Пм 02 «лечебная деятельность»

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПМ 02 «ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста»

По специальности 31.02.01 Лечебное дело

Пояснительная записка

Рабочая программа производственной практики для студентов специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ.02 «Лечебная деятельность», МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста» разработана на основе:

-- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 «Лечебное дело»;

-- Приказа Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013г. № 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования";

-- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 сентября 2013 г. №620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования»;

-- Приказа МЗ РФ от 22 августа 2013г. №585н «Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности»

-- Рабочей программы профессионального модуля 02 «Лечебная деятельность» МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста»

-- Рабочей программы производственной практикипрофессионального модуля «Лечебная деятельность», МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста»

-- Производственная практика проводится после прохождения учебной практики по ПМ 01

«Диагностическая деятельность», производственных практик ПМ 02 «Лечебная деятельность», МДК 02.01 «Лечение пациентов терапевтического профиля», МДК 02.02«Лечение пациентов хирургического профиля», МДК 02.03 «Оказание акушерско-гинекологической помощи» в медицинских организациях

Цель производственной практики:

-- формирование у студента общих и профессиональных компетенций,

-- приобретение практического опыта

Методические указания по производственной практике

для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело

Д Н Е В Н И К

Производственной практики

ПМ 02. Лечебная деятельность

МДК02.04 «Лечение пациентов детского возраста»

Студента _______________________________________________________________________

Группы _________________________________________________________________________

Место прохождения практики _____________________________________________________

________________________________________________________________________________

время прохождения практики с «_______» __________________ 20 _____ г

по «_______» __________________ 20 _____ г

Общий руководитель практики ____________________________________________________

Непосредственный руководитель ___________________________________________________

Методический руководитель практики ______________________________________________

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Печать учреждения Подпись общего руководителя практики _________________

здравоохранения Подпись студента ___________________

Дневник по производственной практике

Дата Содержание выполненных работ Оценка Подпись
       
       
       
  Общая оценка     Подпись общего руководителя практики

Печать учреждения здравоохранения

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

в ГБУ «Курганская областная детская больница им. Красного Креста»

МДК 02.04. «Лечение пациентов детского возраста»

ФИО_________________________________________________________________________

Студент ___________________ группы, специальность_______________________________

Время прохождения производственной практики с______________ по_________________

Медицинская организация ГБУ«Курганская областная клиническая детская больница им. Красного Креста»

Перечень необходимых знаний и умений, содержание работы в отделениях

Студент должен знать Уровень усвоения
высокий средний низкий
--принципы лечения и ухода в педиатрии, при осложнениях заболеваний; --фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов; --показания и противопоказания к назначению лекарственных средств; --побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп; --особенности применения лекарственных препаратов у разных возрастных групп;        

Практические умения



Виды работ Участвовал (кол-во) Выполнил (кол-во) Наблюдалприсутст
--поставить предварительный диагноз и обосновать его;      
--составить индивидуальный план лечения ребенка;      
--провести орошение слизистой полости рта;      
--приготовить и раздать лекарства больным детям;      
--рассчитать дозу лекарственных препаратов, развести и ввести антибиотики детям разного возраста;      
--применить мази, пластырь, детскую присыпку; закапать капли в глаза, нос, уши;      
--собрать мокроту на анализ;      
--оформить все виды направлений на исследование;      
--рассчитать дозу витамина Д с профилактической и лечебной целью;      
--оценить пробу Сулковича;      
--осуществить постановку банок, горчичников, провести горчичное обертывание детей.      
--выписать рецепты, направления на амбулаторное обследование, консультации специалистов;      
--поставить согревающий компресс на ухо ребенку, закапать капли в глаза, нос, уши;      
--обработать пупочную ранку новорожденного ребенка;      
--выписать рецепт на молочную кухню;      
--провести термометрию у детей;      
--назначить лечебную диету, лечебно-охранительный режим, фармакотерапию.      
--составить меню ребенку грудного возраста;      
--дать рекомендации по приготовлению сока, фруктового и овощного пюре, каши, мясного бульона и мясного пюре;      
--провести консультацию по введению прикорма детям грудного возраста;      
--провести контрольное кормление;      
--дать рекомендации родителям и детям разного возраста по проведению гигиенических мероприятий      

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Страховой полис: серия ___________ № ___________

Паспорт: серия ___________№ ____________

История болезни ребёнка

1. Дата и время поступления ________________________________________________

2. Отделение ______________________________________________________________

3. Виды транспортировки ___________________________________________________

4. Группа крови ________________________ Резус- принадлежность ______________

5. Побочные действия (непереносимость) - название препаратов, характер побочного действия _______________

________________________________________________________________________________________________________Фамилия, Имя, Отчество __________________________________________________________________________________

6. Пол _____ Возраст ________ (полных лет для детей: до 1 года-месяцев, до 1 месяца - дней) ___________ ___________

8. Постоянное место жительства: город, село (подчеркнуть) _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

9. Место учебы ___________ Для детей название детского учреждения____________________________________________

10. Место работы родителей ________________________________________________________________________________

Профессия, должность __________________________________________________________________________________

11. Диагноз при поступлении _______________________________________________________________________________

Жалобы больного, (или со слов матери ) ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Анамнез развития ребенка.

- период прогенеза (возраст родителей, род занятий, состояние их здоровья, наличие у них хронических заболеваний, профессиональных вредностей) __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- антенатальный период (течение настоящей беременности, проводимой терапии, наличие очагов инфекции, своевременность взятия женщины на диспансерный учет в женской консультации, регулярность наблюдения, условия жизни и питания беременной, прием каких либо препаратов с целью профилактики, проводимые обследования во время беременности)_________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- интранатальный период (длительность родового акта, время отхождения околоплодных вод, наличие слабости родовой деятельности, акушерские вмешательства, показатели физического развития при рождении ребенка: длина тела, масса, окружность груди, головы) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- неонатальный период (время первого прикладывания к груди, характер сосания, убыль массы тела и ее восстановление, время появления и исчезновения желтухи, когда отпал пуповинный остаток и характер заживления пупочной ранки, масса тела при выписке, состояние после выписки из родильного дома ) ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- грудной период ( характер вскармливания, грудное, смешанное, искусственное, возраст, причины перевода на смешанное, искусственное, а также возраст и какие смеси получал_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

Коррекция питания - соки фруктовые пюре, яичный желток, творог ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Время введения прикормов, когда отнят от груди ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Мероприятия по профилактике рахита _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Физическое развитие: динамика нарастания массы тела, длины тела, окружности головы, груди _____________________

________________________________________________________________________________________________________

Время и порядок прорезывания зубов ________________________________________________________________________

Показатели нервно- психического развития (Н. П. Р) ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- преддошкольный и школьный периоды (соблюдение режима дня, характер питания, темпы физического и НПР. Посещает ребенок дошкольное учреждение или воспитывается дома.) ___________________________________________

Физическое развитие НПР
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

- школьный период (выяснить условия и образ жизни ребенка, поведение в школе и в домашних условиях, темпы физического и НПР.

Развитие половых признаков ______________________________________________________________________________

НПР Физическое развитие Половое развитие
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Перенесенные заболевания _________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Проявления рахита на первом году (проведенное лечение) _____________________________________________________

Гипотрофия _____________________________________________________________________________________________

Анемия _________________________________________________________________________________________________

Диатез _________________________________________________________________________________________________

Частота острых заболеваний _______________________________________________________________________________

Состоит ли на учете по поводу хронических заболеваний _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Генеалогический анамнез

Наследственность по трем поколениям родственников (родословное древо) ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аллергологический анамнез

Аллергические реакции на пищевые продукты, лекарственные препараты, физические и химические факторы. Перенесенные ранее аллергические заболевания, когда и какие. Реакции на введение сывороток и вакцин, когда и каких. Связь с простудными заболеваниями. Влияние на развитие и течение заболевания. Контакт с животными, одеждой, жилищем. Отрицательные эмоции. _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиологический анамнез

Контакт с инфекционными больными; профилактические прививки ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Социальный анамнез

Численность общий заработок семьи, психологический климат в семье, регулярность наблюдения в детской поликлинике_______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Объективное обследование ребенка

1. Общий осмотр (общее состояние ребенка)

--хорошее________________________________________________________________

--удовлетворительное ______________________________________________________

--средней тяжести _________________________________________________________

--тяжелое ________________________________________________________________

2. Оценка сознания ребенка и настроение.

--ясное __________________________________________________________________

--помраченное ____________________________________________________________

--ступор _________________________________________________________________

--сопор __________________________________________________________________

--кома ___________________________________________________________________

3. Оценка положения ребенка

--активное _______________________________________________________________

--пассивное ______________________________________________________________

--вынужденное ___________________________________________________________

Обследование по системам:

Кожа, подкожная клетчатка и слизистые оболочки (окраска, чистота,пальпаторно: влажность, эластичность, тургор) ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осмотр видимых слизистых оболочек (полости рта, зева, состояние зубов)______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Осмотр и пальпация периферических лимфатических узлов с оценкой (размер, консистенция, эластичность, болезненность, число) ____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осмотр пальпация и оценка мышечной системы (развитие мышц) ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование костной системы (череп, грудная клетка, позвоночник, конечности) _______________________________

________________________________________________________________________________________________________

осмотр и пальпация суставов ____________________________________________________

форма грудной клетки __________________________________________________________

форма ног ____________________________________________________________________

стопа (нормальная, уплощенная, плоская) _________________________________________

осанка (нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз) _______________________________________

Обследование органов дыхания (осмотр, перкуссия, аускультация) ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- сравнительная перкуссия легких (качество звука) _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- топографическая перкуссия _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

по линиям (окологрудинной, срединноключичной, передней, средней, задней подмышечной лопаточной, околопозвоночной) _____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отдельно границы нижнего правого и левого легкого __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Аускультация легких (сравнительная аускультация) ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Побочные шумы: хрипы, крепитация, шум трения плевры, бронхофония __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧДД __________________________________________________________________________________________________

Обследование сердечно-сосудистой системы

Осмотр: поза, выражение лица, окраска кожи, наличие одышки, отеков, наличие ассимметрии грудной клетки в области сердца __________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- пальпация: пульс ребенка, (одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы дальнейшее исследование на одной руке), (пальпация пульса на височной, сонной, бедренной артериях а у детей до 1-года -по пульсации большого родничка) _______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Характеристика пульса: количество в минуту, ритм, наполнение, напряжение, равномерность, дефицит пульса________ ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________- верхушечный толчок (сильный, слабый, ограниченный разлитой) локализация его в каком межреберье и по какой линии. (Кошачье мурлыканье) ____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- перкуссия - определение границ относительной сердечной тупости (в зависимости от возраста) _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- аускультация

- тоны сердца, характеристика(ослабление, усиление, хлопающий тон на верхушке),акцент второй тон на аорте, и легочной артерии. ЧСС(тахикардия, брадикардия),ритм(правильный не правильный, трехчленный, ритм «галопа», «перепелки») ___________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Система органов пищеварения

Полость рта (зубы, десны, язык, зев, миндалины, глотка) ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Осмотр живота: величина, форма (“Лягушачий живот”, втянутый, запавший), вздутие. Участие в акте дыхания, симметричность. Наличие перистальтических движений. Подкожные Вены (“Голова медузы”). Рубцы послеоперационные, пигментация, наличие грыжи (белой линии живота, паховой, бедренной), измерение окружности живота. ________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глубокая (по Образцову-Стражеско):

Сигмовидная кишка (ширина, плотность, поверхность, болезненность). Слепая кишка______________________________

________________________________________________________________________________________________________

Червеобразный отросток __________________________________________________________________________________

Поперечно-ободочная кишка _______________________________________________________________________________

Восходящий и нисходящий отделы толстого кишечника. _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Аускультация желудка и кишечника, перистальтика ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Печень (на сколько сантиметров выступает край печени из под края рёберной дуги, характер края: острый закругленный, болезненность). (размеры по Курлову) ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Селезёнка (выход из под края рёберной дуги, консистенция, болезненность). _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________Желчный пузырь (проекция, болезненность, симптомы). ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Мочевыделительная система.

Осмотр: области почек, проекция почек, их величина, консистенция, подвижность, болезненность(почечная припухлость, отёки, на лице, одутловатость, в области крестца, их симметричность) _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Симптом Пастернацкого с обеих сторон. ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Болевые мочеточниковые точки. ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Эндокринная система

Щитовидная железа: (величина, консистенция, болезненность) __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Главные симптомы: экзофтальм, симптом Грефе, Мебиуса. _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Вторичные половые признаки и т.п. ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Нервная система

Походка, изменение чувствительности, парезы, параличи, тремор, дермографизм. _________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Для детей раннего возраста рефлексы (условные, безусловные);и С оценкой результата (наличие, отсутствие, симметричность, сила ответа, соответствие возрасту). ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Хоботковый (исчезает к концу 1 года) ___________________________________________ ____________________________

Поисковый (исчезает к концу 1 года) ___________________________________________

Сосательный (исчезает к концу 1 года) ____________________________________________

Орбикулопальпебральный (исчезает к 6 мес.) ______________________________________

Ладонно-ротовой (исчезает к 3 мес.) ______________________________________________

Хватательный (исчезает к 2-4 мес.) _______________________________________________

Рефлекс Моро (сохраняется до 4 мес.) ____________________________________________

Рефлекс Бабинского (остается физиологическим до 2 лет) ______________________________________________________

Рефлекс Кернинга (исчезает к 4 мес.) ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлекс опоры (исчезает к 2 мес.) ______________________________________________

__________________________________________________________________________

Автоматическая походка (исчезает к 2 мес.) ______________________________________

__________________________________________________________________________

Ползание Бауэра (исчезает к 4 мес.) ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рефлекс Галанта(исчезает к 4 мес.) __________________________________________________________________________

Рефлекс Переса (исчезает к 4 мес.) __________________________________________________________________________

Простые шейные и туловищные установочные рефлексы (видоизменяются к 5-6 мес.) ______________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Оценка (наличие или отсутствие, симметричность, время появления или угасания, сила ответа, если за пределами возрастной границы - патологический) _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка физического развития по центильным таблицам.

(используя оценочные таблицы центильного ряда; длина тела, масса тела, окружностьголовы, окружность грудной клетки)

Оценка гармоничности развития по индексам или центильным рядам ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План обследования ребёнка.

Лабораторное исследование: клиническое, биохимическое, бактериологическое, серологическое (кровь, моча, кал, ликвор и т.д.) Инструментальное исследование: ЭКГ, ФКГ, УЗИ сердца, рентгенография, коронарография, ФГДС, ПИК-флуометрия, капилляроскопия, компьютерная томография, бронхоскопия и др.___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(У каждого больного обязательно проводится исследование клинического анализа крови, мочи, кал на яйца глистов, RW, кровь на СПИД, HBS- антиген, флюоро- или рентгенография грудной клетки) ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При необходимости консультации специалистов: хирурга, отоларинголога, гинеколога, невропатолога, психиатра, дерматоневролога, фтизиатра и др., с записью в истории болезни. ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Характеристика

Студент (ка) __________________________________________________________________

группы ________________проходил (а) практику с ______________ по ________________

на базе ___ ___________________________________________________________________

Работал(а) по программе МДК 02.04. «Лечение пациентов детского возраста»

Теоретическая подготовка, умение применять теорию на практике, уровень _____________

___низкий, __средний, __высокий

Производственная дисциплина и прилежание: …………. удовлетворительно, хорошо , отлично

Внешний вид ……………………………………………….…..соответствует, не соответствует

Регулярное ведение дневника и выполнение видов работ, предусмотренных программой практики …………………………………………………………………………..………………….. да/нет

Владение манипуляциями: …………………………….удовлетворительно: хорошо, отлично

Умение организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности ……………………….... да/нет

Умение заполнять медицинскую документации ………………………………………... да/нет

Умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами ……………………………………………………………………………….. да/нет

Методика исследования НС.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно поделить на:

1.стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный, или надбровный рефлекс);

2.транзиторные рудиментарные рефлексы

a. оральные сегментарные автоматизмы (сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротовый);

b. спинальные сегментарные автоматизмы (хватательный p-с, р-сы Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Галанта, Переса);

c. миелоэнцефальные позотонические р-сы (лабиринтный, ассиметричный, симметричный шейные тонические р-сы);

3.мезэнцефальный установочный автоматизм (лабиринтный p-с, простые и цепные шейные и туловищные р-сы).

Хоботковый р-с. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый р-с. При поглаживании кожи в области угла рта (к губам не прикасаться) происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя, выражен особенно перед кормлением. Исчезает к концу 1-го года.

Сосательный р-с. Совершение активных сосательных движений при вложении в рот соски. Исчезает к концу 1-го года.

Орбикулопальпебральный р-с. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. Исчезает к 6 мес.

Ладонно-ротовый p-с Бабкина. P-с вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная р-ция проявляется открытием рта и сгибанием головы. Исчезает к 3 мес.

Хватательный р-с. Он состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев, вложенных в ладонь ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (p-с Робинсона). Такой же p-с можно вызвать с нижних конечностей, если надавливать на подошву у основания II-III пальцев, что вызовет подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4 мес.

P-с Моро. Ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см., а затем поднимают до исходного уровня; или быстрым движением разогнуть нижние конечности, или ударить по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см. с двух сторон от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение руки носит характер охватывания. Сохраняется до 4 мес.

P-с Бабинского. Штриховое раздражение по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. P-с остается физиологическим до 2-х лет.

P-с Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При «+» р-се это сделать не удается. P-с исчезает к 4 мес.

P-с опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову. В таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренном и коленном суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Исчезает к 2мес.

P-с автоматической походки. В положении р-са опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. P-с исчезает к 2 мес.

P-с ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки, и он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, p-с исчезает к 4 мес.

P-с Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. P-с исчезает к 4 мес.

P-с Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцами по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Он вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. Исчезает к 4 мес.

Ассиметричный шейный тонический р-с. Голову ребенка, лежащего на спине, поворачивают в сторону так, чтобы подбородок касался плеча. При этом уменьшается тонус конечностей, к которым обращено лицо (иногда кратковременное разгибание), и повышается тонус противоположных конечностей. Исчезает к концу 1-го года.

Туловищная выпрямительная р-ция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Р-ция формируется с конца 1-го мес.

Простые шейные и туловищные установочные р-сы. Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый. Эти р-сы появляются при рождении и видоизменяются к 5-6 мес.

Заключение

Оценка безусловно-рефлекторной деятельности должна проводиться в теплой, хорошо освещенной комнате на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения, кроме специальных видов исследования, не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оцениваются в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПМ 0

Наши рекомендации