Вьетнам плюс Никсон приводят к молодежной коалиции за свободу
Коалиция за свободу, в конечном счёте ставшая Либертарианской партией, развивалась в 60-е — начале 70-х гг. Многие молодые люди пришли к либертарианским взглядам, изучая свободно-рыночную экономику и работы Айн Рэнд. Другую крупную группу составили те, кто участвовал в движении против Вьетнамской войны и за гражданские права. Они считали, что личности имеют право жить своей частной жизнью без страха, свободными от полицейского преследования из-за цвета их кожи, длины волос, стиля одежды или жизненных установок. Представителям обеих групп не подходили традиционные ярлыки «правого крыла» или «левого крыла». В конце концов, к исходу 1960-х гг. они объединились.
По иронии судьбы Ричард Никсон дал стимул к образованию новой политической партии, которая будет постоянно бороться за свободу. В начале 70-х гг. политические преследования антивоенных организаций по распоряжениям Никсона были хорошо известны, особенно среди его жертв.
В 1971 г. Никсон установил контроль за заработной платой и ценами, сведя на нет всякую надежду на то, что Никсон или Республиканская партия собирается уменьшать государственное вмешательство в рынок. В результате молодые люди, преданные идеям свободы, объединились для того, чтобы что-нибудь предпринять. Они решили, что американская политическая система выиграет от новой партии, предусматривающей свободу для каждого, в любой ситуации, в любое время.
Учредительное собрание Либертарианской партии было проведено в декабре 1971 г. в Колорадо-Спрингс. Новая организация приняла «Декларацию о принципах», которая в частности гласит:
Мы утверждаем, что любой индивид имеет право единолично распоряжаться собственной жизнью и право на выбор образа жизни, пока он не вмешивается насильственно в права других на аналогичный выбор.
На протяжении всей истории правительства регулярно проводили противоположный принцип, по которому государство имеет право распоряжаться жизнями индивидуумов и плодами их труда. Даже в Соединённых Штатах все политические партии, отличные от нашей, наделяли правительство правом регулировать жизни индивидуумов и завладевать плодами их труда без их согласия.
Мы, напротив, отрицаем право любого правительства поступать так, и утверждаем, что там, где существуют правительства, они не должны подвергать насилию права какой бы то ни было личности, а именно: 1) право на жизнь — соответственно мы поддерживаем запрет на агрессивное применение физической силы по отношению к другим; 2) право на свободу слова и действия, а значит, мы против всяких попыток правительств урезать свободу слова и печати, равно как и против государственной цензуры в любой форме; и 3) право на собственность, а значит, мы против всякого государственного вмешательства в частную собственность, такого как конфискация, национализация и отчуждение, и поддерживаем запрещение кражи, нарушения чужого владения, мошенничества и умышленного обмана.
Идеи, выраженные в Декларации Независимости и Билле о Правах (процитированные ранее) и в приведенной «Декларации принципов» ясно указывают на цели и образ мысли современного либертарианского движения.
В 1972 г. Джон Хосперс, первый кандидат в президенты от Либертарианской партии, баллотировался в двух штатах и получил приблизительно 2500 голосов. После такого скромного начала Либертарианская партия стала третьей по величине политической партией в Америке. Она единственная из всех «третьих» партий, имеющая общенациональную организацию и отделения во всех штатах. Сотни либертарианских кандидатов избирались в органы управления штатов и округов.
Либертарианские политические активисты участвовали в большинстве важных политических баталиях последних трех десятилетий. Они сыграли главную роль в успехе усилий против налогов, таких как калифорнийское «Предложение 13». Либертарианцы всегда принимали активное участие в движении за ограничение сроков пребывания у власти, которое стремится искоренить понятие «профессиональный политик». В 1996 году либертарианцы поддержали успешные инициативы по разрешению медицинского использования марихуаны в Аризоне и Калифорнии. Они также поддерживали «Калифорнийскую инициативу гражданских прав», которая положила конец этническим и гендерным ограничениям в государственном образовании, найме на работу и контрактации. В 1999 году либертарианская партия сыграла главную роль в отклонении предлагаемых правительством норм изучения потребителей, которые требовали от банков раскрытия перед правительством финансовых операций банковских клиентов. Либертарианские предложения, такие как приватизация, дерегулирование, свободный выбор образования, окончание войны с наркотиками, свободная торговля и терпимость к образу жизни других, приобретают все больше сторонников.
Либертарианская партия ведет не только внутрипартийную работу. Либертарианские активисты организовали «Республиканский совет за свободу» и «Демократический совет за свободу», которые стремятся повернуть курс этих партий в сторону свободы. Существуют и либертарианцы, не вовлеченные ни в одну из партий.
Влиятельное движение
Дэйв Барри, Джон Стоссел, и Курт Рассел публично идентифицируют себя как либертарианцы. Есть даже либертарианские музыканты, такие как Нил Пиэрт из группы Rush, блюзмен Джимми Воган и певец кантри Дуайт Йокам.
Издатель данной книги, движение «Защитники самоуправления» (организованное в 1985 году) несет идеи либертарианства в массы, обучает либертарианцев навыкам эффективной коммуникации и издает «Самый короткий в мире политический тест» (см. главу 5).
Между тем, либертарианство также стало влиятельным международным движением. Общества, такие как Международное общество за личную свободу работают над продвижением либертарианства во многих странах мира. По некоторым оценкам, либертарианские или дружественные им исследовательские центры, организации и политические партии сейчас существуют более чем в 100 странах.
В Соединенных Штатах либертарианство стало многогранным движением. Растет роль либертарианских исследовательских центров в формировании общественного мнения. Исследовательские организации, такие как Институт Катона (CATO institute), Институт гуманитарных исследований (Institute for Humane Studies), Фонд «Разум» (The Reason Foundation), «Граждане за здоровую экономику» (Citizen for a Sound Economy), Исследовательский центр собственности и экологических проблем (Property and Environmental Research Center — PERC), Национальный центр политического анализа (The National Center for Policy Analysis), Heartland-институт (The Heartland institute) и Тихоокеанский институт общественно-политических исследований (Pacific Institute for Public Policy Research) — и многие другие — помогают донести либертарианские идеи и политические предложения до избирателей и лиц принимающих решения.
Но либертарианское влияние не ограничивается академическими учреждениями. Влиятельным ежемесячным изданием является журнал «Разум» (Reason), который исследует приложение либертарианских идей к текущим события и вызовам будущего. В колледжах и университетах преподавательские должности занимает всё больше либертарианских исследователей. Мы уже встречаем судей с либертарианским отношением к судебной и парламентской работе.