Как определить ваш телесный тип

Теперь, когда вы получили три суммы баллов, можно опре­делить ваш телесный тип. Хотя существует всего три доит, помните, что Аюрведа различает десять вариантов их ком­бинаций и, соответственно, десять телесных типов.

Если одна из трех полученных сумм значительно превышает другие, то, следовательно, вы относитесь к соответствующему телесному типу однозначно.

Монодошные телесные типы:

Вита

Питта

Канха

У нас, безусловно, монодоитын телесный тип, если одна из сумм баллов превышает любую другую вдвое (например: Пата — 90, Питта — 45, Капха — 35) или тем более если превышение еще значительнее. В монодошном типе доми­нируют характеристики одной из дош. Вторая по сумме бал­лов доша также характеризует ваши естественные склоннос­ти, но в значительно меньшей степени.

· Если ни одна отдельная доша не доминирует, вы от­носитесь к двудошному телесному типу.

Двудошные телесные типы:

Вата-Питта или Питта-Вата

Питта- Kanxa или Капха-Питта

Kanxa -Вата или Вата-Капха

Если вы относитесть к двудошному телесному типу, то в вас доминируют характеристики двух главных дош; одна из них может преобладать, но и другая играет важную роль.

К такому двойному типу принадлежит большинство людей (пример: Вата — 80, Питпга — 90, Капха — 20; такой итог означает принадлежность к типу Питта-Вата ).

· Если все три суммы баллов примерно одинаковы, вы, очевидно, принадлежите к тридошному телес­ному типу.

Тридошный телесный тип:

Вата-Питта-Капха

Последний тип, впрочем, встречается очень редко. Про­верьте еще раз ваши ответы; целесообразно привлечь к этой проверке кого-то из друзей. Наконец, еще раз прочитайте внимательно описания всех дош, чтобы определить более заметные свойства вашего телесного типа.

ТРИ ДОШИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Согласно Аюрведе , знание своего телесного типа есть первый и важнейший шаг к подлинному здоровью. Это особенно верно в отношении вред­ных привычек. Хотя для поддержания жизни организма в нем должны присутствовать все три доили, они крайне редко присутствуют у конкрет­ного человека в равных пропорциях. Поэтому крайне важно знать, какая из дош, — Вата, Пит-та или Капха — оказывает на вас основное вли­яние. Выяснив свою доминирующую доту, вы сможете распознать, в каких областях вы наи­более уязвимы при физическом или эмоциональ­ном стрессе. Вы сможете также определить, ка­кие виды деятельности и какие перемены в образе жизни наилучшим образом помогут вам восстано­вить равновесие в вашем сознании и теле.

ВАТА

Подобно ветру прерий, Вата все время движется, перемещается, меняя при этом направление. Ва­та-тип существенно более изменчив, чем Питта или Капха, и то, каким будет его поведение на следующий день, предсказать гораздо труднее. Для людей Вата -типа характерны внезапные всплески энергии, как эмоциональной, так и фи­зической, которые столь же быстро прекращаются. Прогуливаясь ли, обедая, решая, идти ли им спать, люди этого типа последовательны лишь в своей непоследовательности. Такая переменчи­вость также характерна для их пищеварения, настроения, эмоций и общего состояния их здо­ровья. Вата -тип, например, особенно уязвим для таких мелких заболеваний, как простуда или грипп.

Характеристики Вата-типа

• легкий, худощавый

• все делает быстро

• нерегулярные аппетит и пищеварение

• легкий, непостоянный сон, склонность к бес­соннице

• энтузиазм, живость, воображение

• возбудимость, быстрая смена настроений

• быстро схватывает информацию и быстро ее забывает

• склонность к беспокойству

• склонность к запорам

• быстрая утомляемость, склонность к пере­напряжению

• умственная и физическая энергия проявля­ется всплесками

Очень характерно для Вата-типа :

• может испытывать голод в любое время дня или ночи

• любит возбуждение и постоянные перемены

• ложится спать каждый вечер в другое вре­мя, пропускает приемы пищи и вообще час­то меняет привычки

• хорошее пищеварение в один день и плохое в другой

• яркие и несдержанные вспышки эмоций, которые продолжаются недолго и быстро забываются

• быстрая ходьба

ПИТТА

Питта подобна жаркому неистовому пламени; ее отличительная черта — напор. Такое сходство с жаром проступает даже в физических характеристиках людей Питта -типа, часто рыжеволосых и краснолицых. По натуре эти люди амбициозны, порой даже одержимы, склонны дерзко самовыражаться и ожесточенно спорить. Находясь в состоянии уравновешенности, люди Питта -типа нежны и ласковы, лицо их излучает тепло; они просто пронизаны счастьем. Однако когда в игру вступает стресс, неправильное пита­ние или другой дестабилизирующий фактор, начинает заявлять о себе агрессивная, критическая сторона Питты.

Характеристики Питта-типа

• среднего телосложения

• острый голод и жажда, мощное пищеваре­ние

• склонность к гневу и раздражению в стрес­совых ситуациях

• белая или розовая кожа, нередко в веснуш­ках

• избегает солнца, не любит жаркой погоды

• предприимчивый характер, любит испыта­ния

• острый интеллект

• точная, выразительная речь

• не любит пропускать приемы пищи

• светлые, русые, рыжие (или рыжеватые) волосы

Людям Питта-типа особо свойственно:

• испытывать мучительный голод, если обед запаздывает на полчаса

• жить по часам, негодовать по поводу пустой траты времени

• просыпаться среди ночи от жары и жажды

• брать ситуацию под свой контроль или ис­пытывать такую потребность

• убеждаться на опыте, что другие считают его слишком требовательным, саркастичес­ким или бескомпромиссным

• решительная походка

КАПХА

Капха — самая спокойная и устойчивая доша, выходит из равновесия далеко не так легко, как Вата или Питта. Капха привносит в организм упорядоченность и жизнестойкость; это проявляется в коренастом телосложении многих людей Капха-типа . По натуре люди Капха -типа невозмутимы и оптимистичны. Их нелегко рассердить. Прежде чем занять собственную позицию по какому-либо вопросу, они предпочитают принять во внимание все возможные точки зрения. Выйдя из равновесия, люди Kanxa -типа, однако, бывают заторможенны и нерешительны. Им идут на пользу диета и энергичные физические упражнения, противостоящие их естественной склонности к ожирению. Несмотря на такого рода слабости, Аюрведа считает людей Капха-типа весьма счастливыми: они, как правило, любящи и внимательны, а их врожденная физическая стойкость защищает их от всякого рода болезней.

Характеристики Капха-типа

• крепкое, мощное телосложение; большая физическая сила и. выносливость

• стабильная энергия; медлительность и изя­щество в действиях

• спокойный, расслабленный характер; не спешит гневаться

• холодная, гладкая, толстая, бледная и часто жирная кожа

• медленно усваивает новое, зато отличается хорошей цепкой памятью

• глубокий продолжительный сон

• склонность к ожирению

• медленное пищеварение, умеренный аппе­тит

• склонность к собственности и к самодоволь­ству

Людям Kanxa -типа особо свойственно:

• долго обдумывать проблему, прежде чем принять решение

• долго просыпаться, долго лежать в постели, первым делом с утра выпить кофе

• ценить статус-кво и сохранять его посредс­твом ублажения других

• уважать чувства других людей (если испы­тывает к ним подлинную симпатию)

• искать эмоциональный комфорт в еде

• влажные глаза, изящество движений, плав­ная походка — даже при избытке веса

Во второй части мы поговорим о некоторых особо распространенных вредных привычках, уделив особое внимание их связи с дошоми . Поскольку неуравновешенная Вата ответственна за импуль­сивные действия и нервную неустойчивость, успокоение этой доши имеет дня преодоления вредных привычек особое значение. Неуравновешенная Питта лежит в основе преувеличенного чув­ства самоконтроля, свойственного некоторым пристрастившимся, в том числе уверенности из разряда «Я могу бросить, как только захочу» или

«Я могу пить сколько хочу, и это не приносит мне никакого вреда». С другой стороны, люди Капха- типа нередко действительно способны дольше других переносить воздействие вредных веществ. В сочетании с их естественной склонностью к инерции и медлительности это порой побуждает людей Капжа-типа сопротивляться лечению.

Я настоятельно рекомендую вам прочесть все главы второй части, даже если вы лично не имеете никаких вредных привычек. Знакомство с пред­ставлением об аддиктивном поведении, отличающимся от вашего собственного, может весьма способствовать расширению вашего кругозора. Кроме того, это поможет вам понять чувства людей, не страдающих пристрастиями, — друзей, родственников, коллег по работе, — которым приходится иметь дело с этим сложным психологическим явлением, несмотря на то что оно, быть мо­жет, совершенно чуждо их собственному жизнен­ному опыту.

В третьей части речь пойдет о конкретных стратегиях устранения Вата-неуравновешенности , лежащей в основе любой вредной привычки. Аюрведические методы позволят целиком и полностью восстановить равновесие в вашем организме. Вы сможете обрести опыт подлинного счастья, благодаря которому в вашей жизни по просту не останется места для какого бы то ни было аддиктивного поведения.

Несмотря на то что эта книга способна принести своему читателю огромную пользу, пожалуйста, имейте в виду, что она никоим образом не может заменить профессиональную помощь врача, если речь идет о проблемах, чреватых серьезной опасностью для здоровья. Вредные привычки обуслоалены сочетанием личностных, социальных и экологических факторов. Призывая вас взять на себя ответственность за ваше собственное здоровье, я хочу также, чтобы вы знали о возможном существовании воздействий, непод­властных вашему контролю и даже вовсе вам не известных. В любом случае, прежде чем приступать к новой диете или курсу упражнений, в том числе и к описанным в третьей части, пожалуйста, проконсультируйтесь со своим врачом. Это особенно важно, если из-за укоренившихся вредных привычек нынешнее состояние вашего здо­ровья ослаблено.

Чопра Дипак - "Как преодолеть вредные привычки"

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Опыт пагубных пристрастий

АЛКОГОЛИЗМ

Алкоголь, в форме пива ли, вина или крепких напитков, с древнейших времен служит в обществе для множества целей. В католической мессе, еврейском пасхальном богослужении, ритуалах многих других религи­озных верований алкоголь играет церемониаль­ную, а то и сакральную роль. В Соединенных Штатах, отмечая праздничные события, мы пьем шампанское, а нескончаемая телевизионная реклама раз за разом напоминает нам, что обилие пива — неотъемлемый признак хорошо прове­денного времени. Все это есть следствие давней западной традиции. Говоря о важности алкоголя в общественной жизни Англии XVII века, один историк сказал, что питие было «...вплетено в ткань общественной жизни. Оно играло ту или иную роль едва ли не во всякой публичной и приватной церемонии, любой торговой сделке, любом цеховом ритуале, любом событии частной жизни —как торжественном, так и траурном».

Рука об руку с важнейшей социальной ролью алкоголя идет, однако, и давняя традиция враждебности к питию. В Америке она достигла апогея во времена Сухого закона 20-х — начала 30-х годов. Но даже без всяких запретов потребление алкоголя населением Америки по-прежнему имеет общую тенденцию к снижению после достигнутого около 150 лет назад пика. По имеющимся оценкам, в 1830 году потребление чистого спирта на душу населения составляло 7,1 галлона [2] , тогда как в 1989 году эта цифра составила всего 2,43 галлона.

Но даже показатель 1989 года в пересчете составляет 576 банок пива на каждого американца, так что, как видим, употребление алкоголя все еще весьма распространено. Однако приходится оно в основном на относительно небольшую часть населения: исследования показали, что пятьдесят процентов всего количества алкогольных напитков потребляется всего десятью процентами от общего числа пьющих. Эти десять процентов со­ставляют группу алкоголиков и зависимых от алкоголя людей, которым в первую очередь и адресована данная глава.

ПЛЮСЫ АЛКОГОЛЯ

Обсуждая историю моей юной пациентки Эллен , я уже говорил о своем убеждении, что, имея дело с пристрастием к тому или иному веществу, важно знать как о его пагубном воздействии, так и о доставляемом им удовольствии. Несомненно, с алкоголем ассоциируется множество приятных ощущений. Имеются даже документальные свидетельства о его пользе для здоровья. И в то же время, когда «употребление» превращается в «злоупотребление», вред от алкоголя значительно превышает пользу, что, конечно же, дает о себе знать очень скоро.

Кто-то может задаться вопросом, как вообще люди пришли к употреблению алкоголя? Историки считают, что первобытный человек мог обратить внимание, как разительно меняется поведение животных, которые поели забродивших плодов. Возможно, кто-то особо любопытный решил выяснить, что же заставляет, скажем, оленя ходить шатающейся походкой. А отсюда уже, пожалуй, недалеко и до того мастерства, даже искусства, которого люди достигли в производстве ал­когольных напитков.

За многие тысячи лет алкогольные напитки и техника их приготовления вплелись в ткань человеческой цивилизации. Не так давно в Иране был найден кувшин со следами спирта — это подтверждает, что вино производилось на Среднем Востоке более семи тысяч лет назад. Один историк заметил, что существует только два изобретения, равно присущих всем культурам: та или иная разновидность хлеба либо макаронных изделий и «открытие и использование естественного процесса брожения». Вино, конечно же, часто упоми­нается в Библии, как с позитивным, так и с негативным смысловым значением.

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что правители Персидской империи не выносили окончательного решения ни по одному из важных вопросов, не обсудив его как в трезвом, так и в нетрезвом состоянии. А в одном из прекраснейших диалогов Платона «Симпозиум», где обсуждаются вопросы любви, мы становимся свидетелями непринужденной беседы собутыльников; само греческое слово симпозиум в буквальном переводе означает «пить вместе». Питие также час­то упоминается (и прославляется) у Шекспира и занимает важное место в творчестве бесчисленного множества других писателей и художников — не говоря уже о том, что оно значило в их собственной жизни.

Помимо исторического значения собственно алкоголя, питие лежит в основе социальных институтов, сохраняющих свою важность и по сей день. Телевизионное шоу «Будем здоровы!» изображает небольшой кабачок своего рода раем: теплая обстановка, старые друзья встречаются, беседуют, попадают в смешные ситуации... Очень редко действие шоу выносится за пределы этого кабачка, да это и свело бы на нет весь замысел программы. Кабачок способен стать убежищем, безопасным местом, куда можно при случае спрятаться: именно таков смысл названия рассказа Эрнеста Хемингуэя об одном испанском кафе — «Там, где чисто, светло».

Посещение заведений, в основе которых лежит идея коллективного пития, несомненно, способно принести эмоциональную пользу, а всякое переживание радости или расслабления, кроме того, приносит пользу физиологическую. Более того, как медицинские, так и популярные взгляды на алкоголь несколько изменились под влиянием ис­следований, показывающих, что умеренное употребление алкоголя способно снизить риск сердечных заболеваний. И хотя исследователи связывают такое воздействие алкоголя с изменением химического состава крови, причиной с тем же успехом может быть и снижение уровня стресса.

С доисторических времен алкоголь играл в жизни человека ту или иную, но всегда чрезвычайно важную роль. С одной стороны, он использовался в религиозных таинствах и обрядах в качестве средства установления контакта с богами. С другой стороны, алкоголь помогал людям сблизиться друг с другом. Эта двойственная, священная и мирская функция алкоголя позволяет сравнить его с огнем как структурным началом нашей жизни. И, подобно огню, он легко может выйти из-под контроля.

ОПАСНОСТЬ АЛКОГОЛЯ

Алкогольные продукты можно считать напитками, но точно так же их можно рассматривать как наркотики. По существу, алкоголь — это нарко­тик, злоупотребление которым распространено в Соединенных Штатах гораздо больше, чем каким-либо другим. Согласно результатам одного замечательного исследования, в Америке на долю алкоголя приходится 85% всех случаев наркотической зависимости. Помимо этого, имеются данные, что под воздействием алкогольного пристрастия в тот или иной период своей жизни пребывают около 13,5% всего населения США.

Последствия этой печальной статистики чрезвычайно серьезны как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Некоторые формы рака, например, напрямую связываются с запойным пьянством, а при раке пищевода следствием употребления алкоголя являются целых 75% смертельных исходов. Нередки и случаи, когда чрезмерное потребление алкоголя приводит к раку печени. Результатом длительного пьянства может быть разрушение поджелудочной железы, желудка, тонкой кишки, не говоря уже об ослаблении мыслительной способности. Поистине, подробный перечень производимых алкоголем разрушений, равно как и счет за соответствующее лечение, занял бы не одну страницу.

Опасности, которые несет с собой алкоголь, не ограничиваются его биохимическим воздействи­ем. Несмотря на достигнутый в последние годы существенный прогресс, общеизвестной остается высокая степень обусловленности употреблением алкоголя автокатастроф; около половины смер­тельных случаев на дорогах по-прежнему связаны с пьянством. Алкоголь так или иначе замешан в шестидесяти процентах случаев гибели людей на воде. Помимо этого, около 30 тысяч человек ежегодно гибнут в различного рода вызванных употреблением алкоголя происшествиях, не связанных с механическими транспортными средствами. Важно отметить, что эти цифры относятся не только к жертвам, находившимся в состоянии тяжелого опьянения. В конечном счете любое употребление алкоголя существенно увеличивает вероятность пострадать от несчастного случая.

Проблемы, порождаемые пристрастием к алкоголю, весьма существенны и в не столь зловещей сфере. Так, пьянство часто становится причиной бессонницы. С пьянством может быть связано и ожирение, и разновидность отвращения к пище, распространенная среди горьких пьяниц, которые, бывает, ничего не едят, получая калории только от алкоголя. Довольно-таки неприятным может быть и похмелье, биохимический механизм которого, несмотря на обилие народных средств от этой напасти, полностью еще не изучен.

Снова-таки, это лишь мимолетный взгляд в бездну несчастий, которые навлекает на себя тот, кто чрезмерно увлекается алкоголем. Нам, однако, стоило бы более тщательно разобраться, что здесь означает слово «чрезмерно» и в чем состоят различия между потребностью в алкоголе и подлинно аддиктивным поведением.

Наши рекомендации