Общие замечания о гипнотизме - Учение о внушении

Этим теориям диаметрально противоположно представление о внушении, впервые формулированное Braid'oм (Neurhypnologfy. 1843), но во всем его значении, теоретическом и практическом, разработанное лишь Liebeault в Нанси (Du sommeil et des etats analogues. 1866). Это представление может быть формулировано следующим образом:

Вызывание всех явлений гипноза путем возбуждения соответствующих чувств и представлений, особенно же фантастических. Легче и надежнее всего желаемая цель достигается категорическим устным заявлением гипнотизера о том, что вызываемое состояние имеется уже в самый момент заявления или тотчас же установится (словесное внушение). Когда субъект сам внушает самому себе, то мы вместе с Bernheim'oм говорим об Autosuggestion, самовнушении. Braid, однако, сам еще не уяснил себе всей важности внушения, вследствие чего приписал неподобающее значение непрерывному раздражению чувств (фиксации и т. п.). Он допускал существование „животного магнетизма" Mesmer'a, на ряду с гипнотизмом, верил в непосредственное воздействие на периферическую нервную систему и остался: на той точке зрения, выразительницей которой является т. наз. „соматическая школа" (Charcot и т. д.). Внушением вызывают прежде всего частичную или полную диссоциацию, а так как диссоциационное состояние мозга значительно усиливает его внушаемость (т.-е, восприимчивость к внушению), то этим в данный момент приобретают желаемое могущество. Сон есть равным образом диссоциационное состояние мозга,— в общем имеющее целью доставление отдыха нейронам. Суггестивная диссоциация есть, так сказать, более или менее : ограниченный или локализованный сон. Но внушение осуществляется не только с помощью языка, словесного обращения, но и с помощью всего того, что может вызывать представление и прежде всего яркие фантастические образы. Вполне справедливо замечает Liebeault (стр. 347):

„Наклонность к этим состояниям пропорциональна присущей каждому способности их душевного воспроизведения. Человек, который, сосредоточив свое внимание на какой нибудь идее, напр., тактильного ощущения, воспринимает его, как бы оно было действительно, можно наверное сказать, способен и заснуть «глубоким сном» (т.-е. может быть глубоко загипнотизирован). Но этого еще мало,— внушение может быть бессознательным (т.-е. находиться в области нижнего сознания), или же сответствующее представление в зеркале верхнего сознания проявляется столь слабо или кратковременно, что исчезает из него навсегда, так что и память не в состоянии более его воспроизвести, а все-таки подобное внушение оказывает могущественное действие. Вообще, благодаря полной амнезии, в таких случаях не удается доказать, что данное представление когда либо сознавалось. Но тем не менее оно несомненно существовало; ближайшее исследование доказывает это. Вот здесь-то и находится ключ к уразумению бесчисленного множества самообманов и Mesmer'овских эффектов, о которых рассказывают. Одной, впервые загипнотизированной крестьянской девушке, не имевшей никакого представления о физике и призмах, поставили перед глазами призму, предварительно внушив ей видеть в воздухе несуществующую свечу. На вопрос, что она видит, она отвечала „две свечи". Это, как доказал Bernheim, и есть бессознательное внушение. Через призму девушка действительно видела окружавшие ее предметы в двойном виде, под влиянием чего бессознательно удвоила и внушенную ей свечу. Если тот же опыт проделать в совершенно темной комнате с индивидуумом, так же никогда не подвергавшимся гипнозу и в такой же мере незнакомым с соответствующими явлениями, то внушенный образ чрез призму никогда не удвоится (Bernheim.). В гипнозе девушка навряд ли сознавала, что свечу она видит удвоенной потому, что и другие предметы представляются ей в двойном виде. Это удвоение произошло инстиктивно, автоматически, за порогом верхнего сознания; другие предметы ею, ведь, не фиксировались (за исключением фиктивной свечи), а тем не менее воспринимались и определялись в двойном виде (по всей вероятности в области нижнего сознания). Но и для верхнего сознания всегда остается бессознательным самый механизм внушения, т.-е. тот способ, каким услышанное и усвоенное слово гипнотизера (или же восприятие последнего) вызывает действительный эффект.Практические успехи, достигнутые теорией Liebeault в области терапии, педагогики и еще во многих других областях, дали столько очевидных доказательств ее справедливости, что торжество ее ныне должно считаться совершенно обеспеченным. В то время, как другие теории с их методами дают возможность, с большим или меньшим трудом, вызывать только часть явлений гипноза у некоторых истерических или нервных субъектов, и лишь в виде исключения у здоровых, при чем постоянные загадки и противоречия вынуждают прибегать к удивительнейшим и запутаннейшим объяснениям, — внушение с легкостью удается почти у каждого здорового человека и разъясняет без натяжек и с одной единой точки зрения все, за исключением вышеприведенных сомнительных фактов, как и фактов телепатии, недоступных еще точному изучению. Кроме того, теория ! внушения находится в совершенном согласии с научной психофизиологией, бросая яркий свет на функции нашего мозга.





Число здоровых, загипнотизированных одним только Liebeault

Liebeault (Therapeutique Suggestive 1891), по его словам, загипнотизировал более 7500 человек. Он умер 17 фвераля 1904 года, 81 года от роду.

и Bernheim'oм в Nancy, определяется многими тысячами. В течение 1887—1890 д-ром Wetterstrand-ом в Стокгольме было подвергнуто гипнозу 3148 человек, из которых только | 97 оказались не поддающимися внушению. Д-рами van Renterghem и van Eeden, в Амстердаме, в 1895 г. с успехом были загипнотизированы путем внушения из 1089 — 1031 человек. Д-р Velander, в Ionkoping'e, имел на 1000 загипнотизированных только 20 не поддававшихся внушению, д-р von Schrenk на 240—только 29, д-р Tuckey на 220—только 30 и т. д. (статистические данные д-ра von Schrenk-Notzing'a из Мюнхена 1893). Я сам за последние годы получал более или менее благоприятный эффект приблизительно в 96% своих случаев. Каждый летний семестр я вел в Цюрихе поликлинический курс лечения внушением (еженедельно 1,5 часа). В течение этого времени загипнотизировывались мною с терапевтическою целью в присутствии студентов приблизительно 50—70 пациентов, и я могу сказать, что за последние годы едва ли 1—3 случая совершенно не поддавались внушению. Д-р Ringier, ознакомившийся у меня с методами внушения в 1887 г., нашел среди 210 больных, подвергнутых внушению, только 12, не поддавшихся последнему (Ringier. Erfolge des therap. Hypnotismus in der Landpraxis 1891). Oskar Vogt'y, который своим тонким психологическим анализом превзошел всех авторов, удалось загипнотизировать 100% своих больных. Среди всех таких загипнотизированных находится большое число типичных сомнамбулистов с постгипнотическими явлениями и т. д.

Не все врачи, применявшие гипноз, разработали статистику своих случаев. Тем не менее можно сказать, что каждый понявший и хоть несколько усвоивший нансийский метод (Liebeault — Bernheim — Beaunis — Liegeois), вскоре сумеет вызвать более или менее сильный эффект у 90—96% всех загипнотизировываемых им лиц (исключая душевно-больных). Число врачей, применяющих внушение или занимающихся научной разработкой нансийского метода, значительно увеличилось после первого издания этой книги, и я уверен, что все подтвердят вышесказанное.

На ряду с этими цифрами, как странно выделяются те немногие истерические субъекты из Salpetriere в Париже, немногим более дюжины, которых (все одних и тех же) из году в год демонстрировали всему миру в подтверждении теории Charcot, и путем бессознательного внушения, очевидно, довели до полнейшего автоматизма.

Резюмируя все вышесказанное, приходится допустить, что столь расплывчатое прежде понятие гипнотизма имеет тенденцию перейти в понятие внушения. И в этом — ключ к уразумению если не всех, то, наверное, наибольшей части рассмотренных здесь явлений.

Наши рекомендации