Причины и условия самоубийства
При рассмотрении теорий суицидального поведения нельзя не остановиться на причинах, условиях и мотивах самоубийств.
Причина суицидального поведения – понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психологический анализ проблемы. А.Г.Амбрумова [1] считает основной причиной суицидальных действий социально-психологическую дезадаптацию личности в условиях микросоциального конфликта. А.А.Султанов, изучая причины социально-психологической дезадаптации у практически здоровых лиц, совершивших попытки суицидов, выделил три основные группы факторов, которые он считал наиболее частыми причинами суицидов – дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место в социальной структуре не соответствует уровню притязаний человека; конфликты в семье; алкоголизация и наркотизация.
А.Е.Личко [29] к числу наиболее частых причин суицидов относил потерю любимого человека; состояние физического и психического переутомления; уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение психологических защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Говоря о самоубийстве как об осознанном лишении себя жизни, необходимо рассматривать не только внешние (социальные) причины суицидов, но и их внутренние, личностные мотивы, которые проявляются в виде конфликтов.
Личность со всеми ее индивидуальными особенностями представляет собой стержневую основу для понимания суицидального поведения как одного их возможных следствий социально-психологической дезадаптации. При этом личность рассмотривается как продукт социального развития, в основе которой лежит совокупность общественных отношений человека, реализуемых его деятельностью. Ядром личности является относительно устойчивая система ценностей и мотивов, придающая смысл и побуждающая к деятельности. Потенциальная готовность личности совершить самоубийство (суицидальный риск) оценивается как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов личности. С этих позиций многообразие, сила и устойчивость социальных связей личности является тем фактором, который определяет вероятность совершения самоубийства.
С позиций теории установки Д.Н.Узнадзе антисуицидальные факторы личности – это сформированные жизненные установки, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним прежде всего относятся позитивные модели поведения, связанные с достижением определенных целей (эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; чувство долга по отношению к ним, родительские обязанности; наличие разнообразных жизненных, творческих, деловых, семейных, служебных и других планов, замыслов; психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы саморегуляции и снятия психической напряженности и др.).
В то же время антисуицидальный характер носят и стереотипы поведения, связанные с избеганием боли, физических страданий, неизвестности; стремление учесть общественное мнение и избежать осуждения со стороны окружающих и т.п. Все они делают неприемлемым для индивидуума совершение самоубийства как способа разрешения конфликтной ситуации.
Суицидальное поведение вызывается, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными, высшими (интересы, убеждения, стремления, идеалы) и неосознанными, низшими (установки, влечения и т.п.).
Повод в отличие от причины – это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.
Основной движущей жизненной силой человека, определяющей мотивы его поведения и его активность, является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни. И.П.Павлов объяснял самоубийство утратой “рефлекса цели”. В связи с этим он писал: “Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой... Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели”.
Суицидальное поведение у молодых людей часто объясняется тем, что они, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. Анализ потребностей, мотивов поведения и жизненных целей личности является, наряду с оценкой причин социально-психологической дезадаптации, центральным звеном при диагностике суицидального поведения.
Также необходимо оценивать условия, приводящие к суицидальной попытке. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на их характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий. Чаще всего такими условиями являются реакции окружающих на суицидальное поведение. В ряде случаев их оценка ситуации и действия могут как способствовать попытке самоубийства, так и предупреждать ее. Например, с резким увеличением степени социально-экономического неравенства, разрыва между высшими и низшими стратами возрастают и социальные девиации, в том числе и суициды.
Анализируя проблему генеза суицидов в рамках настоящих условий нельзя не отметить современные социально-демографические процессы в Российской Федерации.
В последние 10-лет экономический кризис в нашей стране сопровождался ростом числа крупных нерешенных проблем в социальной области. С 1992 года смертность в России превысила рождаемость, а величина такого медико-демографического показателя, как естественный прирост населения, стала отрицательной. Естественная убыль населения в России ежегодно составляет до сотни тысяч человек. Появился даже новый термин – депопуляция. Это явление представляет прямую угрозу будущему нации, ее экономическому, трудовому и оборонному потенциалу.
В последние годы снизилась средняя продолжительность жизни, особенно, мужчин. На сессии РАМН приводились данные о том, что по продолжительности жизни мужского населения Россия занимает 135-ое место в мире. Разница между продолжительностью жизни женщин и мужчин равна 10-12 годам. Общая смертность россиян в зрелом возрасте составляет более 1,5 тыс. на 100 000 (в США – в 2 раза меньше). Отмечается и рост числа суицидов.
Известно, что уровень самоубийств повышается в годы экономических кризисов, депрессии, роста безработицы. Так, на протяжении прошлого столетия уровень самоубийств в США был весьма стабилен – 10-12 на 100 тыс. чел. населения. И лишь в годы "Великой депрессии" этот уровень увеличился до 17,5.
Самоубийства чутко реагируют на степень социальной и экономической дифференциации населения и темпов ее изменения.
Являясь, по сути, следствием "утраты смысла жизни" суициды растут в годы экономических кризисов, "смены политических и нравственных вех". Так, в России с 1988 года отмечается постепенный рост суицидов с последующим резким скачком в 1992 году. В 1993 году в России уровень самоубийств достиг 38,1 на 100 тыс. населения. Показатели 1994-1995 годов достигли экстремальных значений, и в 1994 году Россия по числу самоубийств вышла на 2-ое место в мире после Литвы. Доля смертей в результате самоубийств в общем количестве умерших составила в 1990-1994 годах – 2,6%.
Нельзя не отметить и такие негативные социально-медицинские аспекты жизни, как резкое снижение доступности многих медицинских услуг, снижение качества жизни, утрату приоритетов профилактической медицины, диспансеризации населения, рост числа нервно-психической патологии.
Резко увеличилось число различных экстрасенсов, колдунов белой и черной магии, чародеев, которые легко берутся решать все медицинские и социально-психологические проблемы сохранения и восстановления здоровья. Это объективно характеризует низкий культурный и социально-гигиенический уровень образованности основной части населения.
Неблагоприятные для значительной части населения Российской Федерации социально-экономические условия, снижение качества жизни, социальной защищенности, безработица, отсутствие уверенности в будущем, утрата привычных ориентиров, нравственных и духовных ценностей, ухудшение экологии, питания, локальные вооруженные конфликты – вот самый краткий перечень негативных факторов, обусловливающих отрицательные тенденции и состояние здоровья населения и приводящих к хроническому психоэмоциональному стрессу.
Медико-биологические исследования убедительно показывают, что хронический психоэмоциональный стресс разрушительно влияет на жизнедеятельность организма, является причиной многих психосоматических заболеваний, приводит к развитию суицидальных намерений.