Правильной речи - важная задача

Е. Агранович

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

У ДЕТЕЙ

Санкт-Петербург

«Детство-Пресс»

УДК 376.3 ББК 74.3 А251

Художник обложки И. Н. Ржевцева

Агранович 3-Е.

А251 Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой

структуры слов у детей — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.— 48 с.

ISBN 5-89814-072-7

Предложена система логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов,— дефекта, ведущего к возникновению дисграфий и дислексии.

Пособие адресовано практическим логопедам, учителям начальных классов, методистам и воспитателям специализированных ДОУ компен­сирующего вида, а также родителям.

УДК 376.3 ББК 74.3

© Агранович З.Е., 2000
© Оформление. Издательство
ISBN 5-89814-072-7 «Детство-Пресс», 2000

Предисловие

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИ

ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, спо­собность к понятийному мышлению. Овладение речью способ­ствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Ре­чевое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Известно, что основными функциями речи являются ком­муникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникатив­ная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций челове­ка. В норме регулирующая функция речи формируется к кон­цу дошкольного возраста и имеет большое значение для пере­хода ребенка к школьному обучению. Становление регулирую­щей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской

психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.

Формирование у детей грамматически правильной, лекси­чески богатой и фонетически четкой речи, дающей возмож­ность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружа­ющими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его вза­имоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болез­ненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша по­нимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически пра­вильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользо­ваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух — и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он на­чинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) от­мечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.




Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников.

Все фонетические нарушения речи должны быть своевре­менно выявлены и устранены. Для этого ребенка-логопата не­обходимо направить на консультацию к специалистам: логопе­ду, детскому невропатологу, психиатру. У детей с тяжелыми нарушениями речи при наличии выраженных фонетических де­фектов (звукопроизношения и слоговой структуры слов) могут быть выявлены и нарушения слуха разной степени, поэтому в некоторых случаях необходима консультация врача-сурдолога. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне ме­дикаментозного лечения, психо- и физиотерапии.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вто­ричных речевых и нервно-психических нарушений — важней­шие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного воз­раста. Цель данного пособия — помочь им в успешном ре­шении этих задач.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового
внимания, слухового гнозиса* и слуховой памяти на материале
неречевых звуков {Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над
сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом
об пол, использование музыкальных инструментов — барабана,
бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике
(сколько точек на карточке);

правильной речи - важная задача - student2.ru * Слуховой гнозис — узнавание предмета по характерному для него звуку.

— Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять
карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагает­ся простой, а затем сложный);

— Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

— Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным
ритмическим рисунком, записанным символами;

— Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

— Задания с использованием ударения для выделения части
ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

— Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после­
дующей записью ритмического рисунка символами;

— Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка — символ «-») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).

Ритмический рисунок может быть следующим:------- 1-+, + + —

+ — и т.д.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осу­ществляется в условиях логопедического дошкольного образова­тельного учреждения.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук:
выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по
образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак —
ребро, кулак — ребро — ладонь.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук:
выполнение движений одновременно обеими руками (кулак
левой руки — ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи
строчку): 0-0-0...; +=+=...

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз­вития ребенка.

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные

понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических иг­ровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной*. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: пер­вый — последний, начало — середина — конец, между — за — перед — после (Кто тянул репку первым?Кто стоял междудедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в млад­шем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, та­кими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоми­нают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать гром­кую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражатель­ности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны — в кулачок, разжимай — и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными иг-

правильной речи - важная задача - student2.ru * Рыбина Э. В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу // Дефектология.— 1989.— № 4.

решками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями один — много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвое­нию ритмической структуры родного языка.

формирование звукопроизношения на данном этапе не яв­ляется самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с со­блюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закры­тые и обратные слоги (пап-ап).

В процессе проведения занятий с детьми первого уровня речевого развития (ОНР-1) последовательно формируется ак­тивное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этом этапе обучения является спе­циально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.

КОРРЕКЦИОННЫЙЭТАП

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого ана­лизатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед
хлопнул в ладоши;

— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного
ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА;
АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

— Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА,
АУА;

— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции
и произнесение их с голосом;

— Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим
образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе авто­матизации и дифференциации отрабатываемых логопедом зву­ков. Задания могут быть следующие:

— Составление всех возможных слогов из предложенных
букв («Кто больше?»);

— Нанизывание колец на стержни с одновременным про­изнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на
каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой
же руки произносится один слог);

— Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги пря­мые, обратные, со стечением согласных);

— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше,
чем я»): са-со...;

— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог
меньше, чем я»): са-со-су-сы;

— Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения
большого и среднего или большого и указательного пальцев
ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми
же пальцами: са-со-со, со-са-со;

— Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы;

у-са, у-со, у-су, у-сы;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

— Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-
са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

— Повторение за логопедом, чтение серии слогов со сте­чением согласных: ста-сто-сту-сты;

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.

Примечание. В некоторых случаях артикуляционные уп­ражнения можно заменить упражнениями на проговаривание сте­чений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить;

— Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек
выпадет на кубике, записать слоги;

— Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

— «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

— Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными
слогами, слогами со стечением согласных;

— «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный
логопедом слог;

— Запись слогов различных типов под диктовку;

— Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных,
звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового ана­лиза цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

— Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги
различных типов.

Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется
за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изоли­рованно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать
с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-
звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторе­нию звукоподражаний, что создает определенные возможности
для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.);

3-1201 17

г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предла­гаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повто­ряющимися слогами (мама, баба).

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накоп­ление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с про­стой слоговой структурой, не включающие артикуляцию слож­ных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вы­зывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообраз­но переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровожда­ется жестами.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизве­дения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Сле­дует обратить внимание на формирование связного высказы­вания — объединение двух слов в одно предложение (Дай биби).

Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции ре­чи. Используется бытовая лексика — слова, относящиеся к раз­личным частям речи. Для более активного и успешного усвое­ния материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого раз­вития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработан­ную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки. Глав­ное — не упустить осмысление ребенком значения усваивае­мого слова. Параллельно большое внимание уделяется развитию

слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков — но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произ­носятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в неко­торых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются деть­ми по слогам.

На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вна­чале логопед не требует от ребенка никакого осознанного от­ношения к слогу как части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в сло­ве. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным ма­териалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама — мамина (образование притяжательных прилагатель­ных); Вова — Вовочка (образование слов с помощью умень­шительно-ласкательных суффиксов); белка — белки (единст­венное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается вни­мание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.

Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем ре­чевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отме­чалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолиро­ванно, так и в составе фраз.

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последователь­ность работы, способствующую уточнению контура слова:

— двусложные слова из открытых слогов (вата);

— трехсложные слова из открытых слогов (машина);

— односложные слова, представляющие собой закрытый
слог (мак);

— двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

— двусложные слова со стечением согласных в середине
слова (банка);

— двусложные слова с закрытым слогом и стечением со­гласных (чайник);

— трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

— трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
слогом (автобус);

— трехсложные слова с двумя стечениями согласных (мат­решка);

— односложные слова со стечением согласных в начале
и в конце слова (флаг, винт);

— двусложные слова с двумя стечениями согласных
(звезда);

— четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упраж­нений.

НА МАТЕРИАЛЕ ЧИСТОГОВОРОК,

ЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,

СТИХОВ И ДРУГИХ ТЕКСТОВ

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запо­минают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэ­тому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на пред­метные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движения­ми. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровож­дающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответст­вующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесо­образно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в ко­торых присутствует многократное звукоподражание; это подго­тавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется со­пряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ре­бенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение сти­хотворений логопедом и ребенком по ролям. Например:

Логопед: Гуси! Гуси! Ребенок: Га-га-га!

Логопед: Есть хотите? Ребенок: Да-да-да!

Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух стро­чек, можно расширить объем запоминания до 4—6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточне­нию звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.

Речевой материал,

Потешки, прибаутки, стихи

1. Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ушли кони со двора!

2. Дон-дон! Дон-дон!
Загорелся кошкин дом!

3. Би-би-би, — гудит машина. —
Не поеду без бензина!

4. Ква-ква-ква, — кричит лягушка.
Ку-ку-ку, — кричит кукушка.

5. Ахи-ахи-ахи-ох!
Маша сеяла горох!

6. Наши уточки с утра:

кря-кря-кря-кря! Наши гуси у пруда:

га-га-га-га! А индюк среди двора:

бал-бал, балда-балда!

Наши гуленьки вверху:

гру-гру! Наши курочки в окно:

ко-ко-ко!

А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: ку-ка-ре-ку!

7. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!
Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!
Пи-пи-пи! Воды попить!
Мур-мур-мур! Пугаю кур!
Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!
Му-у! Молока кому?

8. Две собачки очень строго
Нам сказали у порога:

— Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!

9. Ой, гу-гу-гу-гу-гу-гу!
Не кружитесь на лугу!

10. Белые гуси вышли на луга,
Закричали гуси: «Га-га-га!».

11. Гуси начали опять по-гусиному кричать:

Га-га-га! Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур! Птицы зачирикали:

Чик-чирик! Лошади заржали:

И-и-и! Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж! Лягушата квакают:

Ква-ква-ква!

А утята крякают:

Кря-кря-кря! Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю!..

12. Свистнул чижик: «Фью-фью-фью!
Я с утра росинки пью».

13. Тили-тили-тили-тили!
Три козы траву косили!

14. «Га-га-га! — гогочет гусь. —
Я семьей своей горжусь».

15. Петушок с утра не спит,
Громко-громко он кричит:

«Ку-ка-ре-ку!»

16. Я стройный и красивый,
Я потряхиваю гривой.

И копытами: топ-топ, А по камню: цок-цок.

(Конь)

17. Цып-цып-цып, цыплятки.
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

18. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»—
Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу: «Добрый день, ку-ка-ре-ку!»

19. Во дворе стоит забор.
На забор полез Егор. —

«Куд-ку-да! — кричит петух. — Разорвешь все перья в пух!»

20. Сели куры на забор

И пустились в разговор: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Мы взлетели высоко!»

21. Аи, гу-гу-гу-гу-гу-гу!
Не кружись на лугу!
На лугу-то лужица,
Головушка закружится!

22. У леса на опушке,
Высоко на суку

С утра поет кукушка: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

23. Скок-скок-поскок!
Молодой дроздок!
По водичку пошел,
Молодичку нашел!

24. Аи, ду-ду-ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу!
Сидит ворон на дубу
И играет во трубу!

25. Динь-дон! Динь-дон!

В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь-дон! Динь-дон!

26. Куд-куда! Куд-куда!
Ну-ка, ну-ка, все сюда!

Быстро к маме под крыло! Куд-куда вас понесло?!

27. Загудел паровоз

И вагончики повез.

— Чох-чох-чох, чу-чу-чу!
Далеко я укачу!

28. — Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи.

— Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на дереве сижу.

29. Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:

— Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я на волю улечу!

30. Люли, люли, люди! Прилетели гули.
Сели на кровать, стали ворковать.

31. Баю-бай, баю-бай.

Ты, собаченька, не лай! Белолапа, не скули, Мою Таню не буди.

Подвижные и хороводные игры

Игра «Поезд».

Вагончики зеленые

бегут, бегут, бегут. А круглые колесики

все тук, да тук, да тук. (Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда.)

Игра «Гуси».

— Гуси-гуси!

— Га-га-га!

— Пить хотите?

— Да-да-да!

— Гуси-гуси, вот вода!

— Га-га-га! Га-га-га!

— Так бегите все сюда!
{Дети бегут к водящему.)

3. Игра «Цыплята» (хоровод).

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать. А за ней ребятки — желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко! Лапками гребите, зернышки ищите!»

Игра «Куры и петух».

Петух: — Выходите, курочки,

собирайте крошки. Много здесь есть мушек

на моей дорожке.

(Куры крыльями махали:

ко-ко-ко! Куры клювами стучали:

ко-ко-ко!)

Кошка: — Выйду, выйду на дорожку,

мяу, мяу!

Там, где куры ищут крошки, мяу-мяу!

Игра «Пастушок».

Раным-рано поутру пастушок:

«Ту-ру-ру-ру!» А коровки ему в лад затянули:

«Му-му-му».

— Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молоком. (Пастух «пасет стадо», «играет в рожок», созывает коров: «Ту-ру-ру!». Коровы ему от­вечают: «Му-му-му!»)

В зависимости от этапа коррекционной работы детям мож­но предложить следующие упражнения.

1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено).

Ш

Ша-ша-ша-ша — наша Маша хороша. Шо-шо-шо-шо — говорим мы хорошо. Шу-шу-шу-шу — помогите малышу. Ши-ши-ши-ши — на поляне малыши.



Аш-аш-аш — дайте карандаш.
Ош-ош-ош — у меня нож.
Уш-уш-уш — теплый душ.
Иш-иш-иш — у меня малыш.
Ашка-ашка — летит букашка.
Ошка-ошка — на окошке кошка.
Ушка-ушка — лягушка-квакушка.
Ишка-ишка — маленькая мышка.
  Ж
Жа-жа-жа — мы видели ежа.
Жи-жи-жи — бегут ежи.
Жу-жу-жу — помоги ежу.
Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».
  Ч
Ча-ча-ча — дай мне калача.
Чо-чо-чо — ох, как горячо!
Чу-чу-чу — я гулять хочу.
Чи-чи-чи — красные кирпичи.
Ач-ач-ач — пришел врач.
Оч-оч-оч — скоро ночь.
Уч-уч-уч — у меня ключ.
Ич-ич-ич — красный кирпич.
Ачка-ачка — у меня тачка.
Учка-учка — у меня ручка.
Ичка-ичка — у меня птичка.
Очка-очка — у меня бочка.
  Щ
Ща-ща-ща — ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу — я тебя ищу.
Щи-щи-щи — мы ели щи.
Ще-ще-ще — я в плаще.
Ащ-ащ-ащ — у меня плащ.
Ощ-ощ-ощ — вырос хвощ.
Ущ-ущ-ущ — вырос плющ.
Ещ-ещ-ещ — в кастрюле лещ.

с

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

Сы-сы-сы — нет осы.

Со-со-со — у Сони колесо.

Ас-ас-ас — я пью квас.

Ос-ос-ос — у собаки нос.

Ис-ис-ис — я ем рис.

Ус-ус-ус — я ем мусс.

Аска-аска — у Сони маска.

Иска-иска — у Сони миска.

Оска-оска — у Сони соска.

Уска-уска — у Сони блузка.

3

За-за-за— вот идет коза.

Зы-зы-зы — нет козы.

Зу-зу-зу — не боюсь козу.

ц

Ца-ца-ца — вот идет овца.

Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.

Цу-цу-цу — не боюсь овцу.

Цы-цы-цы— нет овцы.

Ец-ец-ец — мыели огурец.

Л

Ла-ла-ла — лопата и пила.

Ло-ло-ло — в лодке весло.

Лу-лу-лу — купили пилу.

Лы-лы-лы — новые столы.

Ал-ал-ал— темный подвал.

Ол-ол-ол — вымыли пол.

Ул-ул-ул — ломаный стул.

Ил-ил-ил — я полы помыл.

Алка-алка — у меня палка.

Олка-олка — у меня иголка.

Илка-илка — у меня вилка.

р

Pa-pa-pa — высокая гора.

Ро-ро-ро — новое перо.

Ры-ры-ры — летят комары.

Ру-ру-ру — начинаем мы игру.

Ар-ар-ар — летит комар.

Ор-ор-ор — у меня топор.

Ур-ур-ур — не гоняй кур.

Ир-ир-ир — мы за мир.

Арка-арка — у меня марка.

Орка-орка — крутая горка.

Ирка-ирка — у меня дырка.

Урка-урка — кошка Мурка.

Детям предлагается хлопать на каждый слог или определен­ный звук (в зависимости от задачи).

2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-
са — ...

3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе
речи.

4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений,
текстов сопряженно со взрослым.

5. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (от­стучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!;
аналогично — с использованием ударения: ! !! !!.

6. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой
под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко — не хо­
дите далеко.

7. Договорить незаконченные слова в предложениях: На
солнышке греется коте.., на него смотрит ще... У мышки детеныш мышо.., а у лисы — лисе... (Какой одинаковый слог при­бавляется?)

8. Составление предложений со словами сложной слоговой
структуры по предметным и сюжетным картинкам.

9. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры:

Это кто? — Милиционер. Нет кого? — Милиционера.

Помогу кому? — Милиционеру. Вижу кого? — Милиционера. Говорю с кем? — С милиционером. Говорю о ком? — О милиционере.

10. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные...

(перина, подушка, рубашка).

11. Самостоятельно придумать рифму:

Где весною было пусто, Летом выросла...

(капуста).

Собираем мы в лукошко Очень крупную...

(картошку).

12. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства
рифмы и языкового чутья).

Односложные слова

Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты ...

(спишь)!

Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота ...

(гол)

Доски на гору везем, Будем строить новый ...

(дом).

Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали ...

(мед).

Прилетел из леса жук И залез на толстый ...

{сук).

Жил в лесу один чудак, Разводил в лесу он ...

(мак).

Динь-дон, динь-дон! В переулке ходит ...

(слон).

Десять ночей Айболит Не ест, не пьет и не ...

(спит).

Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный ...

(пес).

Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский ...

(сад).

Двусложные слова

Заглянула в дверь коза — Очень грустные ...

(глаза).

По ночам сове не спится, Ведь сова — ночная ...

(птица).

Говорит мартышка мишке: «Я в гостях была у ...

(мышки)*.

Солнце светит очень ярко. Бегемоту стало ...

(жарко).

Как на тоненький ледок Выпал беленький ...

(снежок).

А слониха, вся дрожа, Так и села на ...

(ежа).

Не придется старику В тишине попить ...

{чайку).

Как у нашей дочки Розовые...

(щечки).

Не послушал зайка папу — Отдавили зайке...

(лапу).

Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ...

(лампу).

Трехсложные слова

Часто к озеру напиться Ходит рыжая ...

(лисица).

На даче в лесу жили разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и ...

(синицы).

Прицепившись к задней шине, Мишкаедет на ...

(машине).

Ишалить без передышки Целый день могли ...

(мартышки).

Уронила белка шишку, Шишкастукнула ...

(мартышку).

Стала петь мышонку утка: — Га-га-га, усни, ...

(малютка).

Среди жирных голубей Скачет тощий ...

(воробей).

Только жив ли петушок, Золотой наш ...

(гребешок)?

Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик ...

(отгрызет).

Злая, как волчица, Жжется, как горчица. Что это за диво? Это же ...

(крапива).

Четырехсложные слова

А рядом бегемотики Схватились за ...

(животики).

Елка, елка, елочка — Колкая ...

(иголочка).

И рыщут по дороге Слоны и ...

(носороги).

На лугу среди букашек Поднялся переполох — Оттеснил семью ромашек Великан- ...

(чертополох).

Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший ...

(одуванчик).

13. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами.

14. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенком слов на слоги.

15. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с за­писью ритмичес

Наши рекомендации