Обсуждайте, объясняйте, убеждайте.

Обсуждайте с ребёнком прочитанные рассказы, сказки, просто случаи из жизни, делая акцент на том, как спасти себя от неприятностей.

Например, в мультике волк подкарауливает зайца и... И что зайцу делать? А если бы он сделал вот так, что бы с ним случилось? А что будешь делать, когда пристают к тебе? Это — для младших. Со старшими детьми можно проводить более серьёзные уроки. Это те же беседы — по случаю — о знакомых, приятелях, о происшествиях, о которых дети слышали, после совместно просмотренных фильмов, прочитанных книг. Ребёнок не любит читать? Зачитывайте вслух подходящие отрывки, поначалу выбирайте повеселее и посмешнее, а потом, когда ребёнок привыкнет и будет знать: то, с чем вы знакомите, в самом деле интересно, это стоит послушать — можно расширить диапазон. Главное тут — не навязывать беседу (и не диктовать своё мнение), а предлагать. Предлагать послушать, предлагать подумать, предлагать обсудить. И помнить: точка зрения ребёнка не менее важна, чем ваша. Она имеет право на существование, даже если человек и ошибается. Ошибается? Значит, есть повод вернуться к этой теме, и не один раз. Ваше дело — сориентировать правильно.

Дети часто стесняются рассказывать родителям о своих школьных (и околошкольных) неприятностях просто потому, что опасаются, что будут глупо выглядеть, что их осудят, посчитают маленькими и слабыми (а ведь школьнику очень надо чувствовать, что родители считают его большим). Рассказывайте о себе, о своих близких: что случалось с вами в детстве, в какие опасные ситуации вы попадали, что вас тогда спасло. Рассказывайте, когда и что вам помешало, и что вы не сделали, и чем это закончилось: отрицательный опыт — это тоже опыт. Такие рассказы куда убедительнее, чем длинные лекции и жёсткие запреты. Для иного ребёнка это потрясающее открытие: оказывается, и мой папа (и моя мама) тоже ошибался, оказывается... ! Вспоминайте вместе, ребёнок — о себе и своих друзьях, вы — о себе, своём детстве, своих друзьях. Говорите наглядно и просто: вот смотри, какие ситуации нам подкидывает жизнь, вот смотри, как поступал/поступала я и что из этого вышло. Особенно важны такие разговоры для подростков, которых плюшевые зайчики уже не увлекают. Вот с таких откровений, когда вы сходите с пьедестала, и начинается доверительный разговор.

Делайте выводы.

Разбирайте, обсуждайте то, что происходит в классе и во дворе, вместе придумывайте другие варианты поведения. Умение анализировать и прогнозировать будет часто выручать вашего школяра в жизни, тем более что сами дети это делать обычно не умеют. И не забывайте хвалить за правильную идею, а уж тем более за правильное поведение. Похвала — куда более эффективный метод воспитания (особенно в вопросах безопасности), чем наказание.

ПРАКТИКУМ Старые игры на новый лад

Привить ребёнку полезные навыки — как избежать опасности и как самому на неё не нарываться — вам помогут подвижные игры. Они прекрасно учат, как наблюдать и как удирать. Их можно слегка модернизировать и использовать комплексно: игры в сочетании с беседами.

Для младших детей

«Много шума из ничего».Создавать как можно больше шума. (Стучать по водосточной трубе, грохнуть портфелем о лавку...) Шум надо создавать из подручных средств. У кого шумнее получится — тот и выиграл. А получится у того, кто находчивей. (Можно побеседовать на тему — вот как можно привлечь к себе внимание прохожих.)

«Прятки»— учат наблюдательности, настороженности. Модернизируйте игру, сделайте иные акценты: заметил опасность — беги, спасайся.

«Гуси-лебеди». Гуси всегда убегают с визгом, и это как раз то, что нам надо. Спросите (обратите на это внимание детей), кого ловит волк? Того, кто ближе, того, кто зазевался. Вывод: добежать до хозяйки по прямой быстрее, но рискованно: волк поймает. Куда и как убегать надо?

Для тех, кто постарше

«Салочки».Условие: все играют, а один человек (вы, например) стоит на месте или прохаживается в отдалении.

Тот, кто успевает добежать и ухватиться за вас, того уже нельзя осалить.

Вывод: Как спастись? Бежать. Куда бежать? Где надёжно, где тебя точно не выловят (прибежать к людям).

Так же вы можете модернизировать фактически любые подвижные игры, где надо удирать и прятаться («Догонялки» или те же «Казаки-разбойники» и т. п.).

Поиграйте в «Следопытов». Вигре прекрасно можно изучить безопасную дорогу, по которой лучше всего возвращаться, например, из школы, из магазина. Так пройденная дорога становится «родной», и потому для ребёнка она станет предпочтительнее...

«Сыщик».Один идёт «неизвестным» маршрутом, оставляет метки, где шёл, веточки, камешки и т. п., другой идёт по следу — ориентируется по этим приметам и догоняет первого. После прохождения нескольких маршрутов изучаете, анализируете, какой самый надёжный и почему.

Если в семье двое детей — вам повезло: они могут играть вместе, а вы превращаетесь в наблюдателя или судью.

«Разведчик».Изучить дороги, дислокацию различных объектов, степень опасности и выбрать самую безопасную. Можно даже начертить карту, разделить на квадраты (как на настоящей топографической карте) и проложить на ней путь. Тогда и по мобильному на вопрос «Ты где?» ребёнок охотно вам ответит что-то типа «в квадрате Б-4» и не обидится на ваш заочный досмотр.

Совсем не лишними будут все игры на развитие наблюдательности.От самой простой — закрываете глаза ребёнку и спрашиваете: «Какая у меня сегодня прическа?» Вы, возможно, удивитесь, но очень многие дети не могут ответить. Многие даже не могут сказать, какого цвета у вас глаза. Не менее полезны эти игры по дороге — пусть ребёнок по памяти скажет, с какой стороны по дороге в школу повалено дерево. Какого цвета автобус, на котором он едет. Все эти «мелочи» могут сработать как в плюс, так и в минус юному человеку в сложной ситуации.

Многие игры хороши тем, что они вырабатывают полезные привычки: обращать внимание на подозрительные вещи (предметы, людей), если надо — убегать, не боясь показаться трусом, ходить (особенно в вечернее время) безопасной дорогой, вовремя оглушительно громко звать на помощь.

Не упускайте время! Играйте, пока ребёнок готов играть вместе с вами.

Тактическое поведение детей более старшего возраста вам вряд ли удастся наладить такими играми: дети выросли и компания сверстников им интереснее, чем ваша. Разве только сумеете всю компанию втянуть. Впрочем, вы можете просто подкинуть идеи, вспоминая, как в детстве вы играли в то-то и то-то. Может сработать.

Наши рекомендации