Новый взгляд на науку и ученых

Наука должна укрепить пути к высшему познаванию.
Наступило время, когда древние символы знания должны обратиться в научные формулы.

"Братство"

Бр., 93. Все возможно, только уныние может шептать о невозможности. Каждый шаг науки не ограничивает, но дает новую возможность. Если что-то окажется невозможным с земной точки зрения, то это самое вполне осуществимо приложением тонких энергий. Лицо человека изменяется от источника света. Освещение может до неузнаваемости изменить черты и уявить небывалое выражение. Но сколько лучей и токов всевозможных воздействий существуют и могут преобразить сущее!

Разве не ободрительно понимать, что все возможно?

Бр., 215. Знание бывает обобщающее и расчленяющее. Одни ученые начинают с первых шагов познавания прилежать к первому виду, но другие не могут выйти за пределы расчленения. Рано или поздно и они должны будут обратиться к методу обобщения. Нужно полюбить такой порядок мысли. В нем заключается творчество. Расчленение будет подготовительным путем к тому же завершению. Полезно уметь понять различие этих двух путей. Именно теперь много прилежных ученых, которые довольствуются вторым методом. Но мало поможет он, когда каждое познание является синтезом многих отраслей науки. Требуется большая подвижность ума, чтобы мочь найти сравнение и подтверждение из самой непредвиденной области науки. Умение сочетать необходимые показания уже доказывает высокую степень сознания. Уже много было потеряно из-за ненужных подразделений. Даже замечалась какая-то враждебность отдельных областей науки между собою. Но разве гуманитарные и прикладные науки не являются ветвями того же Древа Истины?

Бр., 216. Не будем осуждать самое кропотливое исследование, когда оно не таит в себе предумышленной враждебности к соседней области. Пусть ученые найдут в себе решимость не отрешаться от того, что им в данное время не известно.

Бр., 220. Каждая фаза Учения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается потрясением нравственности. Помощь Учения должна быть направлена к утверждению нравственных устоев. Нахождения науки разошлись с бытом, получается особый вид дикарства, овладевшего научными инструментами. Меньшинство высокопросвещенных тружеников высится редкими островами среди океана невежества. Грамотность еще не есть просвещение, потому дается совет укрепить сердце как средоточие просвещения. Даются научные и врачебные указания, должны они помочь телесному и духовному оздоровлению. Чем непосредственнее принимаются эти советы, тем и действие их сильнее. Зародыш энтузиазма вырастает в прекрасное вдохновение. Капля доброты превращается в действительное благо. Кроха любви процветает чудесным садом. Кто же осудит желание помочь ближнему?

Бр., 265. Древняя пословица говорит: "Думающий о смерти ее призывает". Также и врачи иногда замечали, что мысль о кончине ее приближает. Каждая мудрость народная содержит в себе частицу истины. Но нужно прежде всего подумать, можно ли занимать мысли тем, чего не существует. Пора людям признать, что жизнь не прекращается. Так совершенно изменится отношение к земному существованию. Для правильной эволюции нужно скорее утвердить правильную точку зрения на непрекращающуюся жизнь. Наука должна прийти на помощь, чтобы рассеять мрачные заблуждения. Не о могиле думать человеку, но о крыльях и красоте сужденной. Чем ярче человек внедрит в сознание красоту миров, тем легче он воспримет новые условия.

Бр., 425. Когда сопоставляем фазы нарастания сознания с научными методами, Мы вовсе не желаем иссушить прекрасные источники. Наоборот, Мы хотим создать прочные истоки энергии. Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы. Не будем унижать такой процесс очищения мышления. Научимся находить союзников в самых неожиданных областях. Не врагами, но сотрудниками будут познаватели всех сил природы.

Очевидность напомнит о глубинах действительности. Так вместо рассечения живого организма будем слагать объединение сознания. Пусть не называют Нас мечтателями, ибо любим точное знание, поскольку оно может быть точным.

Бр., 459. Жажда утоляется влагою. Жажда познания утоляется путем приближения к высшему миру. Многие ученые всю жизнь томились несказуемой тоскою, ибо они отрешили себя от познавания высшего мира. Тоска неправильного пути есть самая жестокая, поедающая! Человек, наконец, окончательно отсекает продвижение свое и мучается, не понимая своего заблуждения. Много злобы рождается у таких сущностей. Они готовы преследовать даже малейшее проявление света.

Бр., 592. При неисчерпаемости богатства природы трудно выделить одну часть вне связи с целым. Поистине, все настолько напитано всеобъемлющим началом, что даже с грубо-материальной стороны не может быть отделено одно от другого. Возьмите самое малое насекомое. Можно ли изучать его без окружающего, без всех причин воздействий и следствий? Тем труднее изучать человека отдельно от природы. Все отрасли познания человека лишь свидетельствуют об искусственном их подразделении. Биология, физиология, психология, парапсихология и множество подобных отделов лишь заставляют спросить, где же человек. Невозможно изучать великий микрокосм без опознания всеначальной энергии. Лишь такое объединяющее понятие может продвинуть наблюдения в размеры величия природы человека. При этом будут вспоминаться и великие понятия, возвышающие дух. Среди первых будет Братство.

Бр., 595. Правильна мысль о познавании явлений снизу или сверху. Обычно познавание накопляется вместе с ростом сознания. Человек, как к вершине горы, тяжко подымается. Явление наблюдаемое висит над сознанием и подавляет его. Кажутся трудными многие понятия, и человек начинает избегать их. Но может быть другой способ познавания: человек героически возвышает свое сознание и уже сверху наблюдает явление. Таким образом, самое сложное явление окажется ниже сознания и будет восприниматься легко. Второй способ восприятия есть путь Братства. Оно мерами суровыми и вдохновенными пробуждает сознание, ведет его выше, чтобы тем легче воспринять самые сложные явления. Особенно в период нагнетения и нагромождений нужен такой способ повышения сознания. Он может применяться в каждой разумной школе, но пусть он именуется путем Братства.

Бр., 596. Город науки всегда будет мечтою просвещенных людей. Никто не дерзнет возразить против обители ученых, где в тишине и в мудром общении будут познаваться истины. Каждый ученый работник будет иметь в своем распоряжении лучшие аппараты. Можно представить себе, какие открытия воспоследуют при общей согласованности и при сотрудничестве всех отраслей науки! Каждый не будет считать идею такого города утопической. Лишь бы нашлись средства и доброе желание. Но если сказать, что некая Обитель Знания существует, то множество сомнений и отрицаний обрушится. Если же к слову "наука" добавить слово "Братство", то непременно будет сказано, что такое химическое соединение невозможно. Но кто же сказал, что наука и Братство не соединимы?!

Бр., 599. Как пчелы собирают мед, так собирайте знание. Спросят, что нового в таком совете. Новое то, что следует собирать знание отовсюду. До сих пор знание разграничивалось, и целые области его оказывались под запретом, под сомнением и в небрежении. Люди не имели мужества превозмочь предрассудки. Они забывали, что ученый должен быть прежде всего открытым ко всему сущему. Для ученого нет запретных областей. Он не умалит явление природы, ибо понимает, что причина и следствие каждого явления имеют глубокое значение. Братство учит беспредрассудочному познаванию.

Бр., 600. Да не подумают ученые, что из Братства происходит осуждение им. Ученые — Наши друзья. Не называем учеными книжников, полных суеверий, но каждый просветленный труженик науки получит привет Братства.

Н., 121. Урусвати знает, насколько неуклонно Мы внушаем человечеству предсужденные ему открытия, — вспомним о воздухоплавании. После летучих кораблей Атлантиды, казалось бы, такое завоевание воздуха надолго прервалось, но мысль о полетах не должна была исчезнуть. Появились многие сказания о воздушных кораблях, о железных птицах, о коврах-самолетах. Соломон уже пользовался летательным аппаратом. Наконец, Наш возлюбленный Леонардо заложил основу научного воздухоплавания. Так можно в разных областях знания усматривать, как извне нарастали идеи от поэтических легенд до научных исчислений.

Можно вспомнить миф об Икаре и Симоне Волхве. Такие указания могут напомнить и о полетах в тонкий мир. Так некогда человек снова разовьет в себе способность левитации, но для этого нужно прежде всего познать психическую энергию. Такие же предуказания можно проследить и в разных других областях. Не забываем напоминать людям о тех стучащихся к ним возможностях, которые могут ускорить эволюцию.

Не забудем, что современные вычисления очень несовершенны, ибо в них забыты некоторые факторы. По сей день не принимается в расчет всеначальная энергия и многие токи сильнейших химических сочетаний. Ученые не часто внимают Нашим советам. Можно видеть, что многие открытия произошли как бы вследствие каких-то случайностей. Не было ли в них шепота из Башни Чунг?

Часто Мы принуждены дать указание не специалисту, но восприимчивому труженику других областей. Жены и сестры изобретателей могут сказать, как нередко они, по чувствознанию, направляли сужденное открытие.

Неутомимо будем твердить о неотложных нуждах человечества.

Н., 219. Урусвати знает о неповторимости тончайших сочетаний. Однажды Мыслитель заметил, что слушатели недостаточно вняли о неповторимости. Он взял большое бронзовое зеркало и покрыл его ровным слоем песка. Затем по краю зеркала начал выстукивать различные ритмы, от которых песок складывался в разные узоры. После Мыслитель предложил ученикам повторить те же ритмы и достичь тех же узоров. Конечно, никто не мог сделать этого.

Мыслитель сказал: "Слова не всегда убеждают, но самый простой пример покажет, насколько щедра природа. Не может быть повторимости в великолепии природы. Закон един, но выражения его бесчисленны. Вы не могли повторить узоров по тысяче причин, но прежде всего потому, что космические условия уже изменились. Такие тончайшие сочетания должны вас радовать, ибо они показывают и беспредельность ваших возможностей. Все движется и ничто не повторяется. Это условие нужно применить во всей жизни".

Н., 234. Урусвати знает, насколько Мы поощряем научные опыты. Когда вас спросят, как относиться к опыту с ракетой на Луну, отвечайте: "С уважением".

Конечно, знаем, что испытатели не получат ожидаемого ими, но все же произойдут полезные наблюдения. Кроме того, ум может обернуться к тонкому миру и понять, что многие заключения могут состояться лишь путем полета тонкого тела.

Усмотрим, что люди приближаются к истине совершенно различно. Одни могут пройти кратчайшим путем, но другие должны воздвигать вавилонскую башню и нагромождать много сложных формул, чтобы дойти до простейшего вывода.

Мы не препятствуем даже самым сложным опытам. Каждый имеет свою природу и находит свой путь. Ошибочно будет направлять людей к одному методу. Может быть, человек принес свои давние воспоминания и стремится воплотить их. Пусть хотя бы из пушки стреляют по дальним мирам, лишь бы мысль направлялась к таким проблемам. Не мудро пресекать течение мышления.

Много раз человек пытался припомнить давние заветы. Когда-то он на другом наречии и в другой обстановке уже направлялся к тем же заданиям. Нужно относиться с уважением к таким попыткам.

Мыслитель говорил: "Иногда вы глядите на меня взором многих веков".

Н., 255. Урусвати знает, как люди стремятся вернуться к какой-то прежней жизни. Для них все прошлое кажется чем-то особо привлекательным. Они готовы забыть самые уродливые проявления, лишь бы окунуться в прошлое. Они считают несносным темп современной жизни. Они живут надеждой, что жизнь снова вернется в медленное русло. Если сказать им, что такой возврат невозможен, они сочтут вас повстанцами. Если скажете им о наступлении Нового Мира, вас назовут нарушителями устоев. Но кто же может вернуть скудное течение, если поток уже вышел из берегов?

Действительно, ритм новый утомителен для тех, кто не может воспринять его. Неосознанный ритм может быть даже губителен. Необузданные газы могут быть смертельны. Техника неприспособленная может порождать бедствия. Много опасностей возникло по причине недомыслия. Тем не менее, уже вошел в жизнь новый ритм. Люди не могут не признать новых условий, нахлынувших в жизнь. Возвращение к прошлому невозможно. Остается сгармонизировать новые приобретения. Для этого люди должны обратить внимание на так называемые гуманитарные науки. Нужно возродить искусство мышления.

Ученые заняты отыскиванием новых качеств мозга. Для установления равновесия ритма такая забота полезна. Мозг и нервная система дадут необычные открытия, которые создадут возможность приспособиться к новому ритму.

Быстрота жизни кажется ужасной, пока мышление не опередит ее. Люди должны воспринять космические условия, иначе произойдет губительное расхождение. Движение Земли будет замедляться, но привхождение энергий будет ускоряться. Каждая дисгармония уже губительна. Каждое разъединение уже есть разложение. Когда было сказано, что идеи управляют миром, то этим была утверждена сила мысли.

Пусть разумное мышление поможет человечеству принять новый ритм и осознать Новый Мир, который приблизился. Истинно, уже вливается Новый Мир. Именно Новый Мир уже вошел в силу, истинно, в сиянии искр научных достижений. Сосредоточимся поверх всякого угара, поверх всех опасностей на осознании Нового Мира.

Люди должны признать, что теперь жизнь приобретает смысл надземный. Люди осмеивают астрологию, но признают космические химизмы. Вместо ограниченных формул прошлого, людям даются неограниченные надземные достижения; в этих пределах уместятся и мозг, и сердце. Можно осознать, как широки врата Нового Мира! В таком познании нет места сожалению и унынию!

Мыслитель говорил: "Уже скоро люди научатся летать. Новые сферы света сделаются доступны. Да станут люди достойны таких даров!"

Н., 280. Существует мнение, что Земля неподвижна, что она является центром Вселенной и только на ней существует жизнь человеческая. Можно изумляться подобным заблуждениям. Такие голоса могут лишь вредить эволюции. Люди и без того не умеют заглянуть в Беспредельность, но если их убедить, что Земля есть центр Вселенной и они — единственный венец творения, то произойдет новая судорога невежества.

Ученые должны отдавать себе отчет, какие опасности могут повлечь за собою их неудачные умозаключения. Ученые, даже в случае прогноза неиспытанного, должны уметь уберечься от легкомыслия, даже если оно будет очень пышным.

Среди областей человеческого мышления существуют такие, к которым можно притрагиваться с чрезвычайной осторожностью. Истинно, самоуверенность может быть отличным понятием, но самодовольство — могила эволюции. Так нужно не умалять планету Землю, но следует вообразить ее место среди величия Беспредельности.

Мыслитель часто обращал внимание на дальние миры. Он признавал, какое малое место занимала Земля, но никогда не стал бы умалять красоту своей родины.

Н., 326. Урусвати знает, что образование должно искоренять грубость. Нужно согласиться, что Мы понимаем под грубостью. Можно представить себе очень знающего ученого, который останется грубым человеком. Можно увидеть, что формальное знание не избавляет от грубости, которая не допускает тонких восприятий. Но наука будущего требует утончения, иначе она не может служить синтезом. Учитель должен обладать уважением к прочим областям науки, но для этого он должен быть подготовлен, начиная с первых школьных лет.

Спросите человека, что понимает он под грубостью. Он скажет: сквернословие, хулу и дерзость. Но это будет лишь некоторыми свойствами. Основа грубости незаметна для большинства. Но тот, кто соприкасается с тонкими энергиями, может понять, что грубость есть нарушение всего тонкого. Так люди должны понять, что грубость не излечивается вежливостью. Можно встретить весьма вежливых грубиянов, и они никогда не признают, что могут быть повинны в грубости.

Спросят: "Неужели книга о хорошем поведении входит в Учение Жизни?" Именно входит, и нужно принять тонкость понимания, чтобы утончить сознание. Сейчас Мы говорим о том, что почти невыразимо человеческими словами. Но многие основы непроизносимы, но должны быть очувствованы. Такие безмолвные понимания и соглашения будут связью для будущих достижений. Нет слов, но чувство запоминается и ляжет в основание эволюции. Так человек, утонченный в чувствах, не будет груб.

Мыслитель повторял: "Умейте чувствовать, иначе подумают, что у вас свиная кожа".

Н., 402. Урусвати знает, что мировоззрения, идеалистическое и материалистическое, суть понятия мнимые. Найдутся люди, которые скажут, что четыре осознания, названные Мною, будут понятиями идеалистическими и потому не отвечающими мировоззрению материалистическому. Они такие природные отрицатели, что даже не позаботятся рассмотреть каждое понятие с точки зрения материализма.

Пусть они скажут, что научное изучение прошлого не материалистично так же, как и познание жизни дальних миров и скрытых энергий. Не будем говорить об Иерархии, ибо каждый из отрицателей имеет свою Иерархию и поклоняется ей даже больше того, чем Мы имеем в виду. Так рассмотрим каждое понятие со стороны материализма и придем к заключению, что решительно все сущее есть материя.

Но что же есть воззрение идеалистическое? Оно не может быть вне материи, хотя бы оно касалось высших ее слоев. Таким образом, видим, что оба названные мировоззрения будут плохими определительными. Человек стремится познать Великую Реальность. Человек для этого обладает мышлением. Человек пришел к правильному выводу, что мысль есть энергия, значит, реальные исследования будут действовать совершенно ощутимо. Человек идет по напряженной научной стезе. Нет таких высших понятий, которые бы не совмещались с научными подходами, если наука будет чиста и без предубеждений.

Утверждаю, что человечество двигается по пути научных умозрений, но движение это медленно. Толпы невежд препятствуют каждому ускорению, но пора, чтобы ветхие понятия отпали, иначе самомнительные новаторы оказываются самыми отсталыми тиходумами.

Мыслитель предостерегал, чтобы ученики не сделались жертвами отсталых определительных понятий.

Н., 490. Урусвати знает ошибки современных философов, которые отрывают человека от мироздания. Их человек является существом мыслящим, но без прошлого и будущего, притом он не имеет связи с Вселенной. Такое мышление не может слагать прогноз будущего, потому современная философия так оторвана от жизни.

Нельзя представить себе человека как бы в пустыне, где он не знает пути. Человек понимает, что существуют подобные ему твари, неизвестно откуда явившиеся и неизвестно куда проваливающиеся. Но разве можно приучить мышление к ограниченному существованию? Такое представление будет прежде всего скучным.

Нужно пересмотреть такое учение, которое оказывается вреднее ограниченного материализма, из него может образоваться продвижение, но отвлеченный человек не может войти в путь эволюции. Не удивительно, что многие современные философы остаются вне жизни, но мыслители должны прежде всего устремляться к проблемам бытия, в которых человек занимает соответственное место. Не полезно отсекать части здорового организма. Нужно радоваться каждому мышлению, направленному к единству Вселенной. Можно жалеть, что ученые прикладных наук не могут найти связи с мыслителями. Опять мы видим мертвые разграничения и ошибки ненависти.

Скажут: "Невозможно быть энциклопедистом при современном развитии наук". Никто и не говорит о всезнании, но возможно уважение к знанию, — так люди могут освободиться от отрицаний. В каждом предмете есть нечто, заслуживающее внимания. Истинный мыслитель может распознать эту искру истины. Также мыслитель отнесется справедливо и ко всем этапам прогресса.

Обычно люди устремляются к заключительным фазам открытий и небрежно отбрасывают все предыдущие накопления, — в этом сказывается самая большая несправедливость. Среди подготовительных процессов, несомненно, бывают многие незаконченные открытия; следуя путем такого мышления, можно находить великие сокровища. Но люди предпочитают отнестись высокомерно ко всему подготовительному, таким образом теряются многие, уже нащупанные достижения. Нужно и в таких случаях применять то уважение, о котором мы говорили.

Не следует относить Мои слова лишь к механическим открытиям, то же самое применимо и к гуманитарным наукам. Главное, освободить мышление от предрассудков, которые очень различно цветны.

Мыслитель говорил: "Посмотрите на этого напыщенного свободомыслящего, как он спешит перейти на другую сторону улицы, чтобы не оказаться идущим наравне с рабочими. Он только что произнес речь о любви к народу".

Н., 506. Урусвати может знать, что человечество будет преуспевать на научном основании, но именно эта аксиома должна быть понята. Ученые вправе считать себя носителями культуры, но будем различать многие виды ученых, среди них немного найдется ученых, признающих значение будущего познания.

Мы не будем делить науку на материалистическую и идеалистическую, надземную и земную, пусть проявляется главное основание продвижения — психическая энергия должна быть применена к различным областям жизни. Познание не будет поступательным, если оно не будет окрылено силою всеначальною. Так можно видеть усидчивых ученых, собирающих значительные материалы, но не умеющих сложить в прекрасное открытие. Но с другой стороны, можно найти ученых, которые даже с малыми средствами могут преуспеть и складывать полезные нововведения. Они сумели приложить психическую энергию, может быть сознательно или бессознательно, но они не восставали против нее.

Составьте список выдающихся ученых, которые уже работают над тонкими энергиями, и увидите, что в разных странах происходит движение, но оно лишено единения. По-своему ученые приближаются к пониманию психической энергии. Можно изумляться, насколько они пытаются дать различные наименования, точно бы какая-то сила заставляет их уклоняться от простейшего решения. между тем, представьте себе, как могли бы взаимно усиляться разделенные между собою попытки. Они начали бы уважать исследования своих собратьев. Между тем не видно такого уважения.

Смелый наблюдатель непременно соберет вокруг себя наиболее чутких сотрудников. Не нужно обвинять его в недостаточной специализации, психическая энергия требует широких наблюдений. Нужно собирать сведения из древнейших времен. Нельзя назвать такие записи выдумками. Наоборот, непредубежденный глаз найдет много научных указаний. Он поймет, что для целых эпох надземное и земное не были противоположениями. Психическая энергия только будет увлекательна, когда она понята как связь всех миров. Наука будущего явится как источник самых возвышенных решений.

Мыслитель поучал своих последователей, что наука должна быть прекрасна, и тогда она будет беспредельна.

Н., 511. Урусвати знает о многих качествах психической энергии. Сущность ее останется неизменной, но вокруг этого зерна могут быть свойства весьма различные. Назовем воздействие состава крови. Теперь уделяют много внимания расовым отличиям. Можно заметить эти отличия не только на составе крови, но и на особенности психической энергии.

Люди могут ощущать воздействие мысли некоторых народов сильнее или же оставаться холодными в других случаях. Кроме атавизма или кармических причин можно искать основание и в составе крови, который воздействует на психическую энергию. Невозможно перечислить, сколько связей существует между людьми. Стыдно должно быть роду человеческому, когда он не изучает свои связи и свойства. Психология должна заниматься всеми научными областями, которые могут осветить будущее жизни земной.

Мысль не имеет пристанища среди признанных наук, и психология может быть единственным оплотом изучения мысли, иначе говоря, психической энергии. Сейчас особенно необходимо поставить эти вопросы на научную почву. Но для этого требуется сотрудничество целого ряда ученых, располагающих различными лабораториями.

Не стыдно ли, что до сих пор науки разделялись на отдельные лагеря, не имея связи между собою? Получается, что одни науки признаются достоверными, но другие находятся под сомнениями. Конечно такое сомнение основано на невежестве и предрассудке.

Нельзя себе представить, насколько сильны предрассудки. Нужно повторять это от дворцов и до хижин, и может быть, самые сильные предрассудки живут во дворцах. Так нужно повторять о назначении науки.

Мыслитель поучал: "Сумейте открыть дверь науке. Стыдно, если она останется в рубище на холоде. Слышите, как стучится знание?!"

Н., 532. Урусвати знает, что Мы советуем во всем реально научное мышление. Даже самое возвышенное вдохновение должно быть укреплено наблюдением научным. Не нужно думать, что такой подход может что-либо умалить. Не нужно забывать, что многие прекрасные идеи распадаются от беспочвенного разумения. Такую необоснованную веру следует заменить светом познания.

Даже в лучших верованиях служители их пытались сделаться учеными, чтобы тем легче найти основание для утверждения. Но не забудем, что познавание должно быть свободно от предрассудков. Немало ученых, которые представляют из себя ханжей, только подрывая прекрасную свободу науки. Надземное должно дать широкую возможность для научных наблюдений. Сами видите, насколько связано современное людское мышление.

Можно убедиться, что даже в древности умы исключительные не боялись помыслить о живом пространстве. Иногда они населяли его своеобразно под давлением толпы, но все же полет их мысли был широк. Мы познавали и материально, и идеально, чтобы прийти к заключению, что оба образа мышления в своем высшем выражении приходят к единству. Не нужно подозревать, что Мы хотим навязать свое убеждение, Мы лишь желаем снять цепи, затрудняющие шаг человечества.

Мыслитель поучал: "Оставьте за порогом оковы, они мешают говорить о свободе мысли".

Н., 548. Урусвати знает, что жестокость, грубость, лицемерие и ложь препятствуют продвижению человечества. Наука, гордая своими достижениями и преуспеяниями, не помогает найти человечность. Искусство не повышает сознания — значит, в мире неблагополучно.

Учения общественные указывают на основы продвижения; и нигде не найти восхваления четырех названных пороков; около всех указаний отмечается одно и то же восхождение человеческого сознания. Самые крайние учения не превозносят ложь. Но ни наука, ни искусство, ни религия не искореняют пороков, которые как оковы человеку. Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям. Даже некоторые философические общества рассуждают о высших предметах и немедленно после предаются самым позорным порокам. Нужно посмотреть в корень общественной болезни.Только оздоровление внутренней жизни поможет повысить и общественные проявления.

Так, кроме научного познавания, кроме кратчайших восторгов, приносимых искусством, нужно мужество, чтобы улучшить внутреннюю жизнь. Мужество развивает и терпение. Человек, терпеливый по природе, будет мужественен и вынослив.

Нужно противопоставить хаосу лучшее проявленное, которое живет в нас. Только такой самодеятельностью можно восходить беспрестанно. Люди боятся слова "нравственность", но охотно рассуждают о нравах, точно такие понятия не имеют одного корня. Но нрав не изменится без воздействия всей внутренней жизни.

Мыслитель поучал: "Нравы народов сложат историю человечества. Пусть эти огни светло пламенеют".

Н., 556. Урусвати знает, что атлантам было ведомо воздухоплавание. Не покажется ли странным, что после гибели Атлантиды это достижение исчезло? Ведь некоторые оставшиеся атланты могли знать тайну полета. Но вместо того в летописях мелькнули краткие записи о воздушных кораблях, и затем это открытие было надолго забыто. Малое сведение о Соломоне и его летающем корабле осталось в виде сказки, так же как и сказка о ковре-самолете. Уже много раз человечество мечтало о крыльях, но эти поиски продолжались тысячелетия.

Почему человечество должно было лишиться надолго такого преимущества? Но не одно достижение было забыто, как бы отнято. Не могло быть иначе, когда люди забывали о своем коренном назначении.

Не нужно удивляться, что и теперь многие нахождения задерживаются. Можно слышать, что нужные записи исчезают, и уже готовое открытие откладывается.

Люди готовы верить разным сказкам, но не замечают действительности. Прогресс имеет свои кривые. Пора обратить внимание на волны человеческих достижений. Правильно скажут, что история донесла лишь отрывочные сведения, но и эти краткие намеки помогут вдумчивому исследователю.

Мыслитель признавал древность Земли и человека. Он утверждал, что планета пережила много катастроф. Он же писал и об Атлантиде, но люди долго считали это сказкою. Лучшая действительность для невежд — сказка.

Н., 582. Урусвати знает, что мысль человеческая часто бродит вокруг сужденного открытия и не понимает, как прервать этот круг. Люди изучают радиоволны и не представляют себе, что тот же метод применим и к мыслеволнам. Ученые знают о магнитных бурях, но те же рассуждения применимы к психическим бурям. Люди изучают нервную систему, но не мыслят о тонких энергиях. Иногда найденное стоит у самого входа к сужденному, но последний рычаг остается непримененным. Тот, кто не желает приблизиться к расширению сознания, тот долго будет кружить по безвыходному кругу.

Мы любим некий народ, ибо он менее других замкнут в тесный круг. Урусвати правильно понимает, что искание справедливости и стремление к служению делают народ подвижным. Такой народ уже близится к продвижению. Пусть осуждают его за многие несовершенства, в таких несовершенствах заключается возможность. Хуже нет совершенного шарика, бегающего по замкнутому кругу.

Народ учится на невзгодах. В истории человечества нет преуспеяний в спокойных периодах. Каждый народ-победитель умеет быть и подвижным. Мысль такого народа открыта к новым смелым нахождениям. Суровость обихода направит народ в будущее. Радостно помочь там, где и среди бедности растет стремление к служению.

Мыслитель заботился о движении народа: "Пусть учатся в движении, так легче найти ритм".

Н., 584. Урусвати знает, как трудно с теми, кто уверяет, что незримое ими вообще не существует. Они полагают подобно своим прадедам, которые жили до микроскопа и телескопа; никакие аналогии их не убеждают. Они называют себя реалистами, материалистами и скептиками, остальных они зовут идеалистами и осуждают за предрассудки.

На деле оказывается наоборот, эти реалисты являются настоящими идеалистами, ибо они верят в идеи, ими выдуманные. Между тем, те, которых называют идеалистами, оказываются истинными реалистами. Они хотят изучать, и знание их основано на наблюдениях. Они не допускают суеверия и предрассудков, ибо они знают о неисчерпаемости проявлений Природы. Они поручились лишь свидетельствами достоверными. Они могут называться материалистами, потому что утверждают качества материи.

Можно ли называть себя материалистами лишь во имя ограниченности и невежества? Повсюду вам придется удостоверяться, как велико число людей невежественных и воинствующих своим невежеством. Не утешайтесь тем, что некоторые честные и пытливые наблюдатели заняты науками высшего реализма, число их мало и они подобно древним христианам принуждены скрываться в катакомбах. Нужно уважать этих исследователей, но им особенно вредят ложные начетчики. Также вредят те, кто не может понять, отчего им недоступны некоторые постижения. Они способны осудить все сущее, кроме самих себя.

Мыслитель указывал на пса, говоря: "Он видит многое, что нам незримо, но человек может быть не хуже пса".

Н., 592. Урусвати знает, что самое темное суеверие есть суеверие отрицателей. Они отказались от естественного познавания. Они насилуют науку, самовольно ограничивая ее. Они действуют бездоказательно, ибо их ложные уверения не обоснованы. Они называют себя учеными, забывая о принципе науки. Они зовут всех изуверами, но сами коснеют именно в изуверстве. Они настаивают на ненаселенности миров, но не могут доказать своих выводов. Наука под влиянием суеверов вступает на ложный путь.

Суеверы не хотят замечать, что истинные ученые продвигают сознание. Энергетические основы ненавистны суеверам, ибо лишь этим лабораторным путем люди приблизятся к пониманию Надземного. Суеверы особенно страшатся таких неоспоримых доказательств. Для них пусть пространство будет пустым, лишь бы можно было изрыгать огульные отрицания.

Находка психической энергии для них недопустима. Энергия мысли для них - пустой звук. Они в своем упорстве не замечают, как становятся злыми ретроградами.

Безумцы, можете ли воспрепятствовать человеку мыслить в свободе беспредельной?

Единственно в чем можно быть признательным суеверам, это когда они образуют наковальню, о которую пламенный молот кует клинок истины. Суеверы возмутятся сравнением с наковальней, им хочется быть молотом, но такой молот кует эволюцию, которая основана на свободном познавании.

Наибольший срам человечества заключается в суеверии. Суеверы к тому же всегда высокомерны; в невеждах всегда гнездится это свойство.

Мы говорим о Надземном, ибо человечество нуждается в осознании его. Мы хотим, чтобы Надземное познавалось путем научным, путем исследований и наблюдений. Для таких достижений человек должен углубить сознание и возвысить мысль. Для свободного мышления не опасны суеверы, но не будем преуменьшать их злобных попыток. О свободном познавании они скажут: "Твоя жизнь — моя смерть".

Мыслитель говорил: "Кто же может ограничивать мышление? Он не только невежда, но безумен!"

Н., 679. Урусвати знает, что Надземное может быть изучаемо с любой точки зрения, лишь бы познавание было не предрассудочно и не ограничено. Так каждая область науки может открыть свой доступ к Надземному. Астрономия превратится в познание обитаемости миров. Физика даст место астрофизике. Химия не забудет астрохимию. Явление надземное украсит философию и психологию. Можно видеть, как физиология установит связь человеческого организма с Космосом. История позаботится найти ценные указания среди древних писаний.

Можно предугадать, что радиопередача и телевизия откроют новые прогнозы о Надземном. Таким путем даже самые так называемые позитивные науки послужат расширению сознания.

Не нужно ожидать каких-то необычных смен эпохи, когда каждый неограниченный ум может немедленно углубить свое разумение. При этом будут подняты из праха оклеветанные науки, вроде астрологии и алхимии, и прочие познания тончайших энергий. Человечество может, не отвергая прежних достижений, обновить жизнь. Пусть только каждый скажет вместо слова "нельзя" слово "можно". Только таким самооткровением люди придут к изучению самых насущных областей. Даже геология даст напоминание о напластованиях, происходивших при воздействии надземных причин.

Мыслитель указывал на Землю, говоря: "И ты, Земля, напомни нам о Надземном Величии".

Н., 685. Урусвати знает, что современная наука начала основываться век тому назад. Каждое такое новообразоваие влечет за собою поручение многого познанного ранее и разделение на многие пути, внося тем вредное ограничение. И теперь человечество доходит до следующей ступени, когда восстают древние истины и чувствуется необходимость синтеза.

Что же вносит такие признаки обновления? Нельзя думать, что образование школьно<

Наши рекомендации