Инфекции, вызываемые реовирусами
Реовирусы представляют собой голые вирионы, имеющие двуспиральную РНК. Они чрезвычайно широко распространены, и их можно обнаружить у человека, обезьян, крупного рогатого скота, грызунов и др. Известно 3 серотипа, патогенных для человека. Однако их роль и относительная важность в генезе заболеваний у людей остаются неясными. Сообщалось о спорадических случаях инфекции верхних дыхательных путей, сопровождающихся лихорадкой, появлении экзантем, развитии пневмонии, гепатита, энцефалита и гастроэнтерита. Указывалось, что реовирусы типа 3 могут выступать в качестве возможной причины атрезии желчных протоков и гепатита новорожденных. Возможно также бессимптомное выделение вируса во внешнюю среду, что затрудняет доказательство его связи с конкретным заболеванием. В лабораторных исследованиях реовирусы были использованы в качестве модели для изучения и понимания патогенеза вирусных болезней.
Реовирусы можно выделить на клеточных культурах, в частности на первичной культуре клеток почки обезьяны или однослойных культурах клеток почки человека.
ГЛАВА 140. ВИРУСНЫЙ ГАСТРОЭНТЕРИТ
Гарри Б. Гринберг (Harry В. Greenberg)
Введение. В слаборазвитых странах острые инфекционные кишечные инфекции являются ведущей причиной заболеваемости во всех возрастных группах и смертности среди детей раннего и младшего возраста. В развитых странах острые кишечные инфекции остаются важной причиной заболеваемости как детей, так и взрослых. Было установлено, что основными этиологическими агентами гастроэнтеритов служат две группы вирусов — ротавирусы и вирус Норфолк (рис. 140-1), а также бактериальная флора (см. гл. 89). Ротавирусы поражают прежде всего детей младшего возраста. Вирус Норфолк и родственные ему вирусы, имеющие мелкие округлые вирионы, преимущественно вызывают заболевания у детей старшего возраста и взрослых.
Ротавирусы
Классификация и характеристика. Род Rotavirus является представителем семейства Reoviridae.
Вирион ротавируса состоит из капсида с двойной оболочкой, диаметр вириона 70 нм. Тип симметрии икосаэдрический. Геном, включающий 11 сегментов, представлен двуспиральной РНК. Вирус имеет два поверхностных протеина, которые участвуют в процессе нейтрализации вируса. Поскольку ротавирусы имеют сегментированный геном, это создает благоприятные условия для рекомбинации генов, роль которых, однако, в создании антигенного разнообразия ротавирусов не установлена. Репликация ротавирусов в организме человека происходит исключительно в эпителиальных клетках тонкого кишечника.
Рис. 140-1. а. Скопление вирусных частиц Норфолк в фекалиях зараженного волонтера (из A. Z. Kapikian et al. J. Virol., 1972, 10, 1075); б. Частицы ротавирусов человека в фильтрате фекалий (с разрешения А. Z. Kapikian et al., AAAS, 1974).
Эпидемиология. Ротавирусная инфекция встречается повсеместно. К возрасту 3 лет практически каждый человек хотя бы однажды перенес заболевание, вызванное ротавирусом. В областях с умеренным климатом ротавирусная инфекция носит сезонный характер, преобладая в холодные зимние месяцы. В тропиках ротавирусная инфекция встречается круглый год с некоторым повышением заболеваемости в прохладный дождливый сезон. Ротавирусы являются единственной наиболее важной причиной поносов, сопровождающихся тяжелой дегидратацией, у детей в возрасте до 3 лет как в развитых, так и в развивающихся странах. Они ответственны за 30 — 50% всех случаев поноса, требующих госпитализации или проведения интенсивной регидратационной терапии. Несмотря на то что ротавирусная инфекция прежде всего поражает детей раннего и младшего возраста, она также часто вызывает понос у взрослых членов семьи, где болен ребенок, лиц пожилого возраста и лиц с ослабленным иммунитетом. Ротавирусная инфекция в 25% случаев служит причиной диареи путешественников (см. гл. 89). В подавляющем числе случаев ротавирусные инфекции протекают субклинически или вызывают нетяжелые желудочно-кишечные расстройства, не требующие госпитализации. Субклинически протекающие инфекции также были обнаружены у новорожденных. Было показано, что подобное течение инфекции обеспечивает своеобразную защиту детей от тяжелых ротавирусных гастроэнтеритов на протяжении первых 3 лет жизни. Были описаны по меньшей мере 4 различных серотипа ротавирусов человека.
Связь частоты возникновения инфекции, вызванной тем или иным серотипом, с иммунным статусом макроорганизма неизвестна. Ротавирусы патогенны также для большого числа млекопитающих и птиц различных видов. Это, однако, не означает, что штаммы ротавирусов, патогенные для животных, могут вызывать заболевание у человека в естественных условиях. Во внешнюю среду ротавирусы в громадных количествах (до 1010 вирусных частиц в 1 г) попадают с фекалиями. Предполагается, что распространение ротавирусов происходит именно фекально-оральным путем.
Патофизиология. Ротавирусы поражают и вызывают гибель зрелых клеток тонкого кишечника, несущих на своей верхушке ворсинки. Зрелые эпителиальные клетки замещаются незрелыми всасывающими клетками, не способными адекватно абсорбировать углеводы или другие питательные вещества. Ротавирусная инфекция приводит к осмотической диарее вследствие нарушения всасывания питательных веществ. Внутриклеточный метаболизм циклического аденозинмонофосфата или гуанозинмонофосфата не задействован в этиологии ротавирусной диареи.
Проявления. Клинические проявления ротавирусной инфекции варьируют от субклинических до умеренного поноса, а в ряде случаев до тяжелого заболевания, приводящего к смерти.
Большая часть информации о клинических признаках ротавирусной инфекции была получена из исследований, выполненных у госпитализированных детей младшего возраста. Начало заболевания обычно внезапное. Более чем у 80% заболевших детей развивается рвота, а затем и понос. Приблизительно у 30% госпитализированных детей температура тела превышает 30°С. Симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта наблюдаются в течение 2 — 6 дней. В стуле, как правило, присутствует слизь, но лейкоциты и эритроциты встречаются лишь в 15% случаев. Часто ротавирусная инфекция сопровождается симптомами со стороны дыхательных путей, однако данных о том, что ротавирусы способны реплицироваться в дыхательных путях, мало. Ротавирусную инфекцию наблюдали в сочетании с разнообразными клиническими синдромами, включая синдром «смерти в колыбели», синдром Рейе, энцефалит, асептический менингит, пневмонию, внезапную экзантему, синдром Кавасаки, некротический энтероколит, осложненный кровотечением, инвагинацию, пурпуру Шенлейна—Геноха, гемолитико-уремический синдром, диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови, болезнь Крона. Этиологическая связь между этими клиническими синдромами и ротавирусной инфекцией, возможно, в большей степени случайная, чем причинная. Особенно тяжелое течение ротавирусной инфекции, приводящее к смерти больного, наблюдается у детей с ослабленным иммунитетом.
Клинический иммунитет. Относительный иммунитет к ротавирусной инфекции возникает в раннем детстве после перенесенного заболевания. Иммунитет не абсолютный, поэтому у взрослых с низким уровнем антител симптомы заболевания могут проявляться вновь. Местный иммунитет, видимо, играет определенную роль в защите человека от вируса.
Диагностика. Поскольку ротавирусы в большом количестве выделяются во внешнюю среду с фекалиями, диагностика относительно проста. Существует целый ряд специфических коммерческих иммунных тестов для выявления рота-вирусных антигенов в препаратах фекалий. Патогномоничных признаков или симптомов ротавирусной инфекции нет. Тем не менее заболевания, вызванные ротавирусами, чаще, чем другие, возбудителями которых являются энтеробактерии или вирусы, сопровождаются тяжелой дегидратацией.
Лечение и профилактика. Несмотря на то что причиной ротавирусной диареи служит разрушение и гибель эпителиальных клеток кишечника, для адекватного лечения больных может быть использована стандартная пероральная регидратационная терапия. Лишь в редких случаях требуется внутривенная регидратация. Поскольку ротавирусы циркулируют и в развитых странах с современными санитарными условиями и повсеместно доступной чистой водой, маловероятно, что распространение инфекции может быть предотвращено только лишь гигиеническими мерами. Прогресс в создании живых ослабленных вакцин позволяет надеяться, что в следующем десятилетии профилактика будет осуществляться посредством вакцинации.