Родительское собрание «Тревожный ребенок. Методы преодоления тревожности»

Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много научных версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника, о готовности к бою.

Психологический словарь дает термину "тревожность" следующее: это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

Тревожность - одно из самых тягостных переживаний. Тревогу определяет состояние неконтролируемой неопределенной угрозы, неясное чувство опасности. В отличие от страха у тревоги нет определенного источника, она охватывает человека со всех сторон. Тревога - страх неизвестно чего. Тревожность бывает ситуативной (проявляется только при определенных обстоятельствах, например, когда ребенок выступает перед зрителями на празднике или когда подходит к кабинету врача) и общей (проявляется во многих различных ситуациях).

Тревога у ребенка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречивых стремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает. Именно внутренний конфликт вызывает тревогу.

Причины тревоги.

До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает. Что одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

• Чрезмерно высокие и жесткие требования родителей, не учитывающие особенности, возможности ребенка.

• Отрицательное отношение к ребенку, эмоциональное отторжение близкими, значимыми для него людьми (неласковая, строгая мама, постоянно занятый делами отец...).

• Отношения среди сверстников (ребенка не принимает, отвергает группа сверстников).

• Плохие отношения между родителями.

Тревожность трансформируется по трем направлениям:

• Уход в фантазии - ребенок разрешает неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение всем потребностям.

• Агрессия.

• Апатия, безинициативность.

Задача родителей и педагогов не изгнать тревожность, а:

• Помочь, чтобы тревожность не поднималась выше определенного уровня.

• Дать ребенку средство для конструктивного, преодоления тревожности.

• Ребенок может справиться с тревогой, если у него есть глубинная уверенность в мире и в себе (в глубине души).

• Если есть определенная сумма умений и навыков, необходимых для выполнения данного дела.

Советы родителям

• Не манипулировать детьми, в семейных конфликтах не перетягивать их на свою сторону.

• При поступлении ребенка в школу не бороться с учителем за авторитет у ребенка. (Авторитет учителя не задевает родителей).

• Не демонстрировать кричащих противоречий ни в поступках, ни в отношении к ребенку.

• Прежде чем настаивать на чем-то, нужно посмотреть не амбиции ли руководят нами, почему мы добиваемся от ребенка выполнения данного дела. Необходимо проанализировать, что для ребенка действительно важно, интересно.

• Важно доверять ребенку. Оставлять право на поступок и расплату за него, право выбора.

• Если наблюдается эмоциональный срыв, не выяснять отношений, не выспрашивать, дать понять, что мы рядом с ним, что бы ни случилось.

• Основной момент в лечении тревожности - повышение самооценки. Самооценка первоклассника формируется на основе воспитания чувства трудолюбия в продуктивной деятельности, когда ребенок осваивает выполнение стандартных действий ученика школы (умение читать, считать, решать задачи и т.д.), стремясь заслужить одобрение со стороны значимых взрослых (учителя, родителей).

Родительское собрание «Формирование позитивной самооценки у младших школьников» (2 класс)

Поступив в школу, ребенок включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной деятельности.

Если у ребенка не формируется чувство трудолюбия, он не может овладеть навыками, необходимыми для успешной учебы в школе. Неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуациях совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может вообще разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, весьма существенно влияет на представления человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

В школе значительно расширяется круг контактов ребенка со взрослыми. Он убеждается, что взрослые знают и умеют значительно больше, чем он; и это открытие чревато появлением чувства неполноценности. Однако это вовсе не означает, что ребенок должен воспринимать себя как равного взрослым. Правильный подход заключается в ином: не допустить, чтобы восприятие ребенком подлинного уровня своих знаний и умений привело к ощущению, что предстоит еще так многому научиться, так много всего сделать, что нет смысла и пытаться, что единственный выход в такой ситуации - махнуть рукой на свои неудачи. Поэтому залогом преодолением ребенком страха перед ними является развитие чувства трудолюбия, решимость добиваться успехов, творческое экспериментирование во всех областях — в овладении физическими навыками, в школьных занятиях, в умственной работе.

С проблемой компетентности и некомпетентности человек сталкивается на протяжении всей жизни. В школьные годы она стоит особенно остро, поскольку в этот период приходится много учиться, и перед ребенком ежедневно возникают новые познавательные задачи, с которыми он не всегда может успешно справиться. Но проблема компетентности и некомпетентности в любом возрасте есть не что иное, как проблема позитивного самовосприятия.

Поступление ребенка в школу значительно расширяет круг возможностей для развития его самооценки. В школе ребенок становится объектом многочисленных и разнообразных оценок, избежать которых он не в состоянии, хотя они зачастую носят негативный характер и свидетельствуют о его неудачах или некомпетентности в различных ситуациях.

Дети, обладающие высокой самооценкой, обычно объясняют свои учебные успехи хорошими способностями. Дети с низкой самооценкой, как правило, не принимают успех как свое личное достижение и объясняют его случайностью. Те и другие дети воспринимают неудачу как свидетельство недостатка собственных умений.

У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Поэтому, если ребенок чего-то не умеет, задача родителей - внушить ему, что успех обязательно придет к нему, только позже.

Родительское собрание "Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе" (1-4 класс)

Родители, которые помогли развить в ребенке способность надеяться на себя и общественные навыки, редко будут иметь трудности, пока ребенок находится в школьном возрасте. Существует прямая взаимосвязь между климатом в семье, тем, как дома обращаются с детьми и проблемами, имеющими место в школе.

Сделать ребенка избалованным значит наихудшим образом приготовить его к жизни. Этот процесс имеет много форм и все они глубоко влияют на ребенка. Вот четыре из них:

• Чрезмерное баловство.

• Вседозволенность.

• Сверхконтроль.

• Чрезмерная опека.

Все эти положения очень близки и похожи друг на друга и перекрываются друг другом, и каждое из них имеет специальную окраску в выражениях ребенка.

Чрезмерное баловство.

К этой категории относятся дети, которым дается все, что они не попросят. Все, что нужно сделать ребенку - это потребовать чего-либо, или, если родители отказывают, показать свое раздражение и тогда получить желаемое. Такие дети являются центром внимания в семье.

В предоставлении ребенку слишком многих вещей много ловушек и опасностей. Ребенок может начать мерить свое богатство количеством полученных вещей, полученное может ассоциироваться с любовью и самоуважением. Однажды он почувствует право получать все, что пожелает и строить отношения с родителями на угрозах, не получая желаемого. У него нет желания давать что-либо в ответ. Опыт показывает, что чрезмерное баловство порождает симптомы злости, недовольства, беспорядочности, нежелание ходить в школу, и даже в некоторых случаях энурез (ночное недержание мочи).

Вседозволенность.

Ребенок, воспитанный в доме, где царила вседозволенность и право делать все желаемое, не обращает внимания, как это действует на других. Эти дети демонстрируют безразличие ко времени и неудобству других; они стремятся использовать родителей, учителей, братьев, сестер с целью обслуживания себя. Они оставляют свои вещи где попало, ожидая, что кто-то уберет их. Иногда, под нажимом, они убирают за собой, но чаще родители уступают им.

Дети, воспитанные таким образом, с легкостью выпутываются из ситуаций, объясняясь в ответ таким образом, что виноват остается кто-то другой, но не они сами. Иногда - это дети - тираны. Они "тиранят" через очарование и скромность. Эти дети заинтересованы только в том, что "прямо сейчас", не считаясь с обстоятельствами.

Сверхконтроль.

Родители не позволяют совершать ребенку оплошностей и учиться на своих ошибках. Они говорят своим детям что им дозволено делать, сколько времени отпущено на это, и сколько надо сэкономить и на чем. Их дети не могут и шага ступить без родительского руководства. В суждениях таких детей плохо развито чувство уверенности, и когда им приходится рассчитывать самим на себя, им трудно решить, что делать. По этой же причине они испытывают трудности в экзаменационных работах: боязнь принять решение; часто они оставляют вопросы нерешенными. Дети из таких семей также могут становиться бунтарями и бросать вызов родителям явный или неявный.

Чрезмерная опека.

Чрезмерная опека и сверхконтроль имеют что-то общее, но при тщательном рассмотрении можно обнаружить различие в видах взаимодействия с ребенком. В то время, как при сверхконтроле родители вводят в ребенка чувство страха в использовании собственных суждений, чрезмерная опека вводит в ребенка страх перед жизнью. Чрезмерная опека выражается в том, что родители предвосхищают возможную опасность. Такие дети часто не имеют нормальных контактов с другими детьми. Они часто одиноки и могут рассчитывать только на компанию своих родителей.

Наши рекомендации