Если совершена суицидальная попытка или самоубийство

Информирование работников школы и соучеников

В школах должны существовать специальные инструкции относительно информирования работников школы, особенно, учителей, а также учащихся и их родителей, о совершении в школе суицидальной попытки или самоубийства. Эти меры направлены на предотвращение кластеризации самоубийств, т.е. проявления «эффекта заразительности». Этот эффект является следствием психологической тенденции суицидальных детей и подростков подражать деструктивным действиям людей, совершивших самоубийство или суицидальную попытку. В настоящее время широко используются рекомендации по контролю и предотвращению кластеризации суицидов, разработанные и опубликованные в 1994 году Центром по контролю заболеваемости США [27].

Важно не только выявить всех учеников с суицидальными тенденциями, обучающихся в том же и в других классах школы. Суицидальный кластер может охватить не только знакомых друг с другом детей и подростков, даже совершенно чужие и никогда не встречавшие самоубийцу юноши и девушки могут имитировать его поведение и, в результате, тоже совершить самоубийство.

Соучеников, работников школы и родителей следует тактично, но объективно известить о самоубийстве или суицидальной попытке, совершенной учеником, и проработать переживания, вызванные случившимся событием.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Самоубийство не является громом с ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. Превенция самоубийств является для учителей и других работников школы задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:

· своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

· формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;

· облегчение душевных страданий;

· проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

· оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;

· контроль посещаемости занятий и прогулов;

· дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;

· своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотребленияем алкоголем или наркотиками;

· осуществление мероприятий по ограничениию доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;

· оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. McKey PW, Jones RW, Barbe RH. Suicide and the School: a Practical Guide to Suicide Prevention. Horsham, PA, LRP Publications, 1993.

2. McGoldrick M, Walsh F. A systematic view of family history and loss. In: Aronson Med. Group and Family Therapy. New York, Brunner/Mazel, 1983.

3. Litman R.E. Psychological autopsies of young suicides. In: Report of Secretary's Task Force on Youth Suicide. Vol. 3: Prevention and Interventions in Youth Suicide. DHHS Publ. No. (ADM) 89-1623. Washington, DC, US Government Printing Office, 1989.

4. Holinger PC, Klemen EH. Violent deaths in the United States, 1900-1975. Social Science and Medicine, 1982, 16: 1929-1938.

5. Jilek-Aall L. Suicidal behaviour among young: a cross-cultural comparison. Transcultural psychiatry research review, 1988, 25: 87-105.

6. Sudak HS, Ford AB, Rushforth NB. Adolescent suicide: an overview. American journal of psychotherapy, 1984, 38: 350-363.

7. Gould MS, et al. Psychopathology associated with suicidal ideation and attempts among children and adolescents. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1999, 37(9): 915-923.

8. Carris MJ, Sheeber L, Howe S. Family rigidity, adolescent problem-solving deficits and suicidal ideation: a mediational model. Journal of adolescence, 1998, 21(4): 459-472.

9. Garofolo R et al. The association between health risk behaviours and sexual orientation among a school-based sample of adolescents. Pediatrics, 1998, 101(5): 805-902.

10. Spruijt E, de Goede M. Transitions in family structure and adolescent well-being. Journal of adolescence, 1997, 32(128): 897-911.

11. Weissman MM et al. Children with prepubertal-onset major depressive disorder and anxiety grow up. Archives of general psychiatry, 1999,56:794-801.

12. Schaffer D, Fisher P. The epidemiology of suicide in children and young adolescents. Journal of the American Academy of Child Psychiatry, 1981, 20: 545-565.

13. Wasserman D. Depression - en vanlig sjukdom [Depression - a common illness]. Stockholm, Naturoch Kultur, 1998.

14. Vandivort DS, Locke BZ. Suicide ideation, its relation to depression, suicide and suicide attempt. Suicide & life-threatening Behavior, 1979, 9:205-218.

15. Pommereau X. Quand t'adolescent va ma/.[When things don't go well for adolescents]. 1997. Ed. J'ai lu. 123.

16. Beautrais AL et al. Precipitating factors and life events in serious suicide attempts among youths aged 13 through 24 years. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1997, 36: 1543-1551.

17. De Wilde EJ et al. The relationship between adolescent suicidal behavior and life events in childhood and adolescence. American Journal of Psychiatry 149:45-51.

18. Cohen-Sandler R, Berman AL, King RA. Life stress and symptomatology: determinants of suicide behavior in children. Journal of the American Academy of Child Psychiatry, 1982, 21: 178-186.

19. Zenere FJ, Lazarus PJ. The decline of youth suicidal behaviour in an urban, multicultural public school system following the introduction of a suicide prevention and intervention programme. Suicide & life-threatening Behavior, 1997, 27(4): 387-403.

20. Weissman MM et al. Depressed adolescents grow up. Journal of the American Medical Association, 1999, 281(18): 1701-1713.

21. Marcelli, D. Suicide and depression in adolescents. Revue du Praticien, 1998, 48:1, 419-423.

22. Malley PB, Kusk F, Bogo RJ. School-based adolescent suicide prevention and intervention programs: a survey. School Counselor, 1994,42:130-136.

23. Smith J. Coping with Suicide. New York, Rosen, 1986.

24. Weissman MM, Fox K, Klerman GL. Hostility and depression associated with suicide attempts. American journal of psychiatry, 1973, 130:450-455.

25. Erikson EH. Identity, Youth and Crisis. New York, Norton, 1994. (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Изд. Группа «Прогресс», 1996)

26. Papenfuss RL et al. Teaching positive self-concepts in the classroom. Journal of school health, 1983, 53: 618-620.

27. Centers for Disease Control. CDC recommendations for a community plan for prevention and containment of suicide clusters. Morbidity and mortality weekly report, 1994, Suppl.: 1-12.

ПРЕВЕНЦИЯ САМОУБИЙСТВ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛ

Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 1,39 Печать ризографическая.

Тираж 300 экз. Заказ 333

Отпечатано с готового оригинал-макета

в типографии фирмы «Ветаком»

г. Одесса, ул. Пантелеймоновская, 15

Тел: (0482)-496-100, 496-101.

Наши рекомендации