Возрастные особенности зрительной и слуховой сенсорных систем
1. Что называют сенсорной системой (анализатором) и органом чувств? Какие сенсорные системы созревают раньше?
Совокупность центральных и периферических структур нервной системы, обеспечивающих восприятие раздражителей внешней и внутренней среды организма, их анализ и участие в формировании ответной реакции. Орган чувств – это периферический отдел сенсорной системы. Начинают функционировать сенсорные системы сразу после рождения, но наиболее рано – вестибулярный аппарат, позже других систем – слуховая и зрительная системы.
2. Каково значение периферического, проводникового и коркового отделов анализаторов?
Периферический отдел – рецепторы, обеспечивающие восприятие раздражителей и их первичный анализ. Проводниковый отдел обеспечивает доставку информации в виде нервного импульса в корковый отдел. Корковый отдел обеспечивает высший анализ и синтез поступившей в ЦНС информации.
3. В чем суть анализа и синтеза, происходящих в корковом отделе анализатора?
Анализ – различение раздражителей, воздействующих на организм. Синтез – создание целостного представления о предмете и явлении, формирование ответной реакции организма.
4. Каково значение внешних сенсорных систем?
Обеспечивают возможность познания внешнего мира, участвуют в формировании приспособительных реакций к окружающей среде. Развитие сенсорных систем стимулирует формирование лобной коры и ее связей с моторной корой. Развитие сложного поведения ребенка тесно связано с определенным уровнем развития сенсорных систем.
5. Как происходит взаимодействие сенсорных систем?
При возбуждении одной сенсорной системы изменяется возбудимость другой, что сопровождается изменением степени выраженности ощущений. Например, шум ухудшает зрительное восприятие, снижает внимание, запоминание, речевые функции и др.
6. Что понимают под адаптацией, инерционностью и возбудимостью сенсорной системы ребенка?
Адаптация – первое важное свойство сенсорной системы. Сенсорная система способна приспосабливаться к действию постоянного по силе раздражителя. Адаптация выражена во всех отделах сенсорной системы, но наиболее характерна для рецепторов. Инерционность – это относительно медленное возникновение ощущения после включения раздражителя и медленное исчезновение его после выключения раздражителя. Например, ребенок ощущает боль после прекращения действия раздражителя и еще долго реагирует плачем. Возбудимость сенсорной системы связана с возбуждением рецепторов, которые преобразуют раздражение в нервный импульс, передающийся по нервному волокну, играющему роль проводника информации.
7. Дайте краткую структурно-функциональную характеристику органа зрения (глаза) как периферического отдела сенсорной системы.
Орган зрения включает три отдела: 1. Глазное яблоко, содержащее светопреломляющий (роговица, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело), светорегулирующий (зрачок) и световоспринимающий (сетчатка) аппараты. 2. Защитные приспособления (веки, ресницы, слезный аппарат). 3. Двигательный аппарат (глазные мышцы).
8. Что является периферическим отделом зрительного анализатора? Каковы возрастные особенности его развития?
Периферический отдел зрительного анализатора – фоторецепторы сетчатки глаза – палочки и колбочки. К моменту рождения зрелыми являются только палочки и поэтому изображения черно-белые. Колбочки начинают функционировать к 3 мес. К 6 мес. ребенок воспринимает многие цвета.Отростки ганглиозных нейронов сетчатки образуют зрительный нерв.
9. Какие процессы происходят в фоторецепторах?
Зрительные пигменты на свету расщепляются, а в темноте вновь синтезируются.Расщепление родопсина происходит в палочках, а йодопсина – в колбочках.
1. Если у ребенка в организме авитаминоз или гиповитаминоз А, то как это отразится на его зрении? Какой слой сетчатки глаза служит депо витамина А?
Снижается ресинтез родопсина в палочках и ухудшается сумеречное зрение. Пигментный слой сетчатки, поглощающий свет, препятствующий его отражению и рассеиванию, – депо витамина А.
2. Как изменяется состояние цилиарных мышц, цинновых связок и хрусталика при аккомодации (рассмотрении разноудаленных предметов)?
При рассмотрении близко расположенных предметов цилиарные мышцы сокращаются, натяжение связок уменьшается и хрусталик становится более выпуклым. При рассмотрении далеко расположенных предметов, наоборот, мышцы расслабляются, натяжение связок увеличивается и выпуклость хрусталика уменьшается.
3. Перечислите аномалии рефракции глаз у школьников.
Миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм.
Миопия – фокус находится перед сетчаткой глаза вследствие увеличения продольной оси глаза или увеличения преломляющей способности хрусталика. Гиперметропия – фокус находится за сетчаткой глаза вследствие короткой продольной оси глаза. Астигматизм – фокус в одном месте может попадать на сетчатку, в другом – находиться перед ней или за ней, вследствие различной кривизны роговицы на разных ее участках.
4. Как часто у новорожденных встречается гиперметропия (даль нозоркость), какова ее причина и к какому возрасту устанавливается эмметропическая рефракция?
У 90 % новорожденных имеет место гиперметропия; причина –шарообразная форма глазного яблока, а следовательно, укорочение продольной оси глаза. Дальнозоркость проходит к 8 годам. При увеличении продольной оси глаза дальнозоркость у ребенка переходит в близорукость.
5. У какой части детей дошкольного и школьного возраста развивается миопия. Какова главная причина и факторы развития миопии у детей?
Миопия различных степеней развивается у 30–40 % детей. Причина – наследственно обусловленная вытянутая форма глазного яблока и увеличение продольной оси глаза. Факторы развития миопии следующие:длительное чтение в положении сидя с большим наклоном головы при расположении книги ближе 30 см от глаз (наклон головы ведет к увеличению кровенаполнения глаза и, следовательно, увеличению внутриглазного давления, которое вызывает у растущего организма удлинение глазного яблока и увеличение продольной оси глаза); недостаточная освещенность; продолжительное рассматривание мелких и близких предметов (чтение и др.) приводящее к сокращению цилиарных мышц.
6. Почему не рекомендуется читать лежа?
Нарушается соблюдение необходимого расстояния от глаз до книги (30 см), сдавливается грудная клетка, нарушается кровообращение мозга.
7. Укажите остроту зрения у детей в возрасте 6 месяцев, 1 года и 6–7 лет.
Острота зрения в 6 мес – 0,1; в 1 год – 0,2 и 6–0,8; в 7 лет – 0,9 –1,0.
8. Какова особенность аккомодации у детей? Когда ребенок различает цвета и выбирает игрушки по цвету? Когда он различает все цвета и правильно их называет?
Объем аккомодации у детей больше, чем у взрослых вследствие большей эластичности хрусталика. В возрасте 3 лет ребенок различает цвета и выбирает игрушки по цвету. Различает все цвета и правильно их называет в возрасте 3–4 лет.
9. Как определяют остроту зрения?
С помощью таблицы Головина с буквами или рисунками, величина которых уменьшается сверху вниз. Они составляют от 10 до 12 рядов. Исключение каждой следующей строчки при переходе снизу вверх свидетельствует о снижении остроты зрения на 0,1. Остроту зрения также рассчитывают по формуле: V= d/D , где V – острота зрения, d – максимальное расстояние до таблицы, с которого исследуемый может прочесть данную строчку. D– максимальное расстояние, с которого он должен видеть данную строчку – 5 м.
10. Что является периферическим отделом системы слуха, охарактеризуйте слуховые рецепторы?
Волосковые клетки кортиева органа (спиральный орган,расположенный в улитке), представляющие собой слуховые механорецепторы.
11. Каково значение барабанной полости и наличия в ней воздуха?
Слуховые косточки, расположенные в барабанной полости, передают звуковые колебания во внутреннее ухо, к кортиеву органу, а содержащийся в ней воздух при сжатии обеспечивает колебания барабанной перепонки.
12. Назовите два различных в функциональном отношении отдела внутреннего уха.К какому возрасту происходит полная миелинизация слухового нерва?
Улитка, где располагаются слуховые рецепторы и вестибулярный аппарат, состоящий из преддверия и полукружных каналов.Миелинизация слухового нерва происходит к 12 мес жизни ребенка.
22. Опишите последовательность событий, приводящих к возбуждению волосковых клеток кортиева органа (слуховых рецепторов).
Барабанная перепонка посредством слуховых косточек передает звуковые колебания во внутреннее ухо. Далее они передаются на перилимфу улитки, а затем на ее эндолимфу, что вызывает колебания основной мембраны; при этом волосковые клетки касаются покровной мембраны, деформируются и возбуждаются, возникает нервный импульс.
23.В каком возрасте ребенок различает и правильно называет такие цвета, как розовый, салатовый, абрикосовый, бежевый и др., может выбрать игрушку по названному цвету?
С 3–4 лет.
24. Охарактеризуйте особенности деятельности зрительной сенсорной системы у подростка.
К 12–14 годам сенсорные системы достигают высокой степени зрелости. К началу подросткового периода окончательно созревает периферический отдел зрительной сенсорной системы. Совершенствуются функции зрительной коры и связи зрительных центров с высшими центрами организации целенаправленного поведения – ассоциативными зонами лобной коры. Все это обусловливает максимальную остроту зрения в подростковом периоде. Расширяется поле зрения, улучшается пространственное (бинокулярное) зрение, недостаточно развитое у детей.
25. Каковы особенности деятельности слуховой сенсорной системы у подростка?
К 12–14 годам повышается острота слуха, то есть порог чувствительности к воспринимаемым звукам, что позволяет хорошо дифференцировать звуковые раздражители, особенно в речевом диапазоне от 1000 до 4000 Гц. Увеличивается скорость и точность восприятия речи. Этого не могут младшие школьники. Развивается и музыкальный слух в этом возрасте. Значительно улучшается пространственная ориентация при восприятии звуков. Однако функциональные возможности слуховой системы снижаются при восприятии громких звуков.Дошкольники, в отличие от подростков, не способны определять точную локализацию источника звука в пространстве и быстро ориентироваться с помощью звуковых сигналов в нем. Эти акустические навыки развиваются постепенно и достигают уровня взрослого в подростковом возрасте.
26.Каково значение слуховой сенсорной системы для развития речи и мышления ребенка?
Орган слуха новорожденного уже способен воспринимать речевые сигналы. Под влиянием речевых раздражителей осуществляется процесс созревания слуховой коры, ее первичных (сенсорных) и вторичных (ассоциативных теменно-височных) областей.Созревание ассоциативных зон слуховой коры имеет большое значение для формирования речи. Мягкая мелодичная музыка и спокойная речь родителей благоприятно влияют на становление слуха и нормальное развитие речи ребенка.При восприятии ребенком громких звуков нарушается акустическая чувствительность, что приводит к нарушениям речи. Созревание ассоциативных зон слуховой корыспособствует развитию мышления и ориентировочно-исследовательского поведения ребенка.
27. Назовите отличительные особенности деятельности вестибулярной системы у подростка.
Вестибулярный аппарат окончательно формируется позже слуховой и зрительной системы, только к 15–16 годам. Поэтому до этого периода характерны недостаточная способность к сохранению равновесия, проявления укачивания (симптомы укачивания нередко встречаются среди подростков).
28. Охарактеризуйте особенности профилактики нарушений слуха у ребенка
Необходимо контролировать интенсивность и качество звука в среде, окружающей ребенка. Сила звука не должна превышать 50 Дб. Это важно не только для развития слуховой сенсорной системы, но и для состояния ЦНС. Для детей вредны сильные звуки, вызывающие у ребенка отрицательные эмоции, нервное расстройство. Ребенок станет капризничать, плохо засыпать, проявлять возбуждение. В этой связи необходимо снизить интенсивность звуковых раздражителей в школе и дома. Вместе с тем вредны для развития и формирования речевой функции ребенка и слишком слабые звуковые раздражители или их отсутствие. Возможны даже негативные последствия, если ребенок в первые годы жизнине слышит, или редко слышит речь взрослых. Отсутствие акустических раздражителей затормаживает созревание сенсорного и моторного речевых центров коры.Основные гигиенические рекомендации родителям для сохранения слуха детей также включают гигиену наружного уха и лечение воспалительных процессов, лечение инфекций.
29. Охарактеризуйте основы профилактики нарушений зрения у школьников
Освещенность рабочих мест должна составлять 400–500 лк. При этом окна должны быть чистыми и не закрытыми шторами, стены окрашенными в светлые тона. Шторы используются только как солнцезащитное приспособление при ярком солнечном свете. Столы и парты подбираются по росту школьников так, чтобы при прямой спине ребенка расстояние от глаз до учебника составляло 30 см. Свет на стол для занятий должен падать слева. Запрещается детям читать лежа, или в движущемся транспорте, а также, сидя в кресле, на диване и т. д. Слишком яркий свет вызывает нарушение процессов темновой адаптации и перевозбуждение нервной системы. Настольная лампа должна быть мощностью 60 вт. Вредно для психического развития длительное пребывание ребенка при низкой освещенности (в полумраке).
Зрительный анализатор служит в основном для дистантного восприятия и режиму его деятельности наиболее адекватно дальнее зрение. Вместе с тем занятия в школе проводятся в условиях закрытых помещений, то есть в условиях ближнего зрения, когда глаза ребенка постоянно напряжены при письме и чтении. Такой режим зрения характерен как для дошкольного, так и школьного периодов обучения. Однако на уроке следуетчаще переводить процесс обучения из режима ближнего зрения в режим дальнего, поскольку дальний режим наиболее важен для развития зрительного анализатора. Для этого буквы, слова, слоги, цифры, иллюстрации выносят на максимальную для зрительного восприятия дистанцию – 3–5 м. При этом высота букв должна быть не менее 3,5 см. Для сохранения зрения рекомендуется вынесение некоторых уроков (человек и мир, природоведение, физическая культура, музыка, трудовое обучение, чтение и др.) из закрытых помещений в условия открытой местности, где возможно наблюдение объектов природной среды. Аналогично, и в старшей школе, преподавание устных дисциплин можно проводить в режиме дальнего зрения, используя соответствующие методики и виды деятельности. Не рекомендуется на уроках географии, истории, биологии перегружать учеников письменной формой работы.
30. Как можно определить должное рабочее место ребенка в классе с помощью изучения особенностей зрительной функции?
Важно правильно выбрать зрительную рабочую дистанцию для каждого ученика в классе индивидуально. Ребенок отходит от доски на расстояние, пока контуры букв четко видны. Это и есть его рабочее место.