Иными словами, они решили определить
«обладают ли позитивные эмоции большей силой, нежели негативные».
Дальнейшее исследование этого вопроса привело к открытию формулы «ведра и ковша».
Каждый человек несет с собой по жизни некий внутренний сосуд – «ведро». Если оно переполнено – мы счастливы, в противном случае мы впадаем в отчаяние.
Каждому человеку дан внутренний «ковш», с помощью которого мы можем «наполнять» или «опустошать» других людей в процессе нашего взаимодействия.
Пополняя чей-то жизненный запас, мы пополняем и свой собственный.
За последние полвека эту несложную формулу изучили, использовали на практике и приняли на вооружение миллионы людей по всему миру. Все те, кто услышал о ней, считают ее очень полезной и легко применимой в повседневной жизни.
И что самое ценное, вы можете начать менять свою жизнь к лучшему прямо сейчас!
Мы расскажем вам:
• о несложном языке, который стоит освоить, чтобы общаться с другими людьми;
• о наших исследованиях и их выводах, которые могут пригодиться вам в повседневной жизни;
• о реальных историях из практики «ведра и ковша»;
• о способах защиты от негатива в работе и жизни;
• о пяти испытанных стратегиях для усиления потока положительных эмоций.
Глава 2
Влияние положительных и отрицательных эмоций на продуктивность
Большинству из нас вряд ли когда-либо доведется столкнуться с изощренными психологическими истязаниями, подобными тем, что перенесли пленные американцы. Однако все мы каждый день испытываем как положительные, так и отрицательные эмоции, которые влияют на наше самочувствие и поведение. Из того, что взаимодействия с другими людьми в большинстве своем привычны и предсказуемы, вовсе не следует, что они несущественны. Все они важны. Конечно же, большинство неприятных для нас контактов вряд ли способны убить нас физически. Однако отрицательные эмоции медленно, но верно могут поколебать (и разрушить) наше благополучие и продуктивность. К счастью, положительные воздействия, «наполняющие наш внутренний сосуд», обладают куда большей силой.
Черпаем позитив на работе?
Теория «ведра и ковша», безусловно, простирается далеко за пределы таких понятий, как «признание» и «похвала». Однако эти два слова – ключевые, если мы говорим о создании положительных эмоций в компании. Мы изучили мнения более четырех миллионов служащих во всем мире по этому вопросу. По результатам исследования, которому подверглись более 10 000 организаций, представляющих более 30 отраслей бизнеса, выяснилось, что сотрудники, которые чувствуют признание и регулярно слышат похвалу в свой адрес:
• работают с несравнимо большей отдачей;
• более обязательны;
• преданы своей компании;
• чаще получают одобрительные отзывы от клиентов;
• имеют лучшую статистику по технике безопасности и меньшее количество несчастных случаев на рабочем месте[5].
Чтобы понять это в контексте собственного опыта, вспомните день, когда ваша работа получила наибольшее признание. Вы наверняка прониклись благодарностью к родной компании, у вас возникло желание работать с большей отдачей. Заслуженное признание и похвала делают чудеса. И есть один человек, способный вдохнуть энтузиазм и наполнить положительными эмоциями целый коллектив. Для этого ему нужно почаще «наполнять ведра». Исследования показали, что если руководитель излучает позитив, то его подчиненные с удовольствием и удовлетворением отдают себя работе, они более ответственны и в конечном итоге демонстрируют более значительные показатели[6].
Один руководитель, назовем его Кен, считает, что искусство «наполнять сосуд» является его как лидера «секретным оружием». Он нашел очень простой, но бьющий точно в цель способ повысить уровень позитивных эмоций в огромной компании, которую возглавляет. Во время командировок и путешествий Кен непременно заглядывает в местное представительство своей компании. И делается это не для того, чтобы застать кого-то врасплох или «пошпионить» за сотрудниками и местным руководством, а для того, чтобы вдохновить людей и поднять боевой дух на каждом рабочем месте.
Готовясь к визиту, Кен припоминает все достижения сотрудников конкретного представительства, о которых ему приходилось слышать в последние несколько месяцев. По прибытии он заходит к каждому отличившемуся работнику и благодарит за хорошую работу.
Кен может, например, выписать премию клерку, у которого недавно была свадьба или родился ребенок, либо просто поблагодарить за отлично сделанную презентацию. Его любимая фраза: «Я слышал, что о вас очень хорошо отзываются».
Кену нравится наблюдать «цепную реакцию» излучаемого им позитива: «Энергия мгновенно заполняла собой все пространство, как только положительному заряду дан старт». Ему нравится чувствовать, что он способен «наполнить» жизненный запас целого отдела с помощью всего лишь нескольких, но очень ободряющих реплик.
«Я понял, что “наполнение” людей позитивом необычайно мощная стратегия лидера», – признается Кен. Благодаря такому подходу он пользуется любовью и уважением своих многочисленных подчиненных.
Как убить продуктивность
Конечно же, у этого эффекта есть и оборотная сторона. На самом деле большинство из нас не получает и не высказывает необходимую похвалу в полном объеме. В результате мы работаем с гораздо меньшей продуктивностью, а то и просто отрабатываем положенные часы.
Основная причина увольнений по собственному желанию, согласно данным Министерства труда США, заключается в том, что «люди не чувствуют, что их заслуги оценены по достоинству»[7].
Но это лишь часть проблемы. Как показало одно из исследований состояния здоровья медицинских работников, у тех, кому приходится работать под началом несимпатичного им человека, наблюдалось статистически достоверное повышение кровяного давления[8]. Британский ученый, психолог и психотерапевт Джордж Филдман считает, что спровоцированная боссом гипертония у сотрудников на треть повышает вероятность возникновения сердечных заболеваний и на треть – инсульта.
«Мы наблюдали статистически и клинически значимый рост кровяного давления у пациентов, с неприязнью относящихся к своему начальству. Сотрудники, отдавшие несколько лет жизни работе в таких условиях, сильнее прочих подвержены сердечным болезням по причине повышенного давления в течение длительного времени», – утверждает Филдман.
С точки зрения продуктивности для организации несравнимо лучше, если сотрудники, источающие негатив, никогда не переступят порог офиса. Ведь они антипродуктивны. Наверняка у каждого из вас были такие коллеги: они могут целыми днями бесцельно слоняться по офису или приставать к другим со своими жалобами и недовольством жизнью, а то и параноидальными страхами.
В одних только Соединенных Штатах около 22 млн служащих можно назвать чрезвычайно негативными [личностями] или «активно невовлеченными» работниками. Офисный негатив сжирает не только энергию, но и деньги. Снижение производительности стоит американской экономике от 250 до 300 млрд долл. ежегодно![9]Прибавьте сюда затраты, связанные с несчастными случаями на рабочем месте, болезнями сотрудников, текучестью кадров, невыходом на работу, мошенничеством, и вы получите число, превышающее 1 млрд долл. – почти 10 % внутреннего валового продукта США. Эти издержки не чисто американская экономическая специфика. На том или ином уровне они характерны для любой экономики, страны, отрасли, организации, с историей которых нам удалось ознакомиться за годы исследований.
Надо заметить, что наши данные весьма консервативны. Чтобы не ошибиться с оценками, мы учитывали только прямые затраты, обусловленные наличием «активно невовлеченных» сотрудников. Мы оценивали продуктивность, учитывая производственные показатели каждого (!) сотрудника. При анализе данных мы считали, что «невовлеченные» сотрудники просто тихо сидят на своем рабочем месте и не вмешиваются в дела остальных, что, безусловно, маловероятно. Большинство таких «сеятелей негатива» делают множество телодвижений каждый день, стремясь увлечь других следом за своим тонущим кораблем.
Вниз по спирали
Чтобы вдохнуть в эти цифры немного жизни, покажем на примере, как всего лишь одна ложка дегтя стоила бочки меда для одного конкретного человека.
История Лоры, возможно, кому-то покажется знакомой.
Я стояла в центре зала, собираясь перейти к основной части презентации. Готовилась я к ней как одержимая. Последние две ночи практически не спала. Перелопатила горы литературы и была готова ответить на любой вопрос. Все должно было пройти безупречно. Мне очень хотелось произвести впечатление на босса и коллег. Первые слайды, все идет как надо… И тут система дала сбой, и буквально за несколько мгновений я «потеряла» аудиторию.
Краем уха я услышала, как Майк прошептал сидевшей рядом Бет: «Похоже, Лора неплохо провела вчерашний вечер». Я едва удержалась, чтобы не сорваться с места и не наброситься на него с кулаками. Неужели я настолько плохо выгляжу? Меня затрясло, мысли разбежались.
Технические проблемы устранили, вроде бы можно продолжать… Но момент был упущен. Неуверенность в себе росла. Может, они так заскучали вначале, что не хотят никакого продолжения? Или я выгляжу настолько жалко, что никто не воспринимает меня всерьез?
Заметив, что со мной что-то неладно, босс не нашел ничего лучше чем сказать: «Похоже, Лоре не слишком-то комфортно в нашем обществе. Давайте все же послушаем ее». Упс… воистину иногда молчание – золото. Остатки самообладания покинули меня, презентация была безнадежно провалена.
Наверное, у всех бывают ситуации, когда кажется, что жизнь не удалась. Возможно, в такие дни вам кажется, что каждый норовит вас обидеть, либо вы слишком концентрируетесь на своих личных страхах или проблемах. Если ваш незримый «сосуд» опустошают, вы теряете почву под ногами.
Но вы летите в пропасть не в одиночку, вы тащите за собой других, попутно «отчерпывая» из их «ведер». Все, кому доводится столкнуться с вами в такой период, прекрасно чувствуют ваше состояние и подпадают в зону излучаемого вами негатива. От него сложно укрыться. Отрицательные эмоции заразны.
Чтобы отравить атмосферу целого офиса, достаточно одного-двух «зараженных» сотрудников. И менеджеры, которые пытаются исправить ситуацию путем перетасовки кадров, должны понять, что золотое правило риелторов («место, место и еще раз место!») здесь не работает! Куда бы они ни пошли, они потянут за собой шлейф негативной энергии.
Негативно настроенные сотрудники подобны урагану, крушащему все на своем пути.
Как избавиться от клиентов
«Опустошенные» сотрудники гораздо менее продуктивны и грозят компании падением прибыли. Их клиенты остаются неудовлетворенными, показатели качества работы оставляют желать много лучшего, такой коллектив более подвержен производственной «текучке» кадров и росту статистики несчастных случаев на рабочем месте. И это не удивительно. Работники, излучающие негатив, отпугивают покупателей [10].
Случалось ли вам, позвонив в клиентскую службу какой-либо фирмы, наткнуться на невежливость? Разумеется, в следующий раз вы постараетесь не иметь дела с этой компанией. Чем выше степень недовольства, тем выше вероятность, что вы постараетесь предостеречь друзей и знакомых, чтобы они не вздумали связываться с такой конторой. А ведь вы пообщались всего-навсего с одним человеком!
Мы изучили данные 4583 представителей службы клиентской поддержки представительства одной известной телекоммуникационной компании. Мы обнаружили трех клерков, которые навсегда отвратили от своей компании каждого клиента, обратившегося к ним в тот день!
Если ваши сотрудники начинают «черпать» из «ведер» ваших клиентов – это серьезная проблема.
Для компании дешевле оплатить этим трем сотрудникам вынужденные прогулы, чем подпускать их к клиентам.
Нам посчастливилось найти семерых человек, которым удалось заинтересовать и привлечь каждого покупателя, обратившегося в тот день именно к ним. Возможно, вам доводилось иметь дело с профессионалом, который бы вас внимательно выслушал, дал необходимые рекомендации, убедился, что вы их поняли, быстро решил бы вашу проблему и оставил бы у вас ощущение, что вы были ему глубоко небезразличны как человек. Неужели вы не поделились бы с друзьями своим впечатлением о таком первоклассном сервисе? И кстати, вы ведь стали постоянным клиентом этой компании?
Нехватка благодарности
Менеджеры, помните, похвала – редкое явление, она ценится на вес золота. Один из опросов дал поразительный результат: 65 % американцев признались, что не получали никакой благодарности за свою работу в течение года! И нам не удалось найти ни единого человека, который пожаловался бы на то, что его перехваливают! Неудивительно, что люди не ценят свою работу. Признание и похвала необходимы каждому из нас, но мы не получаем их в той мере, которой заслуживаем, и от этого страдают в том числе и организации.
Зачастую компании ограничиваются формальными программами премирования, поскольку кому-то из боссов однажды пришла в голову мысль, что вручение премий лучшим сотрудникам по итогам месяца или квартала поднимет их боевой дух. Звучит неплохо, но что происходит со старыми добрыми выборами «сотрудника месяца»?
В первые несколько месяцев такая программа действительно работает. В любой компании найдется группа особо отличившихся сотрудников, на которых поначалу и обрушивается водопад всеобщего признания.
Но когда лучшие из лучших уже охвачены вниманием, неизбежно возникает вопрос «Кто следующий?». Посовещавшись, «верхи» выбирают очередного «счастливчика», которого специально назначенный менеджер должен будет публично поздравить и произнести несколько приличествующих случаю слов, приятных, но зачастую не очень искренних. Церемония превращается в фарс, все вымученно изображают чувство глубокого удовлетворения.
В конце концов все сотрудники независимо от заслуг перед компанией проходят процедуру восхваления. Доска почета сплошь заклеена фотографиями счастливых «сотрудников месяца». И хотя ни для кого ни секрет, что звание это абсолютно формально, догадайтесь, кто во всей компании чувствует себя глубоко обиженным? Конечно же, тот, кого эта честь настигла последним. Почему, спросите вы? Да потому что человеку обидно осознавать, что руководству понадобился год, если не больше, чтобы заметить и оценить его старания. Он чувствует себя учеником, которого на уроке физкультуры отобрали в команду последним, для ровного счета.
Безусловно, некоторые компании находят способы выразить свою благодарность за хорошую работу и сделать это таким образом, что ни у кого и мысли не возникнет о необходимости просто поставить очередную галочку в графе «работа с персоналом».
(В главе 6 мы поделимся соображениями о том, как это могла бы делать и ваша организация.)
Искреннее и обоснованное наполнение работников положительными эмоциями поднимает моральный дух любой организации. Менеджеры и рядовые сотрудники, излучающие позитивную энергию, пусть даже в небольших количествах, сразу же почувствуют отдачу. И эти преимущества совсем не затратны, а подчас и просто ничего не будут вам стоить. Все, что нужно, – лишь проявить немного смекалки и инициативы.
Глава 3