Семенова О.Н, Иерусалимцева О.В., Чешуина Е.И.
Семенова О.Н, Иерусалимцева О.В., Чешуина Е.И.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по курсу профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
Специализация:«Учитель-дефектолог»
(Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ:
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………..
РАЗДЕЛ II
ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…............................................
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Анатомия человека –это наука о происхождении, развитии, формах и строении человеческого организма.Она изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы и их конструкцию, микроскопическое и строение.
При изучении тела человека важно учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности.
Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток и все это взаимодействует, как единый, слаженный живой организм.
Опорно-двигательный аппарат (ОПР) включает в себя: кости и их соединения, а так же прикрепленные к ним скелетные мышцы.
ü Опорно-двигательный аппарат включает в себя две части, поясните, чем они представлены.
пассивная____________________________
активная_____________________________
Кости – это твердая опора для мягких тканей. Кости представляют собой рычаги, перемещающиеся силой сокращения мышц. Почти все кости имеют суставные поверхности, покрытые суставным хрящом.
Каждая кость является самостоятельным органом и состоит из нескольких видов тканей.
ü Перечислите ткани входящие в состав кости:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
ü Что такое надкостница, и какова ее функция?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Крепость и упругость кости зависит от сочетания в ней органических и неорганических компонентов.
ü Укажите процентное соотношение воды, органических и неорганических веществ, содержащихся в кости.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Приведите название органического вещества кости______________________________________
ü Преобладание в кости, каких компонентов обеспечивает ей большую упругость и эластичность?
__________________________________________________________________________________________
ü Преобладание, каких компонентов, приводит к увеличению хрупкости и ломкости кости?
__________________________________________________________________________________________
ü Как классифицируют кости по форме (привести примеры)?
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Кости образуют в организме систему скелета, которая включает два отдела.
ü Перечислите, какие элементы входят в состав данных отделов
осевой скелет ___________________________________________________
добавочный скелет ______________________________________________
ü Какие части включает в себя скелет туловища?
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Позвоночник состоит из отдельных костных сегментов - позвонков, последовательно накладывающихся один на другой.
ü Назовите общее число позвонков в позвоночном столбе, укажите число свободных и сросшихся позвонков_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В позвоночном столбе выделяют 5 отделов:
ü Укажите количество позвонков в каждом отделе.
шейный________________________________________________
грудной________________________________________________
поясничный ____________________________________________
крестцовый____________________________________________
копчиковый____________________________________________
ü Перечислите функции позвоночного столба (не менее 5 функций):
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Как меняется размер позвонков в позвоночном столбе и с чем это связано?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Какова длина позвоночного столба?
у мужчин____________________
у женщин____________________
Позвоночник имеет ряд физиологических (нормальных) искривлений – изгибов.
ü Перечислите названия изгибов, укажите их направление, и плоскость, в которой они располагаются
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кроме вышеперечисленных изгибов, различают изгиб позвоночного столба вправо и влево, который рассматривают как нарушение развития (патологию).
ü Укажите его название_____________________________________
ü Какую роль играют физиологические изгибы позвоночного столба?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Подпишите обозначения
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ
Существует шесть основных видов произвольного или активного движения, которое может выполнить сегмент тела:
ü Пронумеруйте данные описания видов движений в соответствии с их перечисленными названиями
Сгибание
Разгибание
Отведение
Приведение
Вращение
Циркумдукция
- движение, при котором уменьшается угол между костями, образующими сустав.
- движение, при котором увеличивается угол между двумя костями, образующими сустав.
- движение сегмента тела от средней линии тела, или от той части тела, к которой он
прикреплен.
- движение сегмента тела к средней линии тела.
- движение сегмента тела вокруг своей оси.
- движение, при котором конец сегмента описывает круг.
ü Обозначьте на рисунке виды движений
Существует ряд терминов, которые используют для описания определенных специальных видов движений:
Супинация –вращение предплечья, направленное наружу.
Пронация -вращение предплечья, направленное внутрь.
Инверсия –поворот подошвы стопы вовнутрь.
Эверсия –вращение подошвы стопы наружу.
ü Мышцы, наряду с костями и их соединениями входят в опорно-двигательный аппарат, являясь его активным элементом.
ü Перечислите типы мышечной ткани и укажите их местонахождение в организме:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
ü Какое количество (%) занимает мышечная масса:
У мужчин ___________________________________
У женщин____________________________________
У спортсменов________________________________
ü Перечислите функции скелетных мышц в организме человека:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Что является основными структурными элементами скелетной мышцы:
___________________________________________________________________________________________
ü Чем отделены друг от друга мышечные волокна, пучки мышечных волокон, отдельные мышцы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Как называются плотные, прочные соединительнотканные футляры, которыми окружены отдельные мышцы и группы мышц? __________________________________________________________________
ü Какие части имеет мышца?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Укажите названия мышц, в соответствии с их классификацией:
1. По форме __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По расположению
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3. По функции
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Какие мышцы называют антагонистами, а какие синергистами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицы
Возможные движения туловища
Вид движения | Суставы, в которых происходит данное движение | Мышцы, обеспечивающие данное движение |
Разгибание позвоночного столба | ||
Сгибание позвоночного столба | ||
Скручивание позвоночного столба | ||
Движения позвоночного столба вправо и влево |
Движения верхней конечности
(виды движений написать самостоятельно для каждого отдела конечностей)
Вид движения | Суставы, в которых происходит данное движение | Мышцы, обеспечивающие данное движение |
Движения нижней конечности
Вид движения | Суставы, в которых происходит данное движение | Мышцы, обеспечивающие данное движение |
ü Проведите анатомический анализ упражнения «____________________________________________»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ II
Семенова О.Н, Иерусалимцева О.В., Чешуина Е.И.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по курсу профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
Специализация:«Учитель-дефектолог»
(Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ:
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………..
РАЗДЕЛ II
ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…............................................
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Анатомия человека –это наука о происхождении, развитии, формах и строении человеческого организма.Она изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы и их конструкцию, микроскопическое и строение.
При изучении тела человека важно учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности.
Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток и все это взаимодействует, как единый, слаженный живой организм.
Опорно-двигательный аппарат (ОПР) включает в себя: кости и их соединения, а так же прикрепленные к ним скелетные мышцы.
ü Опорно-двигательный аппарат включает в себя две части, поясните, чем они представлены.
пассивная____________________________
активная_____________________________