Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура

Предисловие

Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства.

Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрии. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач:

§ коррекции речедвигательных нарушений;

§ улучшения гнозиса и динамического праксиса;

§ формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций;

§ развитии мелкой моторики руки;

§ коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм).

Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов.

В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены:

§ Логопедический массаж.

§ Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.

§ Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся, в несколько этапов.

I этап, на котором решаются следующие задачи:

§ гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;

§ активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

§ формирование артикуляционных укладов;

§ формирование артикуляционных движений;

§ развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции);

§ проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов).

II этап посвящен:

§ формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезии (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры);

§ выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость),

§ выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость);

§ развитию моторики руки (ритма и дифференциации движений);

§ формированию мотивации деятельности и активных личностных установок.

III этап направлен на:

§ улучшение динамического праксиса;

§ развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений);

§ коррекцию звукопроизношения;

§ формирование навыков целенаправленной деятельности.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

В работе с детьми используют следующее виды массажа:

§ Классический.

§ По биологически активным точкам (БAT).

§ С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

ПАССИВНО-АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Особую значимость в практической работе приобретает сочетаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, перспективное планирование которых проводится с учетом принципов:

1. Комплексности.

2. Учета индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принципа поэтапного формирования навыков.

4. Дифференцированного подхода в логопедической работе.

Принцип комплексности

Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координированной работе всех специалистов (см. табл.№ 3).

Таблица №3

Зоны взаимодействия Содержание работы
Невропатолог и логопед Ежегодное невролого-логопедическое обследование, в ходе которого заполняется карта движений (см. Приложение), итогом является постановка речевого и интеллектуального диагнозов, адекватный подбор медикаментозных средств, планирование логопедической работы; обработка результатов невролого-логопедического обследования и определение содержания комплексных нагрузок (для каждого ребенка); общее динамическое наблюдение в течение всего периода обучения, целью которого является коррекция схемы. Лечения в соответствии с динамикой в обучении (или отсутствием таковой)
Служба ЛФК и логопед Определение направлений и постановка задач общей лечебной физкультуры (ЛФК) и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК); определение неврологического статуса ребенка с выделением ведущего неврологического синдрома, тяжести двигательного нарушения и составление индивидуальной схемы лечения; разработка комплекса психологических установок, учитывающего особенности личности каждого ребенка; интеграция методов и приемов ЛФК и ЛЛФК.
Физиотерапевт и логопед Физиотерапевтические мероприятия, направленные на: а)уменьшение проявлений неврологических синдромов, б) подготовку артикуляционного аппарата к проведению ЛЛФК (термоаппликации на область оральной мускулатуры, магнитотерапия на рефлекторные зоны, электросон при гиперкинезах и пр.). Физиотерапевтические процедуры приобретают особую значимость на первых этапах ЛЛФК.
Воспитатель и логопед соблюдение речевого и двигательного режима в группе на занятиях и в свободной деятельности.

Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает предпосылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти умения в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.).

Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет)

Заполнение карты движений проводится в ходе невролого-логопедического обследования и позволяет решать следующие практические задачи:

§ создание "профиля движений" на каждого ребенка,

§ составление индивидуальных планов ЛЛФК,

§ комплектация "малых групп" (2-3 человека) для проведения пассивно-активной гимнастики,

§ отражение динамики движений, что является одним из объективных показателей успешности проведенного курса ЛЛФК.

Карта движений заполняется 2 раза: в начале и конце учебного года.

Наличие/отсутствие движений отмечается соответствующими знаками (+) (-), ограничение движений (+ -), характер движений - непроизвольный (Н), произвольный (П).

Карта движений видоизменяется и усложняется в зависимости от года обучения и возраста ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

4. К.А. Семенова. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М.: Медицина, 1976.

5. К.А. Семенова ,М.М. Махмудова. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП. - Ташкент, 1979

6. Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Детские церебральные параличи. - Киев: "Здоровья", 1988.

7. Термина Тенк. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. - Таганрог, 1988.

8. Я.В. Пишель, И.И. Шапиро. Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии. - М.: Медицина, 1991.

9. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.,1997.

10. И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - Санкт-Петербург: "Сатис", 1995.

11. Ю.В.Гольдблат. Точечный и линейный массаж в неврологии. М., 1989

Предисловие

Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства.

Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрии. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач:

§ коррекции речедвигательных нарушений;

§ улучшения гнозиса и динамического праксиса;

§ формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций;

§ развитии мелкой моторики руки;

§ коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм).

Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов.

В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены:

§ Логопедический массаж.

§ Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.

§ Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся, в несколько этапов.

I этап, на котором решаются следующие задачи:

§ гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;

§ активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

§ формирование артикуляционных укладов;

§ формирование артикуляционных движений;

§ развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции);

§ проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов).

II этап посвящен:

§ формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезии (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры);

§ выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость),

§ выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость);

§ развитию моторики руки (ритма и дифференциации движений);

§ формированию мотивации деятельности и активных личностных установок.

III этап направлен на:

§ улучшение динамического праксиса;

§ развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений);

§ коррекцию звукопроизношения;

§ формирование навыков целенаправленной деятельности.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

В работе с детьми используют следующее виды массажа:

§ Классический.

§ По биологически активным точкам (БAT).

§ С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

Наши рекомендации