Легко ввести, да трудно вывести
Один способ трезвения есть: смотреть неотступно за мечтаниями, ибо грешными мечтаниями сатана прельщает ум.
Преподобный Исихий Иерусалимский (f 432)
Ни для кого не секрет, что алкоголь дает иллюзию снижения остроты стоящих перед человеком проблем, иллюзию смягчения напряженности, и это становится одной из причин влечения к спиртному, одной из причин распространения алкоголизма.
Сейчас мы не будем говорить о влиянии алкоголя на растление человеческих душ, на разрушение семьи и государства, на это есть другие главы. В этой же главе давайте посмотрим, как спирт изменяет обмен веществ в нашем организме, способствуя его разрушению и гибели.
Именно спирт, поскольку это он является действующим началом любых спиртосодержащих изделий, будь то коньяк на банкете, шампанское на свадьбе, водка на поминках или лосьон за углом. Все разговоры о том, что водка вреднее коньяка, а сухое вино полезнее пива, несостоятельны в своей сути уже потому, что С2Н5ОН, коварнейший и опаснейший яд, содержится во всех перечисленных жидкостях. Разница лишь в его процентном содержании. В чем же, однако, коварство алкоголя — этилового спирта?
Во-первых, в том, что его молекулы относятся к разряду малых (молекулярная масса равна 46). Во-вторых, в том, что он растворяет подряд все жиры, в том числе и липиды (от греч. lipos — жир). А липиды — это основные компоненты биологических мембран. Мембраны же эти - тончайшие образования, молекулярной толщины (не более 10 нм), окружают клетки нашего организма и защищают их от проникновения чужеродных элементов.
Учитывая сказанное, легко догадаться, что молекулы алкоголя, будучи по размерам сравнимы с молекулами кислорода, способны проникать в любые клетки нашего организма, используя, где свой малый размер, а где и способность растворять преграды. Ну, а уж попав внутрь клетки, алкоголь крушит там все подряд, в том числе и генетические структуры.
Особенно уязвимы для алкоголя половые клетки, ведь они несут в себе колоссальный объем информации, необходимой для продолжения человеческого рода. И даже небольшие повреждения в них приводят к рождению уродов.
Недаром на Руси вино молодоженам не подносили. И славна была наша Отчизна богатырями. Сейчас же пьяное зачатье в порядке вещей, потому и не удивительно, что мельчает народ. Не удивительно, что ежегодно в России рождается 180000 умственно отсталых детей [51].
А посмотрите, что происходит с сосудами головного мозга. Они обладают уникальной способностью: за счет дополнительного плотного слоя окружающих глиальных[21] клеток стенка их непроницаема для множества соединений. Обычные продукты обмена — аминокислоты, холестерин, лекарственные препараты — не в состоянии пассивно поступать из общего кровотока в ткань мозга. А вот молекулы спирта могут. Они легко растворяют липидные компоненты мембран глиальных клеток.
И хотя основная часть выпитого алкоголя окисляется в печени, через 85 секунд после появления спирта в крови он обнаруживается в спинномозговой жидкости и в тканях мозга. При этом каждые 100 грамм водки приводят к гибели 20000 активно работающих клеток мозга [52].
Итак, дорогие соратники, сделаем для себя вывод: каждая рюмка водки, каждая кружка пива - это полноценное кладбище клеток мозга.
А теперь зададимся вопросом, что же делает наш организм, чтобы уничтожить проникший в него яд?
Многовековой контакт человека с продуктами брожения и алкоголем не прошел даром. В организме сформировались системы, обеспечивающие разрушение алкоголя и превращение его в другие соединения. В стенке желудочно-кишечного тракта, в поджелудочной железе, легких, сердечной и скелетных мышцах, в сетчатке глаза, в мозге, а главное в печени (разлагающей 80% алкоголя) функционирует фермент алкогольдегидрогеназа, окисляющий этиловый спирт до ацетальдегида (уксусного альдегида).
И нам бы с вами только радоваться этому факту, если бы не одно обстоятельство. Альдегид, хотя и образуется в организме значительно меньше, чем алкоголь, ядовитей последнего в десятки раз.
К счастью, на него тоже есть управа - фермент альде-гиддегидрогеназа. Он разлагает ацетальдегид до уксусной кислоты. Так что, выпивая рюмку марочного конька, человек с богатым воображением может представить себе, что пьет он не коньяк, а уксусную кислоту. Напиток, прямо скажем, никудышный.
Уксусная кислота в итоге окисляется до углекислого газа и воды, которые, наконец-то, выводятся наружу. Нетрудно догадаться, что тяжкое похмелье, неизбежный спутник алкогольных застолий — прямое следствие описанных реакций. Надо сказать, что алкогольдегидрогеназа выделяется у всех людей по-разному. Во-первых, чем северней народ, чем исторически у него меньше опыта употребления винограда и его прокисшего сока, тем меньше в его организме алкогольдегидрогеназы.
На Руси, как известно, виноград не рос, и фермента, способного разложить алкоголь, у русского, украинца или белоруса значительно меньше, чем у француза, итальянца или араба. Данный факт объясняет не только различную чувствительность к алкоголю у представителей разных наций, но и саму склонность к алкоголизму. Так для северных народов, у которых алкогольдегидрогеназа не вырабатывается вообще, алкоголь стал средством геноцида.
Можно с уверенностью сказать, что в уничтожении североамериканских индейцев не отсутствие у них огнестрельного оружия сыграло свою роковую роль, они обзавелись им у белого человека. Погубила индейцев «огненная вода».
Погубила она не только индейцев. Шестьдесят два малых народа Русского Севера за последние тридцать лет канули в небытие или находятся на грани вымирания по той же причине. Люди, живущие и работающие на Севере, видели это своими глазами.
Особенно хочется обратить внимание женщин на тот факт, что независимо от градусов северной или южной широты алкогольдегидрогеназы в их организме выделяется почти в два раза меньше, чем у мужчин. Недаром женский алкоголизм развивается быстрее и протекает тяжелее, чем мужской.
Еще несколько слов об альдегиддегидрогеназе. У созревших алкоголиков активность этого фермента ниже нормы, и окислить избыток ацетальдегида просто нечем. А поскольку установлено, что ацетальдегид в 1000 раз интенсивнее, чем этанол угнетает процесс образования половых гормонов, становится ясным, что удел страдающих алкоголизмом — импотенция и бесплодие. Дело, однако, этим не ограничивается. В организме любого пола вырабатываются и мужские, и женские половые гормоны. Так вот ацетальдегид уничтожает у мужчин преимущественно мужские, а у женщин, соответственно, женские половые гормоны. В результате алкоголики-мужчины феминизируются (приобретают женские признаки), а алкоголички маскулинизируются (приобретают мужские признаки).
Кстати так называемое «лечение алкоголизма» препаратами типа антабуса (тетурама) основано именно на накоплении в организме ацетальдегида. Обратившемуся за помощью алкоголику доблестные наркологи дают таблетку указанного препарата. «Лекарство» напрочь блокирует действие альдегидцегидрогеназы, а принятый на этом фоне стакан вина или водки превращается в стаканчик токсичного ацетальдегида.
Человек элементарно отравляется, сосуды сжимаются, лицо краснеет, сердце грозит остановиться, появляется страх смерти, вполне обоснованный, кстати. Если помните, я уже говорил, как называют эту процедуру испытавшие её на себе люди: «не попасть под антабус, а попасть под автобус». Эффект для многих несчастных был именно такой.
Вот, пожалуй, и все. Конечно, описанные здесь реакции гораздо более содержательны, кроме того, существуют и другие пути окисления алкоголя, например, с помощью фермента каталазы или с помощью микросомальной эта-нолокисляющей системы (МЭОС). Роль этих систем возрастает при хронической интоксикации алкоголем. Соратники, заинтересованные в более полном изложении, могут обратиться к книгам: Шабанов П. Д. Руководство по наркологии. «Лань». СПб.; Панченко Л. Ф. и соавт. Биологические основы алкогольной интоксикации. Знание. М., 1988. Содержательно и доступно изложен материал Владимиром Лукьяновым в Интернете по адресу: http://www. narkotiki.ru/ecolumn_5598.html.
Мы же с вами, дорогие соратники, возблагодарим Бога, что у нас есть метод Шичко, который позволяет людям избавляться от множества зависимостей быстро, легко и с радостью. Помоги нам, Господи, в его изучении и в духовном совершенствовании.