Измененные состояния «Я-самосознания» в период клинической смерти.

Мои ощущения в состоянии клинической смерти, как личное переживание, не являются оторванными от реальности. Я знаю, что все было именно так, и убежден в своем повторном возвращении в новую жизнь после смерти через описанное выше состояние сознания. Вопрос в том, совпадают ли мои переживания с переживаниями других лиц, познакомившихся со смертью? После встреч с такими людьми, изучения множества их публикаций и ознакомления с состоянием танатологической науки я пришел к выводу, что пережитое мною не является каким-то специфически персонифицированным переживанием. Это лишь один из нескольких тысяч исследованных к сегодняшнему времени случаев. Я думаю, что в исследованиях смерти мы идем по правильному пути.

Мои ощущения — это переживания моего «Я», находящегося выше человеческого сознания. После остановки сердца «Я-самосознание» начинает покидать тело и встречается со многими нематериальными сущностями, ранее являвшимися составными частями бывших людей. Остается только материальная оболочка, превращающаяся в труп, так как течение энергии прекращается, она начинает медленно покидать умирающие клетки (советую почитать «Тибетскую книгу смерти»). Человек перестает быть человеком. Но покинувшее тело «Я» продолжает удерживать в себе психические, душевно осознанные и интуитивные структуры.

Это значит, что мы имеем дело с чувствующей, оснащенной эмоциями, думающей, свободно изъявляющей волю и принимающей решения, претендующей на трансцендентальность* бестелесной сущностью.

Эти превращения можно сравнить с проходом сквозь ворота, спуском в долину, подъемом на гору, пересечением водного пространства или преодолением различных сложностей в разных религиозных и философских концепциях старых и новых времен.

Уже во время выздоровления я описал этапы, фазы этих превращений, дал их характеристики, которые, как я понял позже, потрясающе точно соответствовали различным представлениям о смерти у народов Тибета, Египта, индейцев майя и некоторым современным публикациям.

Понимание испытанных мною ощущений я сформулировал в виде 12 ступеней, или пережитых в ходе перемодуляции моего «Я» феноменов.

1. Выход. Тоннель, преодоление узости в тоннеле, или проход сквозь какую-то черную трубу; страх где-нибудь застрять; неуверенное стремление к свету.

2. Проход. Появление бокового света. Проявление сознания:

«Я пережил кризис — я ощутил счастье, чувство радости». Сознание все яснее, прозрачнее, шире, острее, не обременено материальной сферой. Любопытство: «Что еще будет?»

3. Осознание смерти. «Я изошел, у меня нет больше тела — я умер». Естественное осознание само собой разумеющегося факта, без страха, без эмоций.

4. Чувство освобождения, понимание отсутствия боли, облегчение, ощущение приятности — чувство счастья. Все вибрирует. Восприятие гармоничности цветов, форм, тонов.

5. Наблюдение собственной смерти: «Что случилось с отделенным телом?» Ощущение окружения, осознания зримости и слышимости без органов чувств, «чтение» мыслей людей, присутствующих на месте происшествия.

6. Полное отсутствие земных интересов: отделение от прошлого

* Трансцендентальный (от лат. transcendo — выхожу за пределы) — 1) в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое); 2) в философии Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные.

тела и земных проблем. Материальная движимость и недвижимость, любимые лица, земные мысли и планы — все осознается отдельно.

7. Переживание интенсивного света: ощущение встречи с Богом. Стремление к исполнению единственного желания: войти в этот свет, вернуться к Богу, соединиться с ним, растворить в нем свое «Я». Чувство счастья.

8. Шок: «Стоп — ты не можешь войти в свет, потому что еще недостаточно зрел и чист». Глубокое разочарование. Необходимость отчитываться за прожитую жизнь.

9. «Фильм» о моей жизни, ее оценка. «Фильм» включает в себя все мои земные мысли. Оценка эпизодов жизни происходит в соответствии с общими космическими законами гармоничной любви. Огромная неожиданность: самопознание. Все сразу становится ясным.

10. Следствие переживаний: с одной стороны, радость от «сдачи экзамена», а с другой стороны — муки сожаления о совершенных ошибках. Переживание состояний «неба» и «преисподней» одновременно.

11. Раскаяние и прощение. Глубокое чувство раскаяния за совершенные ошибки; никаких слов, никаких оправданий. Нет ощущения наказания или изгнания. С благодарностью воспринимается возможность новой инкарнации.

12. «Личное посвящение»: требование соблюдения космических законов, понимание причин «нерешения» проблем, взгляд на прошлую жизнь и на предстоящие испытания.

Резюме

A. Полное очищение посредством раскаяния и прощения удалось; можно продолжать движение к свету. Освобождение из-под колеса чистой карнации.

Б. Цель очищения достигнута только частично: требуется продолжение очистки (путь в прежнее тело). Задачи, карма и режиссура новой жизни будут определены.

Фазы трансфигураций моего «Я-самосознания» являются для меня реальностью, но понимание процесса преобразований требует обращения к трансцендентальности мысленной модели.

Например:

· при медитативной подготовке к собственной смерти; при психологической терапии, направленной на преодоление страха перед смертью;

· при обучении персонала, обслуживающего смертельно больных;

· при углубленных психологических исследованиях; для развития положительной жизненной философии;

· при обучении врачей, практикующих целителей, духовников;

· при разработке различных жизненных рекомендаций и так далее.

На проводимых мною семинарах по вопросам школы жизни или в инструкциях по обслуживанию и сопровождению умирающих эти 12 фаз берутся за основу. Как уже говорилось, фаза, связанная с процессом принятия решения, не относится к переживанию смерти, а указывает на посмертное состояние, которое познается между двумя жизнями.

Некоторые люди, пережившие клиническую смерть, утверждают, что они не видели «фильм» о жизни, но это объясняется только тем, что после исхода их «Я» сразу же возвратилось в тело. Однако ощущение отделения от тела пережито ими достаточно глубоко, чтобы мотивировать дальнейшее развитие, трудную работу по самосовершенствованию.

Изучение опыта других показало, что «отчеты» некоторых людей отражали не все 12 состояний. Но в личных беседах мы приходили к выводу, что все включенное мной в эти фазы с большой долей вероятности могло иметь место. А то, что эти ощущения отсутствовали в их сообщениях, объяснялось тем, что либо они не запомнились, либо их не смогли сформулировать. Возвратившиеся к жизни пациенты всегда сталкивались с трудностями при восстановлении пережитого, формулировке и выражении происшедшего с помощью слов.

Знание различных состояний самосознания, по моему мнению, очень важно в вопросе подготовки человека к собственной смерти. В результате познания 12 стадий процесса умирания смерть перестает быть чужой, она не вызывает в людях панического страха, что очень облегчает переход из одной жизни в другую. Знание растворяет страх перед незнанием. Готовя себя к смерти, человек сделает большой шаг в развитии своего «Я».

Глава 8

Наши рекомендации