Врачебно-производственная консультация подростков, ее цели и задачи.

Врачебно-производственная консультация подростков, ее цели и задачи. - student2.ru

31. Гигиенические требования к планировке, устройству, оборудованию и содержанию дошкольных учреждений. Гигиенические требования к оборудованию и работе пищеблоков в дошкольных учреждениях.

Детские дошкольные учреждения бывают двух типов: с дневным (в течение 9—12 ч) и с круглосуточным пребыванием детей (дошкольные интернаты). К детским дошкольным учреждениям относятся ясли, дома ребенка, детские сады.

Сады размещаются в каждом микрорайоне, в 100-170 м от межквартальных проездов.

Для создания хороших условий проветривания и инсоляции нужно дошкол. Здание располагать в не менее, чем 2,5 высот самого высокого рядом стоящего здания. Площадь земельного участка 35-40м2 на 1 ребенка.

Выделяют общие (для гимнастики, 3м2 на 1человека с учетом 3-7лет детей, но не олее 250м2) и групповые площадки (на солнечной части участка) , хозяйственный двор и зона зеленых насаждений.

При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы: — групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая . группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом); — обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка); — создание благоприятного воздушно-теплового режима; — обеспечение естественного освещения, инсоляции зданий и участка; — достаточное озеленение земельного участка; — правильная организация рационального питания детей. Радиус обслуживания должен быть не более 0,3 км

Главное санитарное требование- деление на группы, тк до 7 лет частые респираторные заболевание, и нет детей в высоким иммунитетом. В каждой групповой ясельной ячейке: игровая, приемная, спальная, туалетная и буфетная комната. Для них для каждого отдельный вход предусмотрен. Дошкольной ячейки: раздевальная, групповая, буфетная, туалетная и спальная. 1 вход на 2-3 группы.

2)обеспечение условия для двигательной активности.

- для гимнастических и музыкальных занятий: 75м2, вместимость до 165мест и 100м2 при вместимости от 165-275мест. Для 275-340мест планируются 2 зала в 100и 50м2 или 2зала по 75м2.

3) мебель должна отвечать гигиеническим требованиям, должна быть удобной и способствовать формированию правильной осанки. ( мебель для сна, игр, питания, организации занятий)

4) обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции: окна спальни- восток, игровых-юг. В весенне-осенний период акцент на достаточное искусственное освещение- лучше люминесцентные лампы: в спальне и палате изолятора 75Лк, В групповых, приемных, раздевальных, музыкально- гимнастических залах не менее 250Лк.

5) ультрафиолетовое облучение с профилактической целью( т. к. доказано, что способствует иммунтету и уменьшает количество заболеваний в группе, нормализует минеральный обмен.

На уровне 1м от пола 1,5-7,5мэр/м2

6) создание оптимальных температурных режимов. Для приемной, игральной, столовой у ясельно группы при влажности 40-55% 22-23 градуса. Температура поверхности пола зимой 22градуса. Перепад температуры воздуха не должен превышать 2 градусах по горизонт и 2,5 по вертикали.

помещения Температура воздуха
Ясли (детские комнаты для детей до 1 года для детей 2-3лет групповые комнаты 3-7лет школьные классы,учеб кабинеты гимнастический зал уборные вестибюль и гардеробная   21-22 19-20

7)аэрация осуществляется в основном фрамугами и створками окон. Отношение фрамуг к пл пола 1:50. Помещение проветривается каждый час 5-10мин. Пока детей нет проветривается 30мин (за счет открытия фрамуг и окон) и одновременно проводится влажная уборка.

Гигиенические требования к оборудованию и работе пищеблоков в дошкольных учреждениях

Не допускается размещать групповые ячейки над помещениями пищеблока и постирочной.

1)Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоках.

2. Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, следует приобретать цельнометаллические из нержавеющей стали или дюралюминия. Столы, покрытые оцинкованным железом (с закругленными углами) допускаются только для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы. Для разделки теста используют столы с деревянными гладко выструганными и плотно подогнанными, без щелей, крышками.

3. Для разделки сырых и готовых продуктов следует выделять отдельные разделочные столы, ножи и доски из деревьев твердых пород (дуб, бук, ясень, береза) без щелей и зазоров, гладко выструганные.
Технологическое оборудование, инвентарь, кухонная посуда, тара выполняются из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Рекомендована посуда из нержавеющей стали. Алюминиевая посуда может использоваться только для приготовления и кратковременного хранения пищи. Не допускается использование эмалированной посуды с трещинами или отбитой эмалью.

4. Технологическое оборудование для обработки сырых и готовых продуктов следует маркировать, по окончании работы тщательно промывать с добавлением разрешенных моющих средств, ошпаривать кипятком или прожаривать в духовых шкафах, или на электроплитах.

Кухонную посуду следует хранить на специальных полках и стеллажах, мелкий инвентарь - в шкафах.

5. Столовую посуду следует приобретать фарфоровую или фаянсовую, а столовые приборы - из нержавеющей стали. Не допускается алюминиевая и пластмассовая посуда. Посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную не используют.

32. Гигиенические требования к планировке, устройству, оборудованию и содержанию школ. Гигиенические требования к оборудованию и работе пищеблоков школ.

Основные принципы проектирования школьных зданий: I) повозрастное распределение учащихся — разобщение младших школьников от детей среднего и старшего возраста; 2) обеспечение условий для: а) физического воспитания; б) трудового обучения; в) получения горячего питания; г) дневного сна детей подготовительного класса и групп продленного дня (первые-вторые классы); д) рационального отдыха на переменах; 3) благоприятных условии микроклимата и естественного освещения.

Врачебно-производственная консультация подростков, ее цели и задачи. - student2.ru В учебных классах при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть не менее 1,5%, световой коэффициент (СК) — не менее 1:6. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных помещениях и кабинетах 18—24 "С, относительная влажность — 40—60%, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с.

Помещения школы делятся на учебные (классные комнаты, лаборатории, мастерские, гимнастический зал, комнаты обслуживающего и ручного труда), вспомогательные (рекреация, вестибюль, раздевальня, туалет), административно-хозяйственные (учительская, кабинет директора, завуча, медпункт, столовая, канцелярия). При внутренней планировке, централизованного школьного здания учитывают следующие гигиенические требования: на первом этаже следует размещать учебные комнаты для учащихся младших классов и групп продленного дня, физкультурный зал, кабинет врача, учебные мастерские, канцелярию, кабинет директора, пищеблок. На втором этаже — учительскую и учебные кабинеты, на третьем — кабинеты. В школах с блочно-секционным зданием на третьем этаже блока желательно располагать кабинеты для учащихся старших классов по предметам, которые наиболее часто у них изучаются (математика, физика, литература и русский язык). На первом этаже размещаются аналогичные кабинеты для школьников 5—7 классов. На втором этаже—кабинеты по прочим предметам. Это дает возможность учащимся при кабинетной системе обучения переходить из кабинета в кабинет в пределах не более 2-х этажей и отдохнуть на перемене.


Гимнастический зал - размещение на первом этаже в отдельном блоке с продольной осью с севера на юг и с двухсторонней ориентацией окон, дающей возможность осуществить сквозное проветривание; наличие помещения для переодевания учащихся, душевых и туалетов. Школьные гимнастические залы должны быть высотой не менее 5,4—6 м, что при площади 162—288—450 м2 (в зависимости от количества учащихся) обеспечивает около 15— 20 м2 воздуха на одного школьника.

Для широкого осуществления трудового обучения учащихся в состав помещений общеобразовательной школы включают кабинет ручного труда, мастерские по обработке металла, дерева, кабинеты обслуживающего труда по обработке тканей и кулинарии, мастерские для практикумов учащихся девятых-десятых классов, лаборатории с лаборантской. Школьные мастерские располагаются на первом этаже, желательно в отдельном блоке с двухсторонней ориентацией. Площадь на одного учащегося в кабинете обслуживающего труда 2,5—2,8 м2; в мастерских — 3,3 м2.

Нормируется следующая кратность обмена воздуха (по вытяжке) в 1 час: школьный класс— 1 —1,5, детская комната в яслях—1, химическая лаборатория — 3, гимнастический зал — 3, туалет — 5, кухня — 3.

В интересах охраны зрения учащихся крайне важно обеспечить в учебных помещениях достаточное (не менее 15лк—при лампах накаливания и 300 лк — при люминесцентном освещении) равномерное и неслепящее освещение с коэффициентом равномерности не менее 0,5 и яркостью светящейся поверхности светильников общего освещения не выше 200 кд/м2.

Гигиенические требования к оборудованию и работе пищеблоков школ.

Пищевой блок — обязательная составная часть здания общеобразовательной школы. Он размещается на первом этаже и имеет в своем составе: обеденный зал, кухню с доготовочной и заготовочной, овощной цех, мясо-рыбный цех, моечную, кладовые сухих продуктов и овощей, санитарный узел и душевую для персонала. Перед входом в столовую должны быть умывальники для мытья рук и электрополотенца. Санитарный узел состоит из связанных между собой умывальной комнаты и уборной, для которой первая служит шлюзом. Здесь же имеются приспособления для поклассного хранения и просушивания уборочного инвентаря. Санитарный узел желательно размещать в торцах каждого этажа.

33. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, вентиляции, естественному и искусственному освещению помещений школ и дошкольных учреждений. Причины развития близорукости у детей, мероприятия по ее профилактике.

В 31,32.

Причины развития близорукости (миопия):

плохое освещение рабочего места

· нарушения тонуса спинных и шейных мышц

· неправильный рацион питания

· значительная нагрузка на глаза из-за длительной фокусировки на близкорасположенных предметах

· нарушения в психологической сфере

· долгое воздействие яркого света

· неправильный распорядок дня и слишком долгое нахождение за компьютером

· пренебрежение соблюдением правил глазной гигиены.

Профилактика:

· правильное питание. обеспечение организма ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами

· соблюдение режима дня, полноценный отдых

· периодические визиты к офтальмологу для проверки зрения

· прогулки на свежем воздухе.

· Зарядка для глаз

34. Содержание и методы работы врача и среднего медперсонала дошкольных учреждений.

Врач и медицинская сестра проводят систематическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей, за проведением прививок, выполнением санитарно-гигиенического режима. Детям от 1 года до 3 лет систематически 1 раз в 3 мес проводят медицинский осмотр и один раз в год — профилактический осмотр, дегельминтизацию, санацию полости рта. Результаты наблюдения за ребенком и данные осмотров заносят в индивидуальную карту ребенка.

Особое место врач и медицинская сестра детских дошкольных учреждений отводят борьбе с инфекционными заболеваниями. Каждый ребенок, приходящий из дома, ежедневно при поступлении в детское учреждение тщательно осматривается медицинской сестрой и в случае подозрения у него инфекционного заболевания помещается в изолятор.

Регистрация посещений детьми детских учреждений проводится ежедневно медицинской сестрой или сестрой-воспитательницей. Ежегодно проводится анализ физического развития детей, заболеваемости, смертности и сроков использования детьми каждого места в году (плановая занятость — 300 дней).

Медицинские работники дошкольных учреждений систематически информируют воспитателей и детскую поликлинику о физическом и нервно-психическом развитии детей.

Детские дошкольные учреждения:

Ясли – 120-180 детей, сад –600 детей для одного педиатра

Содержание и методы работы врача и среднего медперсонала школ.

Школьный врач и медицинская сестра проводят профилактические прививки детям, дегельминтизацию, выясняют причины неявки детей в школу, следят за выполнением сроков карантина в случае заноса инфекционного заболевания, освобождают от занятий больных детей.

Повседневная работа врача и медицинской сестры состоит в контроле за санитарным состоянием школы, за соблюдением правил личной гигиены школьниками; в оказании необходимой медицинской помощи детям; в проведении санитарнопросветительной работы среди педагогов и школьников, в контроле за работой школьного буфета. Особого внимания со стороны детской поликлиники требует школа-интернат — общеобразовательное учебное учреждение, в котором дети находятся круглосуточно. Школе-интернату с числом детей до 300 выделяют полставки врача и ставку медицинской сестры, свыше 300 детей — полную ставку врача и ставку медицинской сестры, свыше 450 детей — ставку врача и две ставки медицинской сестры.

Врач и медицинская сестра ведут постоянное наблюдение за состоянием здоровья учащихся, их физическим развитием, за выполнением установленного соответственно возрасту режима дня, за полноценным питанием детей. Два раза в год проводится углубленный медицинский осмотр всех учащихся школ-интернатов. Медицинскую помощь оказывают врач и медицинская сестра интерната, а также врачи-специалисты детской поликлиники. После окончания школы наблюдение за состоянием здоровья подростков осуществляют подростковые кабинеты. Санаторно-лесные школы предназначены для обучения и оздоровления детей 1—8 классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (детей с закрытыми формами туберкулеза, больных ревматизмом и др.). Основная задача санаторно-лесных школ — совместить учебу детей с укреплением здоровья, воздействием естественных природных факторов — свежего воздуха, солнца и гигиенически правильного режима дня и питания. Срок пребывания детей в этих школах — не менее 4 мес. 2000 детей на 1 педиатра.

36. Организация питания в детских коллективах. Врачебный контроль за питанием в детских учреждениях и школах.

1) в первые 3 года своей жизни ребенок должен получать свой рацион равномерными порциями в течении дня, от 6-7кратного приема к 5 и 4 разовому.

2)в дошкольном возрасте суточный рацион распределяется с выделением обеда как большего по объему и энергетической ценности приема пищи. Этот переход должен осуществляться постепенно

Режим питания:

· завтрак- 25% от суточной энергетической потребности — из овощных салатов и 2 горячих блюд: первое — каши, овощные или картофельные блюда, яйца, творог; второе- горячие напитки- чай, молоко, какао на молоке)

· обед — 30-35%. не менее 3 блюд: первое- суп, второе- мясное или рыбное блюдо с гарниром, третье-сладкое.

· Полдник — 15-20% - жидкости, фрукты, ягоды, сластей, печенья, сдобы.

· Ужин- 20%- 2 блюда: 1ое- обязательно горячее в виде творожных, овощных, крупяных и второе — молоко, кисель, кефир, простокваша.

Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия, в состав которой должны входить не менее трех человек. В т. ч. медицинский работник, сотрудник пищеблока и представитель администрации образовательного учреждения.

В обязанности медицинского работника образовательного учреждения или базового предприятия школьного питания входит осуществление контроля за качеством поступающих на пищеблок продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации, за качеством приготовляемой продукции, а также за соблюдением натуральных норм продуктов при составлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в пищевых веществах и энергии. Медицинские работники должны контролировать санитарное состояние и содержание пищеблока, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима на производстве, режима мытья посуды, соблюдение правил личной гигиены работниками

Наши рекомендации