Задачи логопедического обследования.
1. Необходимо выделить первичный дефект и вторичные нарушения. Представить общую картину нарушения речи. Известно, что ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми расстройствами.
2. Выявить особенности психического развития личности. В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Исследование симптоматики нарушения речи и других ВПФ обследуемого ребенка позволит правильно диагностировать нарушение и определить потенциальные возможности развития ребенка и пути коррекции его дефекта.
Перед обследованием ребенка необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией. Обследование начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье (в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту.
В истории болезни или речевой карте отмечают нижеследующее.
1. Анамнез (раннее развитие ребенка, болезни, возраст родителей, здоровье семьи с уточнением наличия или отсутствия у близких врожденных поражений неба).
Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 23 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т. п.;
роды, их характер (срочные, недоношенность, причины ее);
состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции);
раннее развитие ребенка:
а) брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?
б) когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физическом развитии ребенка.);
в) какие заболевания были у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;
г)раннее речевое развитие. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?
д)психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?
е)выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время).
2. Характер дефекта:
Отмечается наличие асимметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте;
а) расщелина твердого и мягкого неба (полная или неполная);
б) скрытая (субмукозная) щель;
в) Отмечается форма губ и их активность, наличие швов на губе. расщелина верхней губы (односторонняя, двусторонняя);
г) время проведения хирургического лечения, сведения о повторных операциях;
д) возраст, в котором проводилась операция;
е) особенности послеоперационного течения (имелись лиосложнения в виде расхождения швов, остаточных дефектов);
ж) строение и форма твердого неба, наличие свищевыхходов;
з) характер прикуса, состояние зубов и строение альвеолярного отростка верхней челюсти.
3. Состояние мягкого неба и язычка:
а) длина мягкого неба; подвижность при произнесении гласного звука А или Э либо при вызывании глоточного рефлекса касанием шпателем небных дужек;
б) наличие или отсутствие смыкания
пассивного(возможность механически отодвинуть мягкое небо до соприкосновения с задней стенкой глотки), активного (способность мягкого неба достать заднюю стенку глотки при произнесении гласных«а»или«э»)
в) степень выраженности рубцовых изменений;
г) высокое или низкое стояние мягкого неба.
4. Функциональное состояние глоточных мышц: рефлексыживые, заторможенные; наличие или отсутствие фарингопластики, рубцовых изменений.
5. Состояние артикуляторной моторики:
а) подвижность нижней челюсти, языка, губ, щек спонтанно и по заданию;
б) компенсаторные движения мимической мускулатуры(крыльев носа, щек, лба);
в) мимика (живая, вялая, скованная).
6. Дыхание:
а) тип физиологического дыхания; (верхнеключичное, грудное или диафрагмальное;
б) тип речевого дыхания, глубина, длительность речевого выдоха;
в) отсутствие или наличие утечки воздуха через нос во время речи.
7. Состояние голосовой функции:
а) сила звучания – умение изменять силу голоса при произнесении тестового материала;
б) высота – возможность голосовых модуляций;
в) тембр – яркость, звонкость, глухость,
г) назальность – открытая, закрытая, смешанная;
д) наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации.
Такой подробный анамнез дает представление о характере речевого нарушения, его природе и в некоторой степени показывает возможности логопедического воздействия.
Анамнестические сведения дополняются непосредственным обследованием ребенка. Обследование речи ребенка начинается с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его речевых возможностей. Все сведения фиксируются в карте обследования.
8. Характер спонтанной речи (во время простого диалога,проговаривания тестовых слогов и фраз, счета до 10–20):
а) разборчивость речи;
б) степень назализации (слабая, умеренная, гиперназализация);
в) темп, паузация и мелодика речи;
9. Исследование звукопроизношения.
а) нарушение звукопроизношения – отсутствие, замена и искажение звуков;
б) изолированное произнесение гласных и согласных звуков.
Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю, и.
Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.
Далее обследуется характер артикуляции всех согласных (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).
10. Исследование развернутой речи:
а) объем активной и пассивной лексики;
б) степень владения грамматическим строем;
наличие у ребенка развернутой речи и возможность ее использования, осуществление процесса коммуникации (с помощью отдельных слов или фразовой речи); умение ребенка пользоваться диалогической речью и задавать вопросы.
При характеристике развернутой речи необходимо остановиться на особенностях развития лексико-грамматического строя речи и владения контекстной речью.
Этот раздел обследования важен для характеристики степени общего речевого недоразвития, которое может осложнить ринолалию.
Исследование развернутой речи дополняется изучением качества речи ребенка при чтении (как изменяется речь обследуемого при чтении. Отдельно отмечается техника чтения).
11. Исследование слуха, слухового внимания. В случаях жалоб на состояние слуха и при затруднении выявления его состояния собственными средствами логопед должен направить ребенка на специальное исследование (снятие аудиограммы).
12. Исследование состояния психических функций (с участием психоневролога или патопсихолога): внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Результаты обследования постоянно уточняются в процессе работы с ребенком.