Информационное право. Предмет информационного права.

Информационное право. Предмет информационного права.

Информационное право- отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.

Предмет информационного права- информационные отношения, т.е. общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Объект правового регулирования и сфера действия ИП.

Объектом правового регулирования - отношения физических лиц, юридических лиц, органов публичной власти и иных организаций по поводу реализации своих прав и обязанностей, прав и обязательств относительно этих предметов как на стадии их создания, так и на стадии их использования в различных сферах жизни общества.

Сфера действия ИП:

Конституционное право. обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые нашли свое развитие в других законодательных актах.

Гражданское прав. большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности на информационные ресурсы в информационной сфере.

Административное прав. Необходимость государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.

Формирование правосознания в информационной сфере.

Правосознание - это важнейшее условие формирования и развития законодательства, условие обеспечения законности и правопорядка в обществе. Правосознание как знание действующих норм права, понимание значения их соблюдения является важнейшим показателем правовой культуры. В общем смысле правосознание шире представления о законе и законодательстве и в целом включает представление людей о справедливости, доверии, является основой повышения культуры законотворчества и правоприменения.

В области правотворчества правосознание той части специалистов, которые причастны к подготовке, принятию законов и иных нормативных и индивидуальных правовых актов, выполняет роль фактора правопонимания, суждения о праве как справедливом или недостаточно справедливом, обязательном или таковом, которое можно и не соблюдать.

Это источник права, характеризующий ожидания и определяющий независимую оценку действия и результата применения закона. Правосознание для граждан проявляется в качестве интуитивного понимания того, что дозволено, что запрещено, а также – в чем человек свободен в правовой среде. Но еще важнее, когда индивид разбирается в механизме применения общих правил и норм в процессе обеспечения своих собственных прав, интересов и нужд.

Процесс информатизации как раз и направлен на то, чтобы обеспечить доступ всех граждан к системе действующего законодательства, к получению информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, о судебной практике.

Виды субъектов ИП.

Субъекты информационного права – возможные участники информационных правоотношений, являющиеся в силу правовых норм носителями субъективных информационных прав и юридических обязанностей. Правовой статус субъектов определяется информационной правосубъектностью, правами и обязанностями, гарантиями осуществления таких прав.

Виды субъектов:

1. По отношению к информации: (Производители, обладатели, собственники, потребители)

  1. По общеправовому критерию: (РФ; субъекты РФ; муницип. образования; граждане и др. физические лица; общественные объединения; коммерческие организации)

РФ, субъекты РФ и муниципальные образования обладают только информационной правоспособностью, т.е. являются субъектами права, но участниками правоотношений не могут, так как обладают информационной дееспособностью органы государственной, муниципальной власти и их должностные лица.

Системы правовой информации

Системы могут классифицироваться в зависимости от различных критериев.

1. Система может быть статической и динамической. Состояние статической системы с течением времени остается неизменным, динамическая система изменяет состояние во времени. Среди динамических систем выделяют:

- Детерминированные - системы, в которых знание значений переменных в данный момент времени позволяет установить состояние системы в любой последующий или предшествующий моменты времени;

- Вероятностные (стохастические) - системы, в которых знание значений переменных в данный момент времени позволяет предсказать вероятность распределения значений переменных в последующие моменты времени.

2. По степени сложности: простые, сложные, очень сложные.

- Простая - система, не имеющая разветвленной структуры, у нее небольшое количество взаимодействующих элементов, она выполняет простейшие функции.

- Сложная - система с разветвленной структурой, значительным количеством взаимосвязанных элементов. Она выполняет более сложные функции.

- Очень сложная - система, состояние которой по каким-либо причинам (например,короткий интервал между сменой состояний) очень трудно или невозможно описать, используя обычные средства.

3. По характеру взаимодействия системы со средой: закрытые (замкнутые) и открытые (незамкнутые).В закрытых системах происходит лишь обмен энергией, т.к. вещество из них не выделяется. По 2-му закону термодинамики, всякая закрытая система в конечном счете приходит в состояние равновесия, при котором остаются неизменными все макроскопические величины и прекращаются все макроскопические процессы. В открытых системах постоянно происходит ввод и вывод энергии и вещества.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих, относительно самостоятельных элементов, объединенных выполнением некоторой общей функции, не сводимой к функциям ее компонентов. Основными свойствами системы (а практически каждый объект может рассматриваться в качестве системы) являются:

1. Целостность системы – принципиальная несводимость свойств всей системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из них свойств целого, а также зависимость каждого элемента от места внутри целого.

2. Структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, то есть способа взаимосвязи и взаимодействия элементов в данной системе; обусловленность функционирования системы свойствами структуры; наличие у структуры не только пространственных, но и временных параметров.

3. Неделимость элементов на определенном структурном уровне, относительная самостоятельность системы и ее элементов.

4. Взаимозависимость системы и среды, которая выражается в том, что система формирует и проявляет свои специфические свойства при взаимодействии со средой, являясь ведущим активным компонентом взаимодействия.

5. Иерархичность системы – возможность рассмотрения каждого элемента системы как системы, а изучаемой в конкретном случае системы – как элемента более широкой системы.

6. Множественность описания каждой системы – сложный объект допускает несколько системных представлений, каждое из которых затрагивает лишь определенный его аспект.

Психичческие вирусы

Вирусы, проникающие в сознание, вызывают сбой в работе организма, перенаправляя и распыляя энергетические потоки.

Вот схема действия психических вирусов:

адсорбция — проникновение вирусов в сознание (каждый вид вирусов характеризуется своим индивидуальным способом проникновения);

транскрипция (начало реализации вирусной информации) — трансляция (процесс перевода вирусной информации непосредственно в сознание);

репликация (умножение) — сборка вирусных частиц — выход из сознания новой популяции вирусов с целью дальнейшего распространения.

Психический вирус характеризуется особым кодом, заключенным внутри него самого. Этот код есть не что иное, как запись идеи о создании себе подобных паразитических структур. Реализовывать эту идею вне сознания человека вирус не может, для этого ему требуется заставить сознание работать на себя, постепенно подчиняя его себе.

Сознание, ноосфера и информационное поле для психических вирусов — питательная среда, необходимая для их жизнедеятельности. Контакт вирусов с сознанием часто приводит к возникновению виртуального чудовища: инфицированного сознания.

Наиболее простым способом распространения многих вирусов сознания являются непристойные шутки, слухи, сплетни. Они с ужасающей скоростью распространяются средствами массовой информации. Примитивный скабрезный юмор поощряет распространение опасной инфекции сознания, вызывая низменные эмоции. Бесчисленные пошлые истории из жизни «звезд» шоу-бизнеса и политиков, тиражируемые желтой прессой — мощное транспортное средство распространения психических вирусов. Они демонстрируют все основные свойства вируса: способность к копированию, взывание к низменным пластам сознания, размывание естественных защитных барьеров организма, противостоящих ментальной инфекции.

Более того, заложенная в такое сообщение информация постепенно воздействует не только на нравственность человека, но и на физиологические процессы.

Консциентальные войны

Мир вступил в новый этап борьбы - конкуренции форм организации сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. В результате консциентальной войны определенные типы сознаний просто должны быть уничтожены, перестать существовать, их не должно быть. А носители этих сознаний, наоборот, могут быть сохранены, если они откажутся от форм сознания - предметов разрушения и поражения. Типы сознаний - предметы поражения в консциентальной войне - должны быть вытеснены за рамки цивилизационно допустимых и приемлемых форм.

Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение и переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания.

Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения сознания в консциентальной войне:

1. Поражение нейро-мозгового субстрата, снижающее уровень функционирования сознания, может происходить на основе действия химических веществ, длительного отравления воздуха, пищи, направленных радиационных воздействий;

2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе ее дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и "живет" сознание;

3. Оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения;

4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (условно может быть обозначено как психотропное оружие);

5. Разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации.

Прежде всего этот тип воздействий по смене и преобразованию типов имиджидентификаций (глубинного отождествления с той или иной позицией, представленной конкретным образом) и аутентизаций (чувства личной подлинности) осуществляют средства массовой информации, и прежде всего, телевидение. Именно в этой области происходят сегодня все основные действия по разрушению российско-русского постсоветского сознания.

Основная цель консциентальной войны: диаспоризация российского народа, фрагментация региональных и социально-стратовых общностей на основе слома всех существующих имиджидентификаций

Конечная цель использования консциентального оружия это изымание людей из сложившихся форм мегаобщностей. Разрушение народа и превращение его в население происходит за счет того, что никто больше не хочет связывать и соотносить себя с тем полиэтносом, к которому до этого принадлежал. Разрушение сложившихся имиджиндентификаций нацелено на разрушение механизмов включения человека в естественно сложившиеся и существующие общности и замена этих эволюционно-естественно сложившихся общностей одной полностью искусственной - общностью зрителей вокруг телевизора. Неважно, как человек при этом относитесь к тому, что он видит и слышит с экрана телевизора, важно, чтобы он был постоянным телезрителем, поскольку в этом случае на него можно направленно и устойчиво воздействовать.

Консциентальное оружие может быть использовано в самых разных войнах в основной важнейшей функции. Эта основная его функция состоит в том, чтобы разложить и уничтожить народ данной страны, чтобы он перестал существовать как народ, разбившись на индивидов-граждан всего мира или на какие-то другие аморфные группы с диффузными основаниями их выделения.

Консциентальная война не может быть осуществлена в условиях обычной регулярной войны, когда требования к организации сознания являются достаточно жесткими и самоопределение людей очевидно всякому внешнему наблюдателю с точки зрения противостояния противоборствующих государств. В этих условиях консциентальная война будет помогать противнику выявлять людей с отсутствующими принципами, склонных к предательству. А вот в условиях формального мира и так называемых локальных войн консциентальная война весьма эффективна.

Интернет – торговля.

Виды интернет голосования.

Электронное голосование — термин, определяющий различные виды голосования, охватывающий как электронные средства голосования (электронная демократия), так и технические электронные средства подсчёта голосов. Разновидностью электронного голосования являются Интернет-выборы.

Технологии электронного голосования могут включать в себя перфокарты, системы оптического сканирования и специализированные терминалы для голосования. Они также могут включать передачу избирательных бюллетеней и голосов по телефону, частным компьютерным сетям или через Интернет.

Информационные войны

Информационная война – это разновидность боевых действий, в которых ключевым объектом воздействия является информация, хранящаяся или циркулирующая в управляющих, разведывательных, боевых и прочих системах противника. Концепция современной информационной войны разработана сравнительно недавно. По мнению американских специалистов, само понятие информационной войны стало возможным в результате «кибернетической революции», которая повлекла массовое внедрение во все сферы жизни различных информационных систем, основанных на применении электронных устройств. Оружием информационной войны являются устройства и методы обработки информа­ции, которые используются для широкомасштабно­го, целенаправленного, быстрого и скрытного воздей­ствия на военные и гражданские информационные системы противника с целью подрыва его экономи­ки, снижения степени боеготовности и боеспособно­сти с целью способствовать достижению окончатель­ной победы. При этом имеется в виду, что информа­ционная война может вестись как самостоятельно, то есть без применения традиционных средств и спо­собов вооруженной борьбы, так и в сочетании с дру­гими видами боевых действий.

К информационной войне относятся две большие группы мероприятий:

- воздействие на военнослужащих и мирное население противника с целью внедрения массовое сознание определенных установок (пропаганда, «психологическая война»);

-поражение информации, информационных процессов и информационно-управляющих систем противника, независимо от применяемых средств (и высокоточная ракета, и компьютерный вирус могут выступать оружием информационной войны).

В информационной войне существуют три основные цели:

- контроль информационного пространства и обеспечение защиты своей информации от вражеских действий;

-использование контроля над информационным пространством для проведения информационных атак на врага;

- повышение общей эффективности вооруженных сил путем повсеместного внедрения военных информационных функций.

В качестве составных частей информационной войны выделяют:

- психологические операции с целью воздействия на мотивацию военнослужащих противника;

-дезинформация – предоставление противнику ложной информации о наших силах и планах;

- радиоэлектронная война, заключающаяся в «ослеплении» вражеских систем радиоэлектронной разведки; физическое разрушение элементов информационных системы противника;

-информационная атака – разрушение или искажение информации без видимых повреждений носителя; защита своей информации.

Электронный нотариат.

Кодекс этики телемедецины

Телемедицинская деонтология — это профессиональная этика и комплекс моральных требований для лиц, практикующих телемедицину, принципы поведения медицинского, технического и вспомогательного персонала.

Основная сфера приложения телемедицинской деонтологии — взаимоотношения внутри системы «врач — пациент — техник — информационная система — врач».

Обзор решений в сфере этики и деонтологии телемедицины

Большинство специалистов выделяют следующие деонтологические проблемы телемедицины и медицинской информатики:

— лицензирование;

— аккредитация специалистов;

— стандартизация телемедицинских процедур;

— анонимность электронных медицинских записей;

— предупреждение служебных злоупотреблений;

— оплата телемедицинских услуг;

— отношения «врач — пациент»;

— защита прав пациента;

— безопасность;

— кодирование и цифровая подпись;

— конфликт интересов;

— документирование;

— соблюдение юридических норм, взаимодействие различных юридических систем;

— информированное согласие;

— использование телемедицинских технологий в ургентных ситуациях.

Основные деонтологические принципы медицинского Интернета:

— соответствие высочайшим профессиональным и этическим стандартам;

— предоставление достоверной и современной информации;

— приватность и конфиденциальность всей персональной информации (в том числе, обоснованность сбора и накопления любой информации о пользователе/пациенте, недопустимость распространения личной информации или передачи ее третьим лицам; если информация собирается, то поставщик медицинских услуг обязан использовать ее только так, как предполагает клиент/пациент и только с его согласия; если накопленная информация используется третьими лицами (средства массовой информации (СМИ), научные исследования, обучение и т.д.), то она должна быть строго анонимна);

— в электронном ресурсе должны быть четко указаны владельцы, редакторы и спонсоры («финансовые хозяева» ресурса, сайта);

— соблюдение авторских прав на материалы веб-сайта, ресурса;

— высокий профессионализм и квалификация владельцев и редакторов сайта;

— информация для клиентов/пациентов должна быть изложена в четкой, понятной форме, удобной для чтения;

— должна быть предусмотрена возможность подачи жалоб и комментариев от клиентов/пациентов.

На 27-й и 35-й Всемирной медицинской ассамблее было принято «Положение об использовании компьютеров в медицине», содержащее следующие рекомендации:

— принимать все возможные меры для обеспечения тайны, защищенности и конфиденциальности информации, касающейся пациентов;

— нарушением конфиденциальности не являются предоставление и передача конфиденциальной медицинской информации в целях проведения научных исследований, управленческой и финансовой проверок, оценки программ или в других подобных целях при условии, что переданная информация не раскрывает прямо или косвенно личности пациента в отчетах о таких исследованиях, проверках или оценках, а также никоим образом не нарушает конфиденциальности в отношении пациента;

— препятствовать любым попыткам принятия такого законопроекта по электронной обработке данных, который может угрожать или подрывать права пациента на защищенность и конфиденциальность;

— перед вводом информации в компьютер должна быть обеспечена надежная защита против несанкционированного использования или передачи номеров социального страхования или другой частной информации;

— медицинские банки данных ни в коем случае не должны быть связаны с другими центральными банками данных.

А в 1992 году на 44-й Всемирной медицинской ассамблее (Марбелла, Испания) было принято «Положение о медицинском обследовании, «телемедицине» и медицинской этике» [18].

ВОЗ рекомендует использовать следующие принципы в качестве ключевых элементов при создании эффективной телемедицинской сети или системы:

— перед вводом телемедицинской системы врач должен установить, что пациент или его семья компетентны и хорошо информированы; системы, доверяющие пациенту или его семье сбор и передачу данных, не будут эффективны, если пациенты не понимают значения исследований и важности проведения их; существенным является психологическая и физическая готовность пациента;

— необходимо тесное сотрудничество и доверие между пациентом и врачом, ответственным за оказание ему медицинской помощи; организации, предоставляющие телемедицинские услуги, должны уважать право пациента на выбор своего личного врача;

— для достижения гуманной, индивидуальной и качественной помощи важным является тесное сотрудничество между личным врачом пациента и персоналом «телемедицинского» центра;

— должна быть обеспечена конфиденциальность всех данных всех пациентов; должны существовать строгий контроль за доступом к данным, техническая защита и суровые правовые санкции за нарушение этого;

— для адекватности помощи существенным является контроль качества используемого оборудования и переданной информации; для безопасности пациента необходима строгая мониторинговая система калибровки и эксплуатации оборудования.

63 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
"О персональных данных"

С изменениями и дополнениями от:

22 февраля 2017 г.


1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии сзаконодательствомоб архивном деле в Российской Федерации;

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.


В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1)персональные данные- любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор- государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;


3)обработка персональных данных- любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4)автоматизированная обработка персональных данных- обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5)распространение персональных данных- действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6)предоставление персональных данных- действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7)блокирование персональных данных- временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8)уничтожение персональных данных- действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9)обезличивание персональных данных- действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10)информационная система персональных данных- совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11)трансграничная передача персональных данных- передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Информационное право. Предмет информационного права.

Информационное право- отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.

Предмет информационного права- информационные отношения, т.е. общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Наши рекомендации