимального размера;
Distantia trochanterica- расстояние между большими вертелами бедренных костей (31—32 см). Для измерения этого размера пуговки тазомера прижимают к большим вертелам бедренных костей
Conjugata externa - прямой размер входа малого таза, расстояние от верхненаружнего края симфиза до надкрестцовой ямки (20-21 см).
Измерения проводят в положении женщины на левом боку, нижняя нога у женщины согнута, верхняя - вытянута, врач стоит справа от пациентки. Пуговки тазомера располагают в углублении под остистым отростком V поясничного позвонка и посередине верхнего края симфиза.