Семенова О.Н, Иерусалимцева О.В., Чешуина Е.И.

Семенова О.Н, Иерусалимцева О.В., Чешуина Е.И.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по курсу профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование»

Специализация:«Учитель-дефектолог»

(Ф.И.О.)

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ:

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………..

РАЗДЕЛ II

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…............................................

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Анатомия человека –это наука о происхождении, развитии, формах и строении человеческого организма.Она изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы и их конструкцию, микроскопическое и строение.

При изучении тела человека важно учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток и все это взаимодействует, как единый, слаженный живой организм.

Опорно-двигательный аппарат (ОПР) включает в себя: кости и их соединения, а так же прикрепленные к ним скелетные мышцы.

ü Опорно-двигательный аппарат включает в себя две части, поясните, чем они представлены.

пассивная____________________________

активная_____________________________

Кости – это твердая опора для мягких тканей. Кости представляют собой рычаги, перемещающиеся силой сокращения мышц. Почти все кости имеют суставные поверхности, покрытые суставным хрящом.

Каждая кость является самостоятельным органом и состоит из нескольких видов тканей.

ü Перечислите ткани входящие в состав кости:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

ü Что такое надкостница, и какова ее функция?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Крепость и упругость кости зависит от сочетания в ней органических и неорганических компонентов.

ü Укажите процентное соотношение воды, органи­ческих и неорганических веществ, содержащихся в кости.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Приведите название органического вещества кости______________________________________

ü Преобладание в кости, каких компонентов обеспечивает ей большую упругость и эластичность?

__________________________________________________________________________________________

ü Преобладание, каких компонентов, приводит к увеличению хрупкости и ломкости кости?

__________________________________________________________________________________________

ü Как классифицируют кости по форме (привести примеры)?

__________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Кости образуют в организме систему скелета, которая включает два отдела.

ü Перечислите, какие элементы входят в состав данных отделов

осевой скелет ___________________________________________________

добавочный скелет ______________________________________________

ü Какие части включает в себя скелет туловища?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Позвоночник состоит из отдельных костных сегментов - позвонков, последовательно накладывающихся один на другой.

ü Назовите общее число позвонков в позвоночном столбе, укажите число свободных и сросшихся позвонков_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В позвоночном столбе выделяют 5 отделов:

ü Укажите количество позвонков в каждом отделе.

шейный________________________________________________

грудной________________________________________________

поясничный ____________________________________________

крестцовый____________________________________________

копчиковый____________________________________________

ü Перечислите функции позвоночного столба (не менее 5 функций):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Как меняется размер позвонков в позвоночном столбе и с чем это связано?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Какова длина позвоночного столба?

у мужчин____________________

у женщин____________________

Позвоночник имеет ряд физиологических (нормальных) искривлений – изгибов.

ü Перечислите названия изгибов, укажите их направление, и плоскость, в которой они располагаются

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кроме вышеперечисленных изгибов, различают изгиб позвоночного столба вправо и влево, который рассматривают как нарушение развития (патологию).

ü Укажите его название_____________________________________

ü Какую роль играют физиологические изгибы позвоночного столба?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Подпишите обозначения

Семенова О.Н, Иерусалимцева О.В., Чешуина Е.И. - student2.ru Семенова О.Н, Иерусалимцева О.В., Чешуина Е.И. - student2.ru

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

Существует шесть основных видов произвольного или активного движения, которое может выполнить сегмент тела:

ü Пронумеруйте данные описания видов движений в соответствии с их перечисленными названиями

Сгибание

Разгибание

Отведение

Приведение

Вращение

Циркумдукция

- движение, при котором уменьшается угол между костями, образующими сустав.

- движение, при котором увеличивается угол между двумя костями, образующими сустав.

- движение сегмента тела от средней линии тела, или от той части тела, к которой он

прикреплен.

- движение сегмента тела к средней линии тела.

- движение сегмента тела вокруг своей оси.

- движение, при котором конец сегмента описывает круг.

ü Обозначьте на рисунке виды движений

Семенова О.Н, Иерусалимцева О.В., Чешуина Е.И. - student2.ru

Существует ряд терминов, которые используют для описания определенных специальных видов движений:

Супинация –вращение предплечья, направленное наружу.

Пронация -вращение предплечья, направленное внутрь.

Инверсия –поворот подошвы стопы вовнутрь.

Эверсия –вращение подошвы стопы наружу.

ü Мышцы, наряду с костями и их соединениями входят в опорно-двигательный аппарат, являясь его активным элементом.

ü Перечислите типы мышечной ткани и укажите их местонахождение в организме:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________

ü Какое количество (%) занимает мышечная масса:

У мужчин ___________________________________

У женщин____________________________________

У спортсменов________________________________

ü Перечислите функции скелетных мышц в организме человека:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Что является основными структурными элементами скелетной мышцы:

___________________________________________________________________________________________

ü Чем отделены друг от друга мышечные волокна, пучки мышечных волокон, отдельные мышцы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Как называются плотные, прочные соединительнотканные футляры, которыми окружены отдельные мышцы и группы мышц? __________________________________________________________________

ü Какие части имеет мышца?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Укажите названия мышц, в соответствии с их классификацией:

1. По форме __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По расположению

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

3. По функции

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Какие мышцы называют антагонистами, а какие синергистами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните таблицы

Возможные движения туловища

Вид движения Суставы, в которых происходит данное движение Мышцы, обеспечивающие данное движение
Разгибание позвоночного столба    
Сгибание позвоночного столба    
Скручивание позвоночного столба    
Движения позвоночного столба вправо и влево    

Движения верхней конечности

(виды движений написать самостоятельно для каждого отдела конечностей)

Вид движения Суставы, в которых происходит данное движение Мышцы, обеспечивающие данное движение
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Движения нижней конечности

Вид движения Суставы, в которых происходит данное движение Мышцы, обеспечивающие данное движение
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ü Проведите анатомический анализ упражнения «____________________________________________»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ II

Семенова О.Н, Иерусалимцева О.В., Чешуина Е.И.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по курсу профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование»

Специализация:«Учитель-дефектолог»

(Ф.И.О.)

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ:

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………..

РАЗДЕЛ II

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…............................................

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Анатомия человека –это наука о происхождении, развитии, формах и строении человеческого организма.Она изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы и их конструкцию, микроскопическое и строение.

При изучении тела человека важно учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток и все это взаимодействует, как единый, слаженный живой организм.

Опорно-двигательный аппарат (ОПР) включает в себя: кости и их соединения, а так же прикрепленные к ним скелетные мышцы.

ü Опорно-двигательный аппарат включает в себя две части, поясните, чем они представлены.

пассивная____________________________

активная_____________________________

Наши рекомендации