Трудоемкость освоения: 144 акад.час. или 4 зач.ед.

Обучающиеся, успешно освоившие рабочую программу, будут обладать компетенциями, включающими в себя способность/готовность:

- анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов в области уха, горла и носа; роль и значение лимфаденоидного аппарата глотки в формировании иммунитета; общие закономерности развития воспаления при инфекционных и аллергических заболеваниях ЛОР-органов; особенности структурных изменений в верхних дыхательных путях и органе слуха при различных заболеваниях; особенности физиологических защитных механизмов полости носа и околоносовых пазух и их значение для обеспечения гомеостаза респираторной системы в целом (УК-1);

- управлять коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

- участвовать в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3);

- определять ключевые синдромы и симптомы основных заболеваний верхних дыхательных путей и уха на основе знаний фундаментальных медико-биологических закономерностей возникновения патологических процессов (ПК-5);

- использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ и проблем, связанных со здоровьем (ПК-6).

По окончанию изучения рабочей программы «Фундаментальные дисциплины» обучающийся должен знать:

- основные закономерности взаимоотношений микро- и микроорганизма и развития инфекционной патологии верхних дыхательных путей и уха;

- морфологию и патоморфологию основных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей;

- топографическую и клиническую анатомию верхних дыхательных путей и уха с учетом возрастных особенностей;

- физиологию ЛОР-органов, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- причины возникновения патологических процессов ЛОР-органов (воспаление, инфекция, опухоли), механизмы их развития и клинические проявления в возрастном аспекте.

По окончанию изучения рабочей программы «Фундаментальные дисциплины» обучающийся должен уметь:

- получить информацию о заболевании;

- рационально проанализировать жалобы и анамнестические сведения больного;

- использовать адекватные методы обследования на основе знания фундаментальных дисциплин и уметь интерпретировать их результаты;

- проводить дифференциальный диагноз;

- оценить причину и тяжесть состояния больного и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния.

По окончанию изучения рабочей программы «Фундаментальные дисциплины» обучающийся должен владеть навыками:

- расспроса больного, сбора анамнестических сведений, наблюдения за пациентом;

- комплексного метода стандартного и специфического оториноларингологического обследования ЛОР-органов;

- лечения воспалительных заболеваний ЛОР-органов;

- лечения травматических повреждений ЛОР-органов и их аномалий;

- принципов лечения доброкачественных и злокачественных опухолей ЛОР-органов;

- аудиологического обследования больных;

- общеврачебными навыками и манипуляциями.

Содержаниерабочей программы «Фундаментальные дисциплины»

Индекс Наименование дисциплин (модулей) и разделов
БЛОК 1 БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
ОД.О.00 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.О.03 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.О.03.1 Нормальная и патологическая физиология
ОД.О.03.1.1 Воспаление. Патофизиологические механизмы становления и развития. Основные компоненты воспалительного процесса
ОД.О.03.1.2 Иммунопатологические процессы. Иммунитет, его формы и значение. Роль лимфаденоидного аппарата глотки в формировании иммунного гомеостаза
ОД.О.03.1.3 Инфекционный процесс. Патогенез и патоморфология инфекционного процесса. Защитно-приспособительные реакции. Понятие об аутоинфекции
ОД.О.03.1.4 Опухоли. Общая характеристика, распространенность, эпидемиология. Этиология опухолей. Предопухолевые состояния. Основы профилактики и лечения опухолей
ОД.О.03.2 Анатомия и патологическая анатомия
ОД.О.03.2.1 Морфология системы органов дыхания
ОД.О.03.2.2 Патоморфология заболеваний верхних дыхательных путей
ОД.О.03.2.3 Патоморфология заболеваний нижних дыхательных путей
ОД.О.03.3 Клиническая биохимия
ОД.О.03.3.1 Биохимия человека, понятие норма и патология
ОД.О.03.3.2 Биохимические основы патологии при болезнях дыхательных путей
ОД.О.03.3.4 Методики оценки различных биохимических процессов в клинике и эксперименте
ОД.О.03.3.5 Биохимические механизмы действия различных лекарственных средств

Тематика самостоятельной работы обучающихся по рабочей программе «Фундаментальные дисциплины»:

1.Физиология органа обоняния.

2.Папилломатоз ЛОР-органов.

3.Механизмы формирования антибиотикорезистентности.

4.Патогенетические механизмы IgE-опосредованной аллергической реакции.

5.Сущность АСИТ при аллергическом рините.

6.Механизмы возникновения обструктивного апноэ сна у пациентов с эндокринной патологией.

7.Морфофункциональная организация лимфаденоидного аппарата глотки и его роль в формировании иммунного гомеостаза.

8.Рецепторный аппарат небных миндалин и его роль в формировании тонзиллогенных осложнений.

Тематика интерактивных форм учебных занятий:

№ п/п Форма занятий Тема занятий Формируемые компетенции (индекс)
1. Семинар – круглый стол Воспаление слизистой оболочки носа УК-1; УК-2; УК-3; ПК-1; ПК-5; ПК-9
2. Семинар – круглый стол Доброкачественные опухоли ЛОР-органов УК-1; УК-2; УК-3; ПК-1; ПК-4; ПК-10

Формы и вид промежуточной аттестации обучающихся:

1. Дифференцированный зачет.

2. Тестовый контроль.

Примеры вопросов, выявляющих теоретическую подготовку врача-оториноларинголога:

1. Нормальная физиология внутреннего уха.

2. Патофизиология носового дыхания.

3. Анатомия остиомеатального комплекса.

4. Патологическая анатомия аллергического ринита.

5. Диагностическое значение определения прокальцитонина при гнойно-септических осложнениях заболеваний ЛОР-органов.

6. Влияние гистологического строения рака гортани на выбор лечебной тактики.

Примеры контрольно-оценочных материалов по результатам освоения рабочей программы «Фундаментальные дисциплины»:

Инструкция: На каждое задание выберите один правильный ответ:

Патоморфологический процесс в сосочковом слое собственно слизистой оболочки:

А. Акантоз

Б. Папилломатоз

В. Вакуольная дистрофия

Г. Паракератоз

Д. Гиперкератоз

Ответ Б

Интерферон в слюне присутствует :

А. Постоянно

Б. В ранней стадии вирусной инфекции

В. В стадии разгара вирусной инфекции

Г. В конечной стадии вирусной инфекции

Д. На всех стадиях вирусной инфекции

Ответ Д

Инструкция: выберите правильный ответ по схеме:

А) если правильны ответы 1,2 и 3

Б) если правильны ответы 1 и 3

В) если правильный ответ 2 и 4

Г) если правильный ответ 4

Д) если правильны ответы 1,2,3 и 4

Укажите неспецифические процессы в патогенезе различных заболеваний:

1. Лихорадка

2.Воспаление

3.Гипоксия

4.Тромбоз кровеносных сосудов

Ответ Д

Какие положения характеризуют понятие «патогенез»:

1. Учение о механизмах возникновения, течения и исхода болезней

2. Учение о причинах и условиях возникновения болезней

3. Конкретные механизмы развития патологических процессов

4. Учение о типовых патологических процессах

Ответ Б

Укажите заболевания, в возникновении и развитии которых важную роль играет наследственная предрасположенность:

1. Сахарный диабет

2. Гипертоническая болезнь

3. Атеросклероз

4. Гемофилия А

Ответ А

Инструкция: «Установите соответствие между позициями, представленными в обозначенных колонках. Для каждого буквенного элемента левой колонки выберите пронумерованный элемент правой колонки . Каждый пронумерованный элемент правой колонки может быть выбран один раз, более одного раза или не выбран совсем».

Воспалительный процесс Признаки или факторы
А. О воспалении свидетельствуют :   1. Лейкоцитоз 2. Тромбоз
Б. Обусловливают боль : 3.Лихорадка 4. Гипопротеинемия
  5. Гистамин 6. Кинины 7.Повышение температуры тканей 8. Механическое раздражение нервных окончаний
Ответ А 1, 3; Б 5, 6, 8  

Вид механизма образования Патоморфологические элементы

А. Пролифератвный 1. Узел

Б. Экссудативный 2. Пузырь

3. Пузырек

4. Волдырь

5. Бугорок

6. Папула

Ответ А 1, 5, 6 ; Б 2, 3, 4.

   

Литературак рабочей программе «Фундаментальные дисциплины»

Основная:

1. Биохимия: Учебник для вузов, Под ред. Е.С. Северина., 2003. 779 с.

2. Патологическая анатомия Учебник Пальцев М.А., Аничков Н.М., М. 2000

Наши рекомендации