Психологическая настройка к бою с определенным противником.
Анализируя особенности будущего противника, тренер должен помочь боксеру правильно оценить свои возможности. Учитывая соотношение сил, тренер указывает боксеру пути для достижения победы. При этом он должен благотворно повлиять на психику боксера, внушив ему уверенность в успехе предстоящей борьбы. Для этого тренер сам должен быть достаточно тонким психологом.
Психологическая подготовка боксера к встрече с неизвестным противником сложнее, так как ничего конкретного посоветовать тренер бывает не в состоянии. Здесь он должен полагаться только на секундирование, а пока подбодрить боксера, напомнить ему о необходимости быть осторожным с незнакомым противником, не забывать о защите и набирании очков. Разведка боем придаст боксеру уверенность в тактике ведения борьбы на ринге.
Вопрос о специальной психологической настройке боксера к бою с определенным противником возник в связи с рядом отрицательных случаев в практике соревнований.
Бывали случаи, когда боксер, как будто во всех отношениях подготовленный к состязаниям, проявлял необъяснимую слабость, вызванную боязнью противника. Это состояние спортсмена, известное в спортивной психологии под названием отрицательной эмоции, относится к его эмоциональной памяти.
Бывает, что спортсмен, проигравший в прошлых состязаниях какому-то противнику, снова по жребию встречается с ним. При этом боксер испытывает неуверенность в себе, связанную с боязнью проиграть снова.
Тренеры подчас не знают переживаний спортсмена, который из-за ложного самолюбия не признается в своей слабости. В результате они бывают удивлены беспомощностью боксера, которого «просто нельзя узнать на ринге».
В подобном случае тренер должен открыть боксеру пути победы, убедить его в возможности успеха.
При встрече с противником, имеющим громкое имя, у молодого боксера может возникнуть состояние неуверенности в победе. Сознание того, что боксер должен встретиться со знаменитым противником, сковывает его волю, и он выходит на ринг морально побежденным.
Предусматривая возможность такой психологической подавленности своего боксера, тренер должен прийти ему на помощь, поднять его боевой дух.
Психологическая подготовка боксера непосредственно перед выходом на ринг заключается в том, чтобы создать ему нужное боевое настроение для состязания. Эта подготовка проходит в органической связи с разминкой, в которой тренер напоминает боксеру об основных средствах борьбы, о его выигрышных приемах в атаках и защите. Опробуя их в практической разминке, боксер приобретает необходимую уверенность в своих действиях, сосредоточивается на своих тактических задачах и выходит на ринг в состоянии боевой готовности.
В ходе боя тренер подмечает достоинства и недостатки у обоих противников и в минутные перерывы боя дает боксеру советы. При этом тренер должен внушать боксеру уверенность.
При успешном окончании боя тренер должен похвалой поддержать боевое настроение своего питомца для будущей борьбы в турнире. При неудачном исходе боя тренер должен успокоить боксера, а затем откровенно рассказать ему о замеченных недостатках в бою.
3.4.1. Особенности психологической подготовки девушек боксеров
Теоретические знания и практические навыки по организации и проведению тренировочной и соревновательной деятельности накопленные в мужском боксе не всегда позволяют улучшать результаты девушек – боксеров. Психологическое состояние спортсменок – важнейший вопрос тренировочной и соревновательной деятельности. Тренер- преподаватель должен знать, что девушки – боксеры испытывают своеобразный внутренний конфликт: успешно выступая в спортивных состязаниях, где спортсменкам приходится использовать зачастую мужскую технику и тактику ведения боя, они демонстрируют характерное поведение для юношей и тем самым могут испытывать психологическую тревогу – угрозу восприятия окружающими своей женственности. В женском боксе как в одном из наиболее острых видов единоборств, решающую роль в успехе на ринге играет именно состояние психики спортсменки. Поэтому и тренер, и девушка - боксер должны знать, как и какими способами можно развивать необходимые психические качества. В этих целях необходимо применять систему психологических воздействий – процесс формирования психики спортсменки в ходе многолетней тренировочной, предсоревновательной и соревновательной деятельности, пронизывающий все этапы подготовки.
Основные составляющие психологической подготовки спортсменок (проводятся повседневно и круглогодично):
1. Совершенствовать свойства личности: оправданная мотивация занятий спортом, мировоззрение, жизненные идеалы и ценности, потребности и интересы, нравственные и эмоционально-волевые черты характера и т.д.
2. Развивать у девушки - боксера психические процессы, способствующие рациональному и оптимальному выполнению боксерских упражнений и действий (специфические для бокса: мышление, воображение, двигательная память, быстрота реакции, волевые процессы и т.д. и специальные виды ощущений и восприятий - «чувство времени», «чувство дистанции», «чувство удара»)
3. Формировать у спортсменок состояние эмоционально-психологической готовности к выступлениям самого различного уровня и умение сохранить ее в ходе поединка.
На всех этапах подготовки необходимо проводить отслеживание психологического состояния девушек - боксеров, особенно в «экстремальных ситуациях» (сложные и трудные условия тренировки, подготовка к выступлениям, в период тяжелых соревнований), когда наиболее явно проявляются черты характера спортсменок, особенности их эмоционально – волевого состояния. Оценка психологической характеристики девушки- боксера:
- направленность личности (цели, потребности и интересы, мотивы и стимулы спортивной деятельности, жизненные позиции и принципы, ценности и идеалы)
- черты характера, связанные с отношением спортсменки к совершенствованию спортивного мастерства (трудолюбие, дисциплина, увлеченность тренировочным процессом, исполнительность при выполнении заданий, стремление к выполнению опыта лучших)
- отношение к команде и самому себе (чуткость, доброжелательность, искренность, отношение к сильным, слабым, тренерам, соперникам, друзьям)
- развитие волевых качеств (решительность, самостоятельность, целеустремленность)
- эмоциональные особенности (общая эмоциональность, интенсивность спортивных эмоций в тренировочный и предсоревновательный периоды, внушаемость, эмоциональные реакции в предстартовом состоянии и поведении на ринге, отношение к неудачам и победам, настрой на достижение более высоких результатов)
- специфика таких психических процессов, как внимание, мышление, память ( быстрота мышления, способность запоминания понятий и образов, умение делать умозаключения, сосредоточенность, распределение внимания)
Проблемы мышления девушки-боксера заключаются в предварительном планировании предстоящего боя (оптимальная программа предполагаемой работы в поединке на базе освоенной «школы бокса»), и его мысленном воспроизведении (фрагменты боя и боевые положения на ринге, эпизоды встреч и детали боевых действий, наглядные практические решения в наиболее острых боевых ситуациях). При этом, немаловажное значение имеют объективные оценки спортсменками своих возможностей и сил противников, их умение образно представлять боевые ситуации и схемы схваток. В этой связи следует затронуть вопрос психологической защиты девушек – боксеров. Психологическая защита – это понятие психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
Механизмы психологической защиты, которыми должны овладеть спортсменки под руководством тренеров
- отрицание (тревожная информация не воспринимается)
- вытеснение (активное выключение из сознания неприятного момента или неприятной информации);
- проекция (бессознательный перенос человеком собственных желаний в силу их социальной неприемлемости на другое лицо)
- идентификация (неосознанное отождествление человеком себя со значимым для него субъектом);
- регрессия (в случае сильных стрессовых ситуаций переход к инфантильным моделям поведения);
- рационализация (ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение становится целесообразным и понятным окружающим);
-изоляция (Когда сознание блокирует неприятные моменты).
Секундирование
Относительно самостоятельным подвидом психического управления спортсменов является секундирование - форма вербальных (словесных) воздействий тренера на своего воспитанника в экстремальных условиях подготовки к бою и в перерывах самого боя. Речь не идет о «подсказках» тренеров во время поединка, которые запрещены правилами соревнований и далеко не всегда приносят пользу спортсмену.
Нигде не играет такой роли принцип индивидуального подхода, как при секундировании. Любой тренер знает, что на одного спортсмена надо
воздействовать спокойными, убеждающими словами, а на другого -жесткими и категоричными. В первом случае это, как правило, спортсмен с недостаточно выносливой нервной системой, а во втором - типичный представитель сильного типа нервной системы, как называл его И.П. Павлов. Мнительному, тревожному спортсмену в момент секундирования лучше подчеркивать его сильные стороны, а не тревожному, из тех, кого в обиходе называют «толстокожими», - сильные стороны его соперника. Хотя в реальной жизни так не бывает и, подчеркивая, например, сильные стороны спортсмена, тренер обязательно упомянет и о возможностях соперника.
Многое зависит от того, считает ли спортсмен своего соперника «удобным» или «неудобным» для него. Именно в этой ситуации убедить спортсмена, что сейчас есть объективные возможности преодолеть «неудобство» соперника, - важнейшая задача секундирования. А также предостеречь о сегодняшней опасности «удобного» соперника. Во всех этих случаях тренер должен использовать возможности «психологических внутренних опор» своего спортсмена.
Секундирование обычно начинается за 20-30 мин до начала боя.
Как правило, процедура секундирования включает в себя следующие компоненты:
- информация о сопернике (если это давно знакомый соперник - о его сегодняшнем состоянии);
- анализ опыта удачной и, в меньшей степени, неудачной борьбы с данным соперником в сравнении с сегодняшним состоянием самого спортсмена и соперника;
- анализ физического и психического состояния спортсмена с выделением всех нюансов состояния в предстоящем поединке;
- рекомендации по наиболее подходящим средствам противодействия данному сопернику;
- обсуждение наиболее вероятного течения поединка и тактики поведения при тех или иных вероятных его изменениях;
- формирование эмоционально окрашенного отношения к сопернику и к предстоящему поединку;
- внушение отношения к предстоящему поединку как таковому, который должен безусловно завершиться успешно;
- формирование состояния психической готовности к поединку.
Секундирования перед боем и в перерывах между раундами боя различаются весьма существенно. Ведь при секундировании во время перерыва важными становятся задачи изменить психическое состояние спортсмена, а если оно отвечает поставленным задачам, надо создать условия, чтобы оно не ухудшилось в последующем. Важно подсказать спортсмену, какие тактические задачи он решал успешно, а какие требуют коррекции, какие замыслы соперника пока распознать не удалось. Необходим хладнокровный анализ допущенных ошибок с указанием реальных путей исправления ситуации.