Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы
1. В какие сроки внутриутробного развития начинается и заканчивается формирование сердечно-сосудистой системы? Начинается на 3-ей неделе, заканчивается на 3-ем месяце.
2. Как может повлиять на систему кровообращения действие вредных факторов на плод в этот период?
Возможно развитие врожденных пороков сердца (открытое овальное окно и не зарастание артериального протока)
3. Когда начинает функционировать проводящая система сердца? Как это проявляется?
В эмбриональном периоде, на 22 – 23-й день, еще до появления иннервации сердца. Появляются слабые и неритмичные сокращения сердца – 15-35 уд/мин.
4. Назовите две основные особенности сердечно-сосудистой системы до рождения. С чем они связаны?
Кровь попадает в аорту через Боталлов проток и овальное окно. Малый круг кровообращения не функционирует из-за отсутствия легочного дыхания и связанного с этим спазма легочных сосудов.
5. Как изменяютсямасса сердца, толщина его стенокв онтогенезе?
У новорожденного сердце относительно большое – 0,8 % от массы тела, – около 24 г, а у взрослого 0,4% от массы тела. У ребенка правый и левый желудочки по массе примерно равны, имеют одинаковую толщину стенок – 5 мм. Оба предсердия большие, толщина их стенок – 2 мм. С возрастом увеличивается масса сердца: к 8 мес его вес удваивается, к 2 годам утраивается, к 6 годам увеличивается в 11 раз. Интенсивно растет левый желудочек, и к 14 годам толщина его стенки составляет 10 мм, тогда как правого – 6 мм. Параллельно происходит дифференцировка мышечных волокон, образующих сердечную мышцу.
6. Какие основные изменения и почему происходят в сердечно-сосудистой системе через несколько часов после рождения ребенка?
Происходит закрытие овального окна клапанной заслонкой и спазм Боталлова протока, в результате кровь движется через малый и большой круги кровообращения. Это обусловлено тем, что включаются в работу легкие и начинает функционировать малый круг кровообращения.
7. Каковы особенности расположения сердца в грудной клетке, соотношения массы правого и левого желудочков, ширины аорты и легочной артерии у новорожденного? Как изменяются эти особенности сердца в дошкольном и школьном возрасте?
Поперечное положение сердца в грудной клетке; массы правого и левого желудочков примерно равны; легочная артерия шире аорты. С возрастом появляется вертикальное положение электрической оси сердца, масса левого желудочка больше массы правого.Магистральные сосуды значительно шире других сосудов, причем до 10 –12 лет легочный ствол шире аорты, затем просветы их становятся одинаковыми, а после полового созревания диаметр аорты больше, чем диаметр легочной артерии.
8.В какие сроки после рождения ребенка зарастают артериальный (боталлов) проток и овальное окно?
Заращение артериального протока – к 3 – 4 месяцам жизни (у 1% детей – к концу 1 года). Заращение овального окна – в возрасте 5 – 7 месяцев.
9.В какие возрастные периоды наблюдается наиболее интенсивный рост сердца?
В период внутриутробного развития, грудного возраста и в период полового созревания.
10.Увеличение массы какого отдела сердца преобладает в процессе его роста у ребенка?К какому возрасту сердце ребенка приобретает основные структурные параметры сердца взрослого человека?
Увеличивается масса левого желудочка. Это можно объяснить тем, что у плода нагрузки на левый и правый желудочки примерно равны, а в постнатальном периоде нагрузка на левый желудочек значительно превосходит нагрузку на правый желудочек. К 7 годам сердце ребенка приобретает основные структурные параметры сердца взрослого.
11. Как изменяется частота сердечных сокращений (ЧСС) у детей различных возрастных групп?
С возрастом ЧСС (пульс) постепенно уменьшается. У детей всех возрастов пульс более частый, чем у взрослых. Это объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы в связи с меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. У новорожденного ЧСС значительно выше – 140 ударов/мин. Частота сердечных сокращений с возрастом постепенно уменьшается, особенно в первые пять лет жизни: у старших дошкольников (6 лет) она составляет 100–105, а у младших школьников (8–10 лет) – 80–90 ударов/мин. К 16 годам ЧСС приближается к величине взрослого– 60–80 ударов в 1 мин. Волнение, повышение температуры тела вызывают у детей учащение пульса.
12. Чему равна частота сердечных сокращений в возрасте 1 года и 7 лет?
В 1 год 120, в 7 лет 85 уд/мин.
13. Как изменяетсясистолический объемкрови с возрастом?
Количество крови, выбрасываемое желудочком за одно сокращение, называют ударным, или систолическим объемом (СОК). С возрастом этот показатель увеличивается. Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем новорожденного при одном сокращении – всего 2,5 мл; к первому году оно увеличивается в 4 раза, к 7 годам — в 9 раз, а к 12 годам — в 16,4 раза. Левый и правый желудочки в состоянии покоя выталкивают у взрослого по 60– 80 мл крови.
14. Чему равен минутный объем крови у новорожденного ребенка, в возрасте 1 года, 10 лет и у взрослого?
0, 5 л; 1, 3 л; 3, 5 л; 5л соответственно.
16.Сравните величины относительного минутного объема крови (мл/кг) у новорожденного и у взрослого.
Относительный минутный объем – 150 мл/кг массы тела у новорожденного и 70 мл/кг массы тела у взрослого, соответственно. Это связано с более интенсивным обменом веществ в организме ребенка по сравнению со взрослыми.
15. Каковы особенности развития сердечно-сосудистой системы в подростковом периоде?
В подростковом периоде имеет место незрелая система кровотока. Отмечается скачок развития сердца: объем его камер ежегодно увеличивается на 25 %, усиливается сократительная функция миокарда, а росткрупных (магистральных) сосудов отстает от увеличения емкости камер сердца, что проявляется функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы (функциональные шумы в сердце). В большинстве случаев эти нарушения проходят. Интенсивно растущее сердце проталкивает большой объем крови по узким кровеносным сосудам, что приводит к повышению артериального давления. В этот период требуется дозирование физических нагрузок. Подросткам необходимо заниматься физической культурой, чередовать учебные нагрузки с отдыхом на свежем воздухе, избегать физических и психоэмоциональных перегрузок.