Каждое мгновение имеет значение

Мы редко задумываемся над тем, как влияют на нашу жизнь краткие ежедневные контакты с другими людьми. Между тем в течение дня нас ожидают сотни поворотных моментов. Вот типичный пример из жизни женщины. Тамми – мать-одиночка, воспитывает троих детей.

День начинается с привычной спешки. Пока я ношусь по квартире, собираясь на работу, дети устраивают перепалку за столом. Старшие – 8-летний сын и 11-летняя дочь – вполне удовлетворены тарелкой кукурузных хлопьев на завтрак, младшая – шестилетка – настойчиво требует тост с бананом и арахисовым маслом. В конце концов я сдаюсь, и она получает желаемое. Откусив кусочек, мелкая роняет свой завтрак. Я словно в замедленной съемке наблюдаю, как бутерброд летит со стола и шлепается маслом на пол. Брат кричит на нее: «Ты устроила свинарник!», старшая сестра не остается в стороне: «Теперь доедай это, дурында», в итоге вмешиваюсь я и произношу извечное: «больше так не делай».

Представьте себе, что чувствует ребенок. И подумайте, как изменилась бы ситуация, если бы Тамми сдержалась и перевела все в шутку, вместо того чтобы в очередной раз ткнуть дочку носом в допущенную оплошность.

Между тем день продолжается.

Наконец-то я всех выпроводила. Дети отправились в школу, а я – на работу. Подъезжая к вечно забитой парковке, не верю своим глазам, увидев незанятое место в первом ряду. Я немного прибавляю скорость, чтобы уж наверняка опередить других желающих припарковаться поближе. Конечно же, за секунды до цели понимаю, что та же идея пришла в голову кому-то еще. Даже будучи абсолютно уверенной, что я первой заметила свободное местечко и у меня есть все шансы его занять, я, повинуясь внезапному порыву, уступаю и паркую свою машину в дальнем конце стоянки. То, что происходит дальше, изрядно удивляет меня. Та дама ждет меня около входа в здание, придерживая для меня дверь. Она представляется и благодарит меня за проявленную доброту. Мы даже немножко поболтали.

Мораль: будьте добрее друг к другу, и «хорошее настроение не покинет больше вас».

Я захожу в свой закуток и смотрю на календарь. В 10.00 меня вызывают к начальству с отчетом о проделанной работе. У меня сосет под ложечкой. Хочется сказаться больной и убежать домой. Я прекрасно представляю, откуда дует ветер. Скорее всего, Билл – мой начальник – опросил накануне народ на предмет «моей перспективности как сотрудника». И точно. Он подготовил список из восьми проектов, которые мне предстоят в следующие полгода. Он ни словом не обмолвился о моих успехах на работе, хотя на прошлой неделе я более 70 часов сидела не поднимая головы, чтобы успеть закончить основной проект. После нескончаемого рабочего дня выхожу из офиса. Настроение паршивое. Я спрашиваю себя, почему я до сих пор торчу здесь.

Так, походя, в «рабочем порядке» Билл полностью осушил «сосуд» Тамми.

Через некоторое время я встречаю в коридоре топ-менеджера Карен. Мы сталкивались по работе над тем большим проектом, о котором я упоминала. И вдруг я слышу совершенно неожиданные слова: «Привет, Тамми. Спасибо, ты отлично выполнила финальную часть нашего проекта на прошлой неделе». Я не верю своим ушам. Я была уверена, что Карен и имени-то моего не помнит. Большинство людей, с которыми я работаю, называют меня полным именем – Тамара, которое мне совсем не нравится.

Пожалуй, если бы Карен просто сказала: «Привет, Тамми!», этого уже было бы вполне достаточно. Но заслуженная похвала в адрес последней мгновенно перевернула день в лучшую сторону. Ее «сосуд» был наполнен в считаные секунды. При этом, скорее всего, Карен, похвалив мимоходом сотрудницу, даже не подозревала, насколько велик будет положительный заряд.

Каждое мгновение имеет значение - student2.ru

Культура негатива

Всем нам хотелось бы получать по жизни больше положительных эмоций. Нам нужно как можно чаще чувствовать себя подобно Тамми после встречи с Карен и как можно реже ощущать в себе эмоции, которые она получила после визита к начальнику. 99 человек из 100 признаются, что предпочитают находиться в обществе позитивно настроенных людей. 9 из 10 демонстрируют гораздо большую продуктивность, работая в позитивно настроенном коллективе.

К сожалению, одного желания тут маловато. Большинство из нас выросли в среде, где было принято указывать человеку на его недостатки, а не поощрять достоинства. И хотя, возможно, становление подобной культуры негатива произошло само собой, все слои нашего общества надежно пропитаны ею насквозь.

Привычка ориентироваться на «что не так?» особенно ярко себя проявляет в наших взаимоотношениях со школой. Вместо того чтобы радоваться, обнаружив, что ребенок в чем-то уникален, большинство родителей стараются вогнать своих детей в общепринятые нормы, чтобы те «не высовывались» и «были как все». И хотя всезнающие взрослые действуют из лучших побуждений, они подавляют индивидуальность и личность своего ребенка и стригут его под одну гребенку с остальными. Большинство [американских] школ, организующих учебный процесс с учетом core curricula[11], когда все учащиеся должны получить одинаковый набор знаний, вне зависимости от их интересов и природных талантов, лишь усугубляют такой подход. Что происходит, если ученик отлично успевает по какому-либо предмету? Вместо того чтобы отметить и развивать способности ребенка в данной области, учителя и родители склонны оставить этот предмет без внимания и сосредоточить усилия на улучшении низких отметок в табеле успеваемости. И вряд ли ученика вызовут в кабинет директора только для того, чтобы обсудить его выдающиеся успехи по какой-то науке.

Один из недавних опросов Гэллапа был посвящен исследованию подхода родителей – представителей разных стран и культур – к успеваемости своих детей. Респондентам был задан вопрос: «Ваш ребенок принес домой дневник с оценками: английский язык – отлично; обществознание – отлично; биология – удовлетворительно; алгебра – неудовлетворительно. Какой предмет заслуживает наиболее пристального вашего внимания?» Подавляющее большинство родителей сфокусировались на двойках.

Каждое мгновение имеет значение - student2.ru

К сожалению, родители больше озабочены тем, чтобы пристроить ребенка в колледж, нежели поинтересоваться, чем бы их чадо хотело заниматься. Мы отнюдь не призываем родителей игнорировать двойку по алгебре. Но может, стоит начать с позитивного акцента на успехах ученика, а потом уже разрабатывать стратегии по исправлению двоек? Если родителям удастся хотя бы завести этот разговор на положительной ноте, то он может вылиться в куда более продуктивный диалог.

Защитив диплом, вчерашние студенты попадают во взрослый мир, и тут-то у них появляется возможность решать, чего они хотят на самом деле, разве не так? Казалось бы, самое время посвятить себя своей мечте. К сожалению, так поступают лишь немногие. Большинство же молодых специалистов, впервые устраиваясь на работу, ориентируются отнюдь не на свои природные таланты и желания.

Вспомните самое начало вашей карьеры, не покажется ли вам следующий сценарий знакомым?

Вас приняли! И конечно же, ожидают, что вы будете совершенствоваться, чтобы максимально соответствовать занимаемой должности. Если вы не проявите должного рвения, то к вам будет применена программа повышения «компетентности», призванная «устранить проблемы».

Установка на «поиск недостатков» сопровождает нас в течение всей жизни, от школьной скамьи до собственного рабочего кабинета.

Они это пропустили!

Более 70 лет назад было проведено важнейшее исследование, которое, к великому сожалению, профессионалы в областях образования и психологии оставили без должного внимания, хотя его результаты могли бы и, пожалуй, обязаны были коренным образом сместить акценты социальных исследований. Не исключено, что из-за этого недосмотра до сих пор страдаем мы все.

В 1925 г. профессор Элизабет Харлок провела эксперимент с участием учеников четвертых и шестых математических классов, чтобы посмотреть, как отразятся на итогах повторного тестирования отзывы о предыдущих результатах, высказанные в адрес школьников. Элизабет задалась целью выяснить, какой инструмент воздействия наиболее эффективен: похвала в адрес учащихся, критика или же игнорирование их достижений[12].

На выходе определялось число математических задач, которое испытуемый решал за отведенное время на второй, третий, четвертый и пятый день после первого тестирования.

Учеников из первой группы отметили поименно и похвалили перед всем классом за отличную работу во время первого экзамена. Школьников второй группы также назвали по именам, но в отличие от первой группы в их адрес прозвучала критика и порицания за низкие результаты. Третья группа учеников была попросту проигнорирована, хотя они присутствовали при разговоре с двумя предыдущими группами и слышали, как тех хвалили или ругали. Участников четвертой (контрольной) группы перевели в другую аудиторию сразу после первого тестирования. Члены этой группы получили те же задания, что и предыдущие три, но по поводу результатов их первого тестирования комментарии не прозвучали.

«Похваленные» и «отруганные» участники первых двух групп показали одинаково высокие результаты на второй день.

Каждое мгновение имеет значение - student2.ru

Далее направления графиков их показателей диаметрально разошлись. Группа участников эксперимента, услышавших критику в свой адрес, показала разительное снижение результативности на третий и четвертый день. Число решенных ими задач в эти дни было сравнимо с данными «проигнорированной» группы школьников. Те, кого похвалили, напротив, продемонстрировали заметный скачок результативности после второго дня тестирования и сохранили этот подъем вплоть до окончания эксперимента. На пятый день эксперимента группа школьников, получивших похвалу, оказалась бесспорно сильнее всех остальных групп.

Общий процент улучшения по группам выглядел так:

похвала – 71 %;

критика – 19 %;

игнорирование – 5 %.

Казалось бы, это исследование вызовет настоящий переполох в стане педагогов и психологов. Однако этого не произошло. До недавнего времени интересы научного сообщества сводились к изучению отрицательных и травматичных моментов человеческой жизни. Наконец-то ситуация стала меняться.

Наши рекомендации