Практикум «Цели воспитания».

Цель: формирования навыка помощи родителям в определении целей воспитания.

Ход.

Участникам предлагается перечислить возможные цели, которые ставят приемные родители в воспитании приемного ребенка.

Обсуждение. Ведущий обращает внимание специалистов на то, что приемные родители могут ставить разные цели. Каждый родитель может одновременно ставить несколько взаимоисключающих целей. Все хотят, чтобы приемный ребенок стал порядочным, самостоятельным и успешным.

Деловая игра «Стратегии успеха».

Цель: обсудить с участниками стратегии достижения поставленных целей, необходимые условия успешного воспитания, действия родителей, необходимые для достижения поставленных целей.

Ход.

Каждый участник предлагает свой вариант, как достигнуть поставленной цели. Составляется стратегия успеха для каждой заявленной цели.

Обсуждение. В игре обнаруживается, что у участников разные мнения относительно того, как достигнуть поставленной цели, с другой стороны, одним и тем же средством можно достигнуть разных целей. Упражнение учит участников поиску вариантов действий для решения проблемы, навыку консультирования родителей по проблемам воспитания.

Памятка «Каким родителем вы хотите быть для ребенка?»

· Ребенку необходима безусловная любовь родителя – любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.

· Ребенок должен чувствовать, что родители его уважают, принимают таким, какой он есть, доверяют ему.

· Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться родителей.

· Лучше в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу принятия решений, нежели требовать от него слепого подчинения.

· Лучше использовать поощрения, чем наказания.

· Необходимо с понимаем относиться к тому, что происходит с ребенком, не делать критических замечаний.

Психодинамическая игра «Сопротивление давлению».

Цель: показать участникам, как ребенок сопротивляется давлению авторитета родителей, формирование навыка повышения мотивации отказа родителей от давления на ребенка в процессе воспитания.

Ход.

Один участник - «ребенок» встает в позу «собаки» (на четвереньки). 3-4 других участника – «родители», «тети и дяди», «бабушки и дедушки» кладут ему ладони на спину. Задача участника – «ребенка» встать в полный рост. Группа давит ладонями на его спину, не позволяя подняться.

Обсуждение.

Какие чувства испытывали участники в ходе выполнения упражнения. В ситуации давления ребенку трудно выразить свое мнение, проявить инициативу и самостоятельность. Окружающие могут подчинить его и управлять им (манипулировать).

Все это отлично от целей воспитания, которые ставят большинство родителей. Родителям необходимо отказаться от давления как способа воспитания.

Практикум «Архитектор и строитель».

Цель: дать участникам возможность испытать на себе опыт взаимодействия в паре «родитель-ребенок».

Ход.

Участники работают в паре. Архитектор – родитель. Строитель – ребенок. Один из участников готовит рисунок, сочетающий 4 геометрические формы разных размеров, не показывая его партнеру. Затем участники пары садятся спиной друг к другу. Задача первого объяснить второму, что он нарисовал. Задача второго – повторить рисунок.

Обсуждение.

Какие трудности возникали в ходе выполнения упражнения? Какие эмоции испытывали участники? Какие ошибки в организации взаимодействия были допущены участниками?

Памятка «Приемы и методы семейного воспитания».

Практикум «Маленькие кирпичики большой стены».

Цель: формирования навыка поэтапного планирования и отслеживания результатов воспитательного процесса.

Ход.

Участникам предлагается выбрать одну из целей воспитания, названную в начале занятия, определить, какая конкретная задача стоит перед родителем и составить план для родителя, включающий мероприятия, сроки и ожидаемые результаты.

Обсуждение. Родители ставят перед собой перспективные цели и не всегда имеют представление о действиях и сроках их достижения. Структурирование процесса воспитания дает возможность родителям оценить результативность своих действия на каждом этапе, а не в отдаленной перспективе, дает возможность заметить положительную динамику в развитии отношений.

Подведение итогов занятия.

Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.

Вывод. Воспитание приемного ребенка отличается от воспитания собственных детей. Приемным родителям могут потребоваться дополнительные знания и навыки. Кандидатам в приемные родители необходимо пройти предварительную подготовку и систематически обращаться за консультацией к специалистам.

Занятие 7.

Наши рекомендации