Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса
Содержание и особенности взаимодействия:
1. Вожатый-вожатый: важно договориться и распределить функции на отряде, чтобы никому не было обидно. И нужно приготовиться к тому, что напарник ничего не умеет и придется делать всё самому. Кроме того, может возникнуть опасность воспользоваться «дешевым» авторитетом (добрый и злой вожатый). Важно в данной ситуации поговорить. С самого заезда вожатых нужно с напарником уточнить все психологические, физиологические и медицинские особенности, чтобы в критической ситуации не потеряться и знать, что делать.
В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти. Для этого:
Умей слушать не только себя, но и участника спора.
Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет.
Установите общие точки зрения.
Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера.
Найдите общие точки зрения.
Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же.
Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.
Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».
Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.
2. Вожатый-воспитатель:с самого начала необходимо разграничить обязанности. Бывает, что воспитатель хочет принимать участие в общении с детьми наравне с вожатым. Стоит до первого собрания с детьми поговорить о правах и обязанностях.
3. Вожатый-старший вожатый: если старший вожатый из вашего отряда, то он всегда сможет помочь и посоветовать в любой ситуации. Если нет, то нужно с ним наладить контакт.
4. Вожатый-старший воспитатель: если в лагере есть старший воспитатель и если в отряде старший вожатый, то со старшим воспитателем общение проходит через старшего вожатого.
5. Вожатый-технический персонал (уборщицы, слесарь, сантехник): с любым обслуживающим персоналом, который каждый день помогает осуществлять работу корпусов и помещений, необходимо общаться вежливо и по возможности им помогать (составлять стулья с вечера, т.к. уборщицы приходят рано утром мыть холлы; отодвигать тумбочки в палатах; объяснять детям правила пользования туалетом, душем и т.д.). Как правило, в лагерь нанимают людей преклонного возраста, которые имеют возможность жить на территории лагеря, питаться и получать весьма скромную заработную плату, выполняя достаточно сложный спектр услуг.
6. Вожатый-столовая: во многих лагерях установлена практика дежурства старших отрядов на территории лагеря и в том числе в столовой. Это касается старших отрядов. Заранее нужно определить, может ли ваш отряд принимать участие в дежурстве (возраст большой, но физические возможности не позволяют). При контакте с кухонными работниками важно обговорить, что если у детей в отряде есть определенные медицинские противопоказания по приему продуктов, то повара должны исключать нужное количество порций и заменить их другими продуктами (с учетом соответствия всех требований питания). В случае, если в отряде ребенок лежит в изоляторе и ему разрешены блюда, которые готовят в столовой, то в обязательном порядке необходимо приносить ребенку еду в изолятор в специальных контейнерах, предварительно уточнив, что именно ему нужно и что он будет есть. Это касается и вожатых, которые могут оказаться в изоляторе.
7. Вожатый-администрация лагеря: Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях любого возраста даже самая идеальная форма критики вожатого или директора лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.
8. Вожатый-педагог дополнительного образования: до начала лагерной смены необходимо выяснить расположение и график работы кружков и секций, познакомиться с педагогами и выяснить специфику работы и максимальную наполняемость групп. В организационный период необходимо провести детей по всем кружкам, рассказать о них и при необходимости направлять детей на занятия. В течение смены вожатому следует активно интересоваться, какие дети посещают кружки, чтобы на заключительной линейке закрытия смены наградить всех детей, наградить отличившихся. Следить за тем, чтобы дети смогли выкупить работы, сделанные своими руками, а также, чтобы дети заранее до своего отъезда сдали все книги в библиотеку.
9. Вожатый-родители:
Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Выбирая позицию для общения с родителями, нужно помнить, что разговор лучше вести в каком-нибудь тихом месте, где вам не будут мешать (беседка, скверик и т.д.). Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.
В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.
В первые же секунды беседы (а если есть возможность, то и заранее, до разговора) выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувствовал заинтересованность.
Если вожатый собирается о чем-либо рассказать родителям, желательно поговорить прежде об этом с ребенком.
Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора.
Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтересованность в разговоре о ребенке. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.
Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.
Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами. Комплименты, которые вы говорите родителям, должны быть искренними, ненавязчивыми и к месту.
Не беритесь за разговор с родителями, если вы не уверены, что сможете сделать это компетентно, не "завести" родителей и не сделать лагерь врагом №1 для их и ребенка! Для контактов с родителями по спорным и малоприятным вопросам есть директор лагеря и старший вожатый.
Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». И например заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам».
Этика общения с родителями
В отношении с посетителями, родителями детей нужно проявлять максимум такта, предупредительности, сердечности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.
Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личное достоинство родителей.
Если замечания высказываются грубо — не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.
Жаловаться на ребят начальству или родителям – проявление непрофессионализма. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям - значит провоцировать их на разбирательство с ребенком.
О факте и оценке ... в общении с неадекватными родителями неадекватных чад (ибо с родителями адекватных чад обычно не разговариваешь, а адекватные родители неадекватных чад про своих детей в курсе).
Идея проста - в каждом сообщении, которое адресовано тебе есть факт, а есть оценка... к примеру - У тебя ужасный почерк . Факт в том, что почерк неразборчив. Оценка в слове ужасный. То есть корявый, стрёмный, плохой и т.д. но факт именно в том, что он неразборчив. Причем если вы сами это знаете, то нет смысла обижаться на факт. Обижаются всегда на оценку.
Родитель - клиент лагеря. Поэтому надо всегда производить на родителей хорошее впечатление.
Чтобы не мучаться с "отловом" запрещенных продуктов, имеет смысл распечатать себе бумажку с перечнем запрещенных продуктов, кою и давать родителям ознакомиться.
Обязательно уточните у начальства, разрешает ли оно отдавать детей дальним родственникам или друзьям родителей - иначе в случае вашей ошибки это может стать серьёзной проблемой.
Родители, они могут забрать у вас ребёнка на время, чтобы погулять с ним. При этом они обязательно пишут заявление примерно следующего содержания:
Директору ДОЛ "XXX"
Сидоровой Л.П.
от Ивановой С. П.
Заявление
Я забираю свою дочь Иванову Катю с 12:00 до 18:00
Ответственность за жизнь и здоровье ребёнка в указанное время беру на себя.
18 июня 2009 ___________ (Подпись)
На родительский день обычно заготавливается список, где все родители просто расписываются. Забирают ребенка в любом случае при наличии паспорта.
10. Вожатый-дети:Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:
- Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.
- Способность видеть в ребенке равноправную личность.
- Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.
- Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.
- Владение чувством юмора.
- Владение словом.
При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением педагогического такта, помнить о возможности экспрессивного воздействия на подростка. Вместо крика и окрика, которые еще, к сожалению, присутствуют в арсенале методов «педагогического воздействия», старайтесь использовать ситуационно-оправданную мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните о том, насколько сильно может воздействовать на ребенка интонационно-богатая, эмоционально-выразительная речь.
С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе – проявление вожатым таких свойств личности как эмпатия – способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия – умение видеть себя со стороны глазами ребенка.
Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.
Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.
В общение с ребятами избегайте моделей-штампов:
- не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.
- не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем стеной неучастия и неприятия, равнодушия и высокомерия.
- не общайтесь только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми.
- не казните себя за допущенные просчеты в общении и не старайтесь найти конструктивный выход из сложной ситуации.
- не допускайте, чтобы отношения принимали слишком фамильярный характер общения – заигрывания с детьми.
Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми. При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:
1 этап. Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:
как и к кому (конкретно) обратиться по имени;
у кого спросить совета;
кого поддержать улыбкой, теплым словом.
2 этап. Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.
3 этап. Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения. В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.
4 этап. Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.
Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.
Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого - игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.
Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).
Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы, которые предлагает психотехника:
- будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;
- развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;
- умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);
- учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;
- следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.