Работа с чувством вины — общие замечания
Введение
Многие клиенты приносят в терапию темы вины. Они могут чувствовать себя виноватыми в одном определенном событии или страдать от повторяющихся приступов чувства вины, которые, кажется,, не имеют ясной причины. Они хотят получить от терапевта понимание, прощение (Flanigan, 1987), поведенческий совет и руководство, и они просто хотят лучше относиться к себе. Поскольку чувство вины донимает их постоянно, они могут стать исключительно упорно работающими клиентами. Однако работа в данной области может быть фрустри-рующей как для клиента, так и для помощника, если клиент терпит неудачу в облегчении своего страдания. Чувство вины - "липучее" переживание, которое может стойко держаться много позже того срока, когда должно было прийти избавление. Более того, вина, в особенности иррациональная, может внезапно вернуться без какой-либо ясной причины, кроме того, что клиент начал больше заботиться о себе. Таким образом, терапия часто следует образцу, согласно которому каждый акт самоутверждения ведет к тому, что клиент чувствует большую вину и страх наказания. Консультант, на-
___303
блюдающий за тем, как клиент делает "шаг назад" в заботе о себе и возвращается к более знакомому пренебрежению к себе, может усомниться в том, что является компетентным терапевтом. Так же и клиент может сомневаться в собственной способности вылечиться, поскольку вина, как ему кажется, всегда возвращается. Моррисон заметил, что чувство вины приводит людей в терапию (Morrison, 1984); можно добавить, что неразрешенные проблемы вины, возможно, являются главной причиной преждевременного прекращения терапии. Так же, как и при работе со стыдом, терапевт, имеющий дело с виноватым клиентом, должен научиться тер-пению.
Чаще всего к чувству вины подходят с позиций когнитивной терапии (Ellis, 1975) или на поведенческом уровне (Forrest, 1983). Когнитивные терапевты фокусируются на иррациональных посланиях, которые грузят их клиентов ненужным чувством вины. Их цель - заменить такие мысли рациональными, которые дают индивиду возможность выбора. Бихевиоральные терапевты подчеркивают потребность виноватых клиентов исправить действительный ущерб, который они нанесли, и составить планы, которые позволят действовать в будущем не таким образом, который порождает вину. Я уверен, что оба этих подхода ценны, и я включил некоторые из их понятий в свой список рекомендаций по обращению с чувством вины. В добавление к этому, я подчеркиваю потребность осознать страх наказания, который стоит за иррациональной виной. Терапевту, имеющему дело- с последней, нужно посвящать время зондированию источников такого страха, часть которых может находиться в родительской семье клиента. Завершенная терапия
___304
вины, таким образом, должна помочь клиенту понять свою иррациональную вину и обрести конт-роль над ней, одновременно способствуя развитию здоровых механизмов рациональной вины.
Рекомендуемая последовательность работы с чувством вины
Важно иметь ясное понимание того, как терапевт может помочь клиенту конструктивно разобраться со своей виной. Рекомендуемая последовательность, изложенная ниже, не обязательна для всех клиентов. Она особенно полезна на ранних диагностических этапах лечения.
Шаг 1. Помоги клиенту идентифицировать чувство вины как жизненную проблему;
Шаг 2. Отдели элементы рациональной вины от иррациональной; реши, на чем сосредоточиться раньше, в зависимости от существующей опасности для индивида и сообщества;
Шаг 3.* Займись рациональными компонентами вины с целью помочь клиенту научиться жить ответственно;
Шаг 4.* Займись иррациональными компонентами вины с целью повысить самооценку клиента и увеличить его способность делать выбор посредством минимизации иррациональной вины.
* Заметьте, пожалуйста, что шаги 3 и 4 могут быть совершены в обратном порядке или даже соединены в один. Это решение может основываться на прагматических соображениях.
___305.
Первая задача - помочь клиенту идентифицировать чувство вины как проблему. Это можно сделать просто: многие клиенты прекрасно знают, что они осаждаемы виной, и специально обращаются за помощью. Другие могут только осознавать, что им больно, что их что-то донимает или что они, кажется, не способны радостно или спонтанно реагировать на свою семью или друзей.
Нормальным будет прямо спросить клиента, не испытывает ли он чувства вины, и назвать клиенту это переживание вслух. (Fischer (1987) отмечает, что использование термина "стыд" может грозить уходом клиента.) Однако вместе с тем консультант должен остерегаться называния проблемы или чувства за клиента. Например, индивид, описывающий свое участие в сексуальных действиях, может защитно отреагировать на предположение о его вине. Клиенты, использующие параноидные тенденции в качестве защиты от чувства вины, могут стать подозрительными или злобными, если терапевт предположит, что они в чем-то виноваты. Следовательно, начальное исследование должно быть экспериментальным, и помощнику не следует настаивать, что клиент испытывает (или ему следовало бы испытывать) чувство вины, если клиент не подтверждает эту гипотезу. Часто клиент сначала отрицает вину, признавая ее позже, при возвращении к этой теме.
Когда клиент распознает свое чувство вины, возникает важный вопрос: рациональное оно, иррациональное или представляет собой смесь обоих? Возможно, наиболее жизненной является последняя ситуация. Женщина, имеющая внебрачного ребенка, может чувствовать рациональную вину за нарушение собственной системы ценностей, одновремен-
___306
но имея и иррациональную (возможно, веря, что отсутствие отца гарантирует неправильное развитие ребенка). Выздоравливающий алкоголик тоже будет нуждаться в распознании своей рациональной вины, чтобы начать процесс возмещения; однако он может чувствовать себя подавленным и неспособным начать эту работу, потому что считает себя ответственным за всю боль окружающих, что является несомненным маркером иррациональной вины. В других случаях предмет может быть отнесен к теме рациональной вины, например, в случае импульсивной кражи индивидом ценного объекта. Тема иррациональной вины будет подразумеваться, когда объективный наблюдатель не может заметить никакого вреда, нанесенного другим. Клиент, ко-торый не сделал ничего плохого, но добивается наказания, очевидно, является жертвой иррационального чувства вины.
Терапевт должен активно обсуждать это различие, так как обращение с рациональной виной за метно отличается от такового с виной иррациональ ной. Рациональная вина, исходящая из объектив ной реальности - ценный ресурс. Она необходима для жизни в обществе. Цель терапии - использовать рациональное чувство вины для пользы клиента. Индивид, который избегал ответственности всю жизнь или в течение периода химической зависимости, должен научиться ответственной жизни в мире. Роль помощника здесь заключается в том, чтобы служить мостом между старым (безответственным) и новым стилями поведения клиента. Терапевт, который может принять клиента, даже если на него невозможно положиться, может быть способен в конце концов подвести его к стабильному моральному существованию, которое сильней-
___307
шим образом повысит чувство собственного достоинства клиента.
Консультанту, может быть, лучше рассмотреть вопрос рациональной вины до того, как зарываться в иррациональную. Например, выздоравливающий алкоголик нуждается в ясном понимании того, что он действительно повредил другим и что это обязывает его исправить то, что он может. Если этот шаг был пропущен, клиент может решить, что он может продолжать избегание реальности. Более того, терапевт, настаивающий на том, что клиент не сделал ничего такого, за что можно чувствовать вину, или что вина - "бесполезная" эмоция, не может приниматься всерьез клиентом, который знает, что сделал что-то дурное. Конечно, рациональная вина должна быть быстро проработана, если индивид рискует заметным образом повредить себе или другим. Рациональное чувство вины может понадобиться, чтобы помочь человеку принять и поддерживать решение не вредить определенному индивиду, или для закрепления паттерна ответственной жизни. Те клиенты, чья главная проблема -недостаток рационального чувства вины, могут нуждаться в терапии, которая в первую очередь обращает внимание на развитие способности действовать морально.
Клиент, мучимый чрезмерным .чувством вины* вряд ли будет представлять угрозу для общества. Такие люди часто обращаются за консультацией, чтобы найти облегчение от парализующей их иррациональной вины. Они оказываются неспособны совершать самоутверждающие выборы, поскольку чувствуют тревогу и вину, двигаясь в этом направлении. Здесь терапевт может наилучшим образом помочь клиенту, сфокусировавшись на иррациональ-
___308___309
ной вине. Консультант должен принять то, что клиент чувствует себя виноватым, не подтверждая факта виновности. В результате, консультант сначала побуждает клиента к проверке реальности. Зачастую ему приходится уверять последнего, что вина, которую он чувствует, не имеет рационального основания. Затем они могут начать исследовать природу и происхождение иррациональной вины клиента. Последний в конце концов начнет чувствовать меньше иррациональной вины, повысит самооценку и сможет совершать в своей нынешней жизни выборы, основанные на собственных ценностях и убеждениях. Терапевту, оценивающему чувство вины клиента, следует помнить, что чрезмерная вина может быть связана с клинической депрессией. Следовательно, важно проверить эту версию, если клиент жалуется на избыточное чувство вины. Типичные симптомы депрессии включают в себя проблемы со сном и аппетитом, потерю энергии и интересов, уменьшение сексуальности, ощущение своего ничтожества, замешательство или когнитивную летаргию и суицидальные мысли. Чувство вины, являющееся частью депрессивного эпизода, может особенно плохо поддаваться вербальной терапии и быть неизлечимым отдельно, от первичной депрессии.
Пример случая: стадии терапии вины
Элен - женщина двадцати пяти лет, обратившаяся к терапии в связи с неуверенностью, стесни-тельностью и чувством вины. Она недавно ушла от мужа, в том числе из-за его пьянства, но также и по менее ясным причинам. Они знали друг друга с детства и были "безупречной" парой, которой, кажется, предопределено было всегда быть вместе.