И языки умолкнут, и знание упразднится»

(1 Кор. 13, 4-8)

Какая высокая поэзия, и какая правда жизни заложены в этих строках! Закладывает ли современное общество в своих сынов и дочерей что-нибудь похожее? Увы, вместо любви пропагандируется секс, а по-русски — разврат.

Но на нем не построишь семью. И вот, по данным Гос­комстата в 2005 году на 1066,4 тыс. браков зарегистриро­вано 604,9 тыс. разводов [56]. Это зарегистрировано, а на деле из 1000 вновь созданных семей в 900 нарушены или прекращены супружеские отношения.

Почему? Да потому, что любви-то нет и не было! Ведь любовь, она милосердствует, не гордится, всего надеется и все переносит. А спросим сами себя: давно ли мы прояв­ляли милосердие? Многие не ответят, что это такое.

Вот и рождается у нас 30% детей вне брака. Вот и ски­таются по стране бездомные дети, а в детских домах толь­ко три человека из ста — сироты, а у остальных родители живы, но лишены родительских прав.

Да и может ли быть в почете семья в стране, где на каж­дом углу продаются эротические журналы, газеты полны предложениями самых сомнительных услуг, а по телевиде­нию 24 часа в сутки пропагандируется насилие и разврат? Мало того, и ТВ, и вездесущая реклама те же 24 часа в сутки пропагандируют «сладкую жизнь» в окружении алко­голя, табака и самых последних и расчудесных технических новинок, не говоря уже об отдыхе в экзотических странах. При этом нигде и никогда не говорится, что отдыхать возможно лишь когда устанешь, а для этого надо потрудиться. Не украсть, не ограбить, не продать свое тело или душу, а именно произвести, создать нечто, чем можно было бы гордиться.

К сожалению, произошедшие под влиянием пропаган­ды изменения в сознании людей поставили на первое ме­сто в человеческих ценностях деньги, причем деньги лю­бой ценой.

Но большинству людей деньги, как не хотят они этого, счастья не приносят. От семейного счастья люди отказы­ваются сами, а счастье общения с Богом им неизвестно или становится недоступно.

И здесь величайший обманщик дьявол предлагает людям для заполнения их внутренней пустоты «универсальное удовольствие» — алкоголь. Однако заполнить пустоту, ре­шить жизненные вопросы может только творчество. Алко­голь лишь заслоняет собой существующие проблемы и в итоге усложняет жизнь.

Проходит короткое время, и вот уже человеку, попавше­му в зависимость от этого наркотика, жизнь представляет­ся в виде образа непосильного бремени.Однако творческий потенциал Господь у человека не изымает.

Милосердие Божие не признает фатальный исход. Ми­лосердие Божие одарило человека свободой воли. И эту волю человек может употребить на покаяние, а может и на дальнейшую погибель. И еще - милосердие Божие столь же велико, как и Его терпение.

Представьте себе, что бы было, если бы Бог с неизбеж­ностью карал нас за совершаемые поступки. Наверное, род людской прекратился бы, не начавшись. Но нет, Господь не наказывает человека. Человек, строго говоря, удаляясь от Создателя, нарушая Его законы бытия, наказывает себя сам.Возможность же покаяния Господь оставляет человеку до самого смертного часа. Вспомните двух распятых с Хри­стом разбойников, возможность покаяться была у них у обоих. Покаялся только один из них.

В любом случае, дорогие соратники, Господь, упразд­нивший Своим Воскресением смерть и даровавший нам надежду на Жизнь Вечную, тем самым упразднил и фаталь­ность любых событий в нашей жизни.

Господь всегда дает нам надежду, а вот будет ли она реа­лизована, зависит от наших усилий, как физических, так и мо­литвенных.

Иеще в этой главе мне хотелось бы сказать об одном че­ловеческом свойстве, присущем всему роду людскому. Че­ловек может прекрасно знать, «что такое хорошо и что та­кое плохо», более того, может даже очень сильно желать хорошего, а поступать все равно не лучшим образом.

В 1969 году Владимир Высоцкий написал:

И вкусы, и запросы мои — странны, —

Я экзотичен, мягко говоря:

Могу одновременно грызть стаканы —

И Шиллера читать без словаря.

Во мне два Я — два полюса планеты,

Два разных человека, два врага:

Когда один стремится на балеты —

Другой стремится прямо на бега.

За девятнадцать веков до него в Послании к римлянам апостол Павел, сокрушаясь над своим вторым «я», имел му­жество сказать еще определеннее:«Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, ко­торого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в зако­не Божием; но в членах моих вижу иной закон, противо­борствующий закону ума моего и делающий меня пленни­ком закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 18-19, 22-23).

Как видим, апостол Павел тоже как бы разделяет себя на два «я» — тело и душу. И по этому поводу святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Павел показал разум­ность души, находящей удовольствие в законе Божием, ее превосходство в этом над телом» [57]. Будем же, дорогие соратники, молить Господа, чтобы Он дал нам время и силы научиться властвовать душой над телом, дал возможность преодолеть греховную алкогольно-табачную зависимость.

Кругом сплошная ложь и фальшь, и дикость,

И люди пьют, добро в себе губя.

Ну, а причина в чем, скажи на милость;

Причина в том, что не нашли себя?

Не столько не нашли, сколь потеряли,

Мелькнувший при рожденьи свет.

Любовь к Отцу, как слиток разменяли

На горсть незначащих монет.

Но если не иссякло жизни время

Наполнить светом горницу души,

Потрачу я на масло и лампаду

Все без остатка медные гроши.

Выдающийся русский философ Николай Бердяев (1874— 1948) как-то в минуту раздражения, заметил, что «для рус­ского человека характерно качание между святостью и свин­ством». Простим Николаю Александровичу излишнюю ка­тегоричность, сфокусировав внимание на следующем.

Диапазон человеческих интересов, действительно, чрез­вычайно велик. Но мотивация поведения, в том числе на­правленная на удовлетворение интереса, зависит, прежде всего, от соотношения духовных и физиологических по­требностей.

Человек, живущий духовной жизнью, соотносит свои поступки с духовными принципами, контролирующими физиологическую мотивацию. При этом духовная жизнь предполагает наличие духовной воли.

Люди, живущие плотской жизнью, руководствуются фи­зиологическими потребностями, и духовная мотивация у них минимальна. Милосердие, чувство долга, чувство пре­красного может быть им даже незнакомо. Что же касается духовной воли, то при поступлении в организм дьявольского зелья — алкоголя, она ослабевает, и начинается указанное Бердяевым качание, неизбежно приводящее к свиному корыту.

Думаю, что именно это качание заметно в стихах В. Вы­соцкого. Думаю также, что к печальному концу поэта при­вела именно непосильная для человека амплитуда этого ка­чания. Невозможно качаться между Богом и сатаной. В жизни есть только два пути: к Богу и от Бога.

Лично вам в какую сторону?

Поразмышляв обо всем здесь сказанном, запишем пятые выводы:

1. Вино губит здоровье людей, умственные способности, благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство (Л. Н. Толстой).

2. Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не только для того, чтобы он видел, что неразумно живет (В. Г. Белинский).

3. Учителя открывают дверь. Входишь ты сам (китайская пословица).


Наши рекомендации