ДОВЕРИЕ И ДОВЕРЧИВОСТЬ — НЕ ПОДМЕНЯЙТЕ ОДНО ДРУГИМ

Из цирка Арина пришла сама не своя. И виной всему — леопарды. Красивые кошки на арене буквально сразили её. Не тем, что показывали, а тем, чем закусывали, получая награду за трюки. Они ели кусочки мяса!

— А конфеты? — спросила Арина.

— Конфеты они не едят; они же хищники, — ответила мама.

— Хищники... они хищники, — повторила Арина; и тут в голове её что-то соединилось, и она закричала возмущённо и громко, перекрикивая шумный оркестр. — Они что, других зверей едят?!

Мама кивнула головой. Арина притихла и как-то разом погасла.

Она давно знала, что леопарды не только ловят животных, но ещё и едят их. Но только сейчас она вдруг осознала это.

Однажды ребёнок открывает грустную истину, что мир не так и совершенен, не так прекрасен и добр, как казалось. Что не только в сказках, а вот тут, прямо рядом — творится что-то не то. Добро и зло существуют на самом деле, и есть вещи, которые нельзя изменить!

Испытание на прочность

Что такое добро и что зло? Где кончается одно и начинается другое? Всё переплетено, и это переплетение столь тесно, что аленький человек теряется, не в силах понять: ну почему так?! (Сколько раз вы слышали от своих детей: «Это нечестно!»)

«Они хорошие? Они плохие?» — допытывалась у нас Арина, имея в виду тех самых злосчастных леопардов. Очень соблазнительно сказать малышу: «Да, это плохие звери, так им и надо!» или «Да что ты, на самом деле...» Нам так хочется защитить детей от эмоциональных переживаний, но...

Но это опасный соблазн. Ребёнок живёт в обществе, и как вы его ни оберегайте от эмоциональных встрясок, прикрыть дитя полностью не сможете никогда. Он видит то, что происходит вокруг, и не всегда симпатичное. Вот кошка «на цыпочках» подкрадывается к птице, вот мёртвая ворона лежит на земле, вот человек кидается чуть ли не с кулаками на мальчишек только за то, что ему мячом попали по колену, вот по телевизору идёт прямой репортаж из дома малютки — про детей, которых бросают родители. Добро и зло, справедливость и несправедливость, жестокость и гуманизм... Маленький ребёнок пока не мыслит такими обобщёнными категориями: добро — зло, но это не значит, что он не пытается осмыслить их. Осмысливает — и мы должны помочь разобраться. Это — закваска, эмоциональная закалка на будущее. Ребёнок неподготовленный, тот, которому вечно твердят «как вокруг хорошо», «добро всегда торжествует», будет шокирован, когда шагнёт в жизнь и эта жизнь вдруг обернётся к нему изнаночной стороной. Он или страшно перепугается (и не сможет себя защитить в трудный момент), или так круто сработает психологическая защита, что человек не будет замечать, не научится замечать чужую боль. А значит, и сам её может запросто причинять другому существу.

Если ребёнок начинает задавать такие вопросы, значит, пришло время давать на них ответы. В тот момент, когда малыш осознаёт себя как личность, себя, своё персональное «я», он осматривает мир уже более внимательным взглядом. Не просто на предмет «Что тут ещё такого есть интерес-

Случается это к годам четырём-пяти, но может случиться и в три с половиной, и раньше.

Собственно говоря, вы уже готовили юного человека к таким откровениям, к такому узнаванию многоплановой жизни — рассказывая сказки. В них — и поиск добра, и выбор, и преодоление трудностей, порою смертельных. Теперь же ваша задача — показать, что не только в сказках, но и в жизни всякое случается. И люди тоже бывают разные, и ситуации бывают такие, когда надо держать ухо востро.

Нам надо вооружить ребёнка знаниями, но не запугать при этом.

Это трудное понимание, особенно для современных детей с их обострённым чувством справедливости, и оно приходит не сразу. Иногда — с надрывами, слезами и воплями «я не хочу!». Но и откреститься, оберегая ребёнка, откладывать разъяснения на «потом, потом» тоже нельзя. Наши дети всё равно начнут разбираться, и где гарантия, что «добрый дядя» не сориентирует их за нас. Кроме того, вместе с такими вопросами (и даже такими протестами, и ошибками, и борьбой) в юном человеке пробуждается его внутренняя сила. И она пробудится, и поможет ему защититься от многих бедствий и переживаний, если мы поддержим. Тут очень важно, как мы себя поведём, какие дадим ориентиры, как поможем пережить и страхи, и возмущения, как успокоим и какую дадим опору, чтобы он не застыл от отчаяния в трудный момент. Чтобы ребёнок знал (из опыта знал!): безвыходных ситуаций не бывает.

Испытание на прочность по-настоящему начинается в школьные годы. Ребёнок ещё долго будет оглядываться, и призывать на помощь, и жаловаться, и тянуть за собой, но... как бы ни хотелось нам вмешаться и помочь (и взять все трудности на себя: все, все, все его беды) — не выйдет. Шагнул человек за школьный порог — теперь многие вопросы ему придётся решать самому. Без папы мамы. И это хорошо. Школа- это, по сути, прообраз той взрослой жизни, в которой ребёнок оказывается потом, через десять лет. Здесь они проходят не только алгебру, физику, химию — здесь ребёнок изучает куда более сложные предметы: социальные отношения. То есть что такое общество и как в этом обществе жить. Как взаимодействовать с людьми, группами людей, как вписываться в разные социальные роли — и при этом отстаивать своё право на самоопределение, право оставаться самим собой. Трудные уроки. И чтобы жизнь поставила тебе «отлично», начинать старательно выполнять «домашнее задание» надо с самых-самых юных лет.

Помочь разобраться

Маленький человек должен постепенно усвоить, что в мире не всё так просто, что мир не делится лишь на чёрное и белое и не всегда то, что кажется плохим или ненужным, — плохо на самом деле, а то, что кажется хорошим, — хорошо не всегда. И мало того: то, что «хорошо» (то есть естественно, позволительно, разрешено/можно) для одного существа, «плохо» (то есть неприемлемо, недопустимо) для другого. Для человека, например.

Всё начинается, казалось бы, с мелочей. Однажды малыш узнаёт, что кошки в самом деле ловят и едят мышей, но это мы должны помочь ему понять, почему кошки делают это (и что в этом нет ничего ужасного) и почему человеку мучить (убивать) такую же серую мышку нельзя. Можно прихлопнуть комара, который жужжит над ухом, но нельзя, поймав комара, отрывать ему поочерёдно крылышки и лапки. «А почему?» — спросит ребёнок. «А потому, что защищаться можно, а издеваться нельзя». Уловить разницу, понять, что такое необходимость, и что такое бездушие, и где начинается одно и заканчивается другое, это так важно. Малыши часто жестоко поступают просто потому, что не знают: это жестокость. А как часто взрослые проявляют жестокость эмоциональную — и даже не замечают этого!

Что сделать

Наши рекомендации